Одна из задач национального проекта в сфере образования - повышение конкурентности и социальной мобильности выпускников общеобразовательной и профессиональной школы. Сегодня нет сомнения в том, что для успешной адаптации в обществе недостаточно академических знаний в отдельных областях науки, необходимо также владение коммуникативной культурой. Коммуникабельный человек способен легко адаптироваться на рынке труда, установить контакт и найти взаимопонимание с незнакомыми людьми, так как наиболее востребованными являются профессии, связанные с экономикой, предпринимательством, торговлей, т.е. специальностями, успех которых зависит от умелого делового общения в сочетании с неофициальным, в том числе в непринужденной обстановке светских мероприятий. Социализация с помощью речи на высших уровнях профессиональной иерархии позволяет говорить об эффективном элитарном (светском) общении, соответствующем требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе. Высказать свое уважение адресату, доставить удовольствие тому, кого поздравляют, воодушевить и сплотить аудиторию, создав доверительную, теплую тональность общения позволяют широко распространенные на светских (элитарных) мероприятиях поздравительная речь и речь к подарку.
Знания об особенностях создания и произнесения представленных жанров могут быть сформированы на одном из занятий элективного курса для старшеклассников«Не пренебрегайте ничем, что может нравиться людям…».
Цель занятия: научить создавать, произносить поздравительное слово и речь к подарку.
Задачи: дать представление о структуре, содержании смысловых частей поздравительного слова и речи к подарку; показать особенности использования вербальных и невербальных средств общения во время произнесения рассматриваемых этикетно-церемониальных жанров.
Ход занятия
Во время беседы преподаватель напоминает, что светский прием включает большое количество речевых жанров и проводится по какому-либо конкретному поводу: юбилей, чествование особо отличившихся людей, знаменательные даты и др. На подобных мероприятиях часто произносятся торжественные речи (речи на случай), цель которых доставить удовольствие себе и партнеру, развлечь, воодушевить и сплотить присутствующих, выделить и похвалить определенные нравственные и другие ценности, возбудить у слушателей «положительные» эмоции (восторг, радость) и чувства (любовь, преданность, благодарность). Наиболее частотными жанрами светских мероприятий являются поздравление и речь к подарку.
Далее учащимся предлагается проанализировать содержание видеообразцов (задание №1) и ответить на вопросы: «В каком из представленных образцов поздравительная речь больше соответствует вашему представлению о светском, элитарном общении? Почему? Каковы особенности ее произнесения? Назовите структуру и языковые средства этой разновидности речи».
Образец 1. Стенограмма фрагмента м/ф «Вини Пух и день забот» (реж. Ф. Хитрук; сцена поздравления Ослика Иа с днем рождения).
Пятачок. Доброе утро/ Иа!
Ослик. Доброе утро/ Пятачок! В чем я/ лично/ сомневаюсь// Но это не важно//
Пятачок. Поздравляю тебя с днем рождения!
Ослик. Как ты сказал? Повтори! Поздравляю…
Пятачок. Подожди минутку (поворачивается)/ я так лучше слышу// Поздравляю с днем рождения!
Ослик. Меня? С днем рождения?
Пятачок. Да//
Ослик. С днем рождения?!
Пятачок. Я принес тебе подарок//
Ослик. Мне? Подарок? Значит/ получается/ у меня настоящий день рождения?!
Пятачок. Да// Только…
Ослик. Спасибо/ Пятачок// Ты настоящий друг/ не то/ что некоторые// А что за подарок?
Пятачок. Возд… Воздушный шар//
Ослик. Шар?! Это такой большой? Красивый?
Пятачок. Ну да! Только/ понимаешь/ я бежал…
Ослик. Его еще надувают…
Пятачок. Я хотел принести тебе его поскорей и / упал//
Ослик. Ах/ как жаль! Надеюсь/ ты не ушибся?
Пятачок. Я – нет// Но он… В общем/ он лопнул//
Ослик. Мой шарик?
Пятачок (плачет). Да/ вот он// Поздравляю тебя//
Ослик. Это он? Мой подарок? (Пятачок плачет).
Ослик. Спасибо/ Пятачок// Извини/ я хотел бы узнать/ какого цвета он был/ когда он был шариком?
Пятачок. Зеленого//
Ослик. Мой любимый цвет! А какого размера?
Пятачок. Почти с меня//
Ослик. Подумать только/ почти с тебя//
Пятачок. Ага//
Ослик. Мой любимый размер//
Пятачок. Ага (плачет).
Появляется Вини Пух.
Пух. Поздравляю с днем рождения! Желаю счастья в личной жизни! Пух//
Ослик. Спасибо// Мне уже посчастливилось//
Пух. Я принес тебе маленький подарочек// Тут написано…
Ослик. У меня уже есть один подарочек//
Пух. Очень полезный подарок/ в него можно положить все/ что хочешь// Все/ что хочешь/ можно класть//
Ослик. Пожалуй/ в него можно положить мой воздушный шарик?
Пятачок. Нет/ как раз воздушный шарик в такой горшочек не влезет// Они слишком большие//
Ослик. Это другие не влезут// А мой влезет// Гляди/ Пятачок!
Пятачок. Ой/ выходит и входит//
Ослик. И выходит/ и входит/ замечательно выходит! (смеются)
Пух. Как хорошо/ что я догадался подарить тебе как раз такой подходящий горшочек!
Пятачок. В который можно положить такой подходящий шарик! (Поют песню, появляется Сова).
Сова. Апчхи! Поздравляю тебя/ Иа// Я слышала/ у тебя сегодня день рождения? Это правда?
Ослик. Да/ настоящий день рождения// Столько подарков!
Сова. Так/ дорогой Иа// В этот знаменательный день я хочу подарить тебе безвозмездно…
Пух. Что – что?
Ослик. Помолчи/ Пух!
Пух. Извини/ я только хотел узнать/ без чего?
Сова. Без–воз–мезд-но// То есть/ даром.//
Пух. Да/ понятно//
Сова. Апчхи! Подарить тебе безвозмездно скромный/ но очень полезный подарок/ вот этот шнурок! (Дарит подарок)
Сова. Ты можешь повесить его на дверь//
Ослик. Кажется/ он// Хвост//
Сова. Что такое? Я не понимаю!
Ослик. Он? Он/ мой хвост?! Настоящий собственный хвост?!
Пятачок. Ну/ конечно! О! Хвост нашелся! Сова нашла хвост!
Сова. Какой хвост? Хвост!? Что такое?! Это/ значит/ я подарила хвост?! (Все смеются, радуются).
Образец 2. Стенограмма фрагмента х/ф «В ритме танго» (реж. А. Павловский, сцена банкета по случаю бракосочетания Д.А. Колгана и Инги).
В ресторан, где проходит банкет, входит депутат Госдумы Ворошилов, давний друг жениха, с женой. В руках у него самовар, супруга держит пакет с подарком.
Ворошилов. Ну герой/ ну герой! Ну молодец! Ой-ой-ой (смеется).
Жена Ворошилова. Здравствуйте// Поздравляю! Семейного вам счастья!
Колган. Спасибо//
Невеста (удивленно смотрит на подарок). А что это?
Ворошилов. Самовар// Старинный русский самовар//
Жена Ворошилова. А это сапог (достает из пакета).
Колган (радостно). Браво! Браво! Я теперь чай буду пить из самовара!
Ворошилов. Конечно/ в семье должны быть не только солидарность/ совет да любовь/ но и какие – то традиционные ценности// Допустим/ семейное чаепитие// Я поздравляю! Молодец! Молодец!
Колган. Спасибо/ братишка// Ну/ познакомься (обращается к жене), это Ворошилов Павел Федорович/ друг юности/ братишка// И/ между прочим/ уже семь месяцев Депутат Государственной Думы (обнимаются, Ворошилов похлопывает его по спине).
Образец 3. Поздравление А. Кони, известного адвоката и общественного деятеля (1844-1927 гг.).
Дорогая Мария Гавриловна, — запряженный в ярмо заседаний Государственного Совета, я лишен возможности поздравить Вас лично с наступающим днем Вашего Ангела, но шлю Вам самые горячие пожелания здоровья, душевного спокойствия и всего, что есть на божьем свете хорошего. В нынешнем году исполняется 30 лет нашего личного знакомства: благодарю Вас сердечно за все отрадное, яркое и светлое, что я из него извлек.
Образец 4. Речь представителя Департамента образования и науки на открытии региональной научно-практической конференции старшеклассников (г. Новокузнецк).
Уважаемые гости! От имени взрослых ученых /я сердечно поздравляю вас с праздником – началом работы исследовательской конференции// Всякое начало есть продолжение чего–то свершившегося// Поэтому вы уже победители// Победители/ потому что к этому моменту завершили свое исследование/ получили результаты/ к достижению которых вы шли/ преодолевая все трудности// преодолевая себя// Есть чувство удовлетворения/ потому что я это сделал// Есть чувство радости за полученный результат//
Я от всей души желаю вам/ чтобы праздник предъявления своей работы своим друзьям/ очень строгому компетентному жюри не разочаровал/ и не огорчил вас/ чтобы вы сохранили в себе атмосферу праздника/ созданного сегодня торжеством открытия// Чтобы умели порадоваться не только своим успехам/ но успехам своих товарищей// Чтобы вас не огорчили не те результаты/ которых вы ожидали – отнеситесь к этому философски/ извлеките из этого уроки/ уроки/ которые бы позволили вам расти/ совершенствоваться/ развиваться// Успехов вам/ чувства счастья от общения друг с другом! И сохраните в душе праздник этого общения! (Аплодисменты).
Образец 5. Ксюша/ в этот радостный день мы поздравляем тебя с праздником и дарим сотовый телефон// Он очень дорогой/ поэтому постарайся его не испортить и не потерять//
Образец 6. Юлечка/ поздравляю! Желаю тебе всего самого/ самого/ самого... наилучшего. Хочу подарить тебе это красивое платье/ очень надеюсь/ что оно тебе подойдёт// Мне его самой подарили/ но с размерами не угадали/ так что носи на здоровье//
Отвечая на поставленные вопросы, школьники отмечают, что образец №4 представляет собой официальное поздравление, так как произносится в официальной обстановке, в зале, где школьная элита собралась на научно–практическую конференцию, поздравление принадлежит официальному лицу, речь продумана, отличается регламентированностью.
Для выявления жанровых особенностей поздравления (задание №2) учащимся предлагается несколько вопросов: «Нужно ли готовить речь заранее? Какая речь, представленная в образцах, на ваш взгляд, является подготовленной, а какая неподготовленной? Почему? Что отличает частично-подготовленное поздравительное высказывание?». Старшеклассники вспоминают, что подготовленная речь продумана, зафиксирована полностью (письменная форма, образец №3) или в виде тезисов, но присутствует словесная импровизация (образец №4), неподготовленная речь– импровизированная, непринужденная (образцы №№1,5), частично подготовленная – продумано, что будет сказано, но словесное выражение спонтанное (образец №2). Недостающие сведения вносятся в таблицу 1(см. табл. 1).
Таблица 1
Структура и языковые формулы поздравительного слова (и речи к подарку)
Части |
Цель |
Речевые жанры |
Языковые формулы |
Вступление |
Привлечь внимание, обозначить предмет, проблему речи |
Обращение |
Дорогие друзья!..; Милые дамы!...; Дамы и господа!..; Уважаемый Петр Сергеевич!.. и др. |
Основная часть |
Сообщить о предмете речи, конкретном значимом событии |
Рассказ, лирические отступления, комментарии автора, шутка, анекдот, басня, стихотворение, легенда, пословица, поговорка, притча, воспоминания, пояснения, комплимент и др. |
От лица (от имени) поздравляем... (и хотим подарить...); Прими мои поздравления... (и подарок); Поздравляю... (и дарю...); Разрешите (позвольте) поздравить... (и вручить...); Примите мои теплые (искренние) поздравления (и этот скромный подарок...)... и др. |
Заключение |
Подчеркнуть значимость человека или события |
Похвала герою, событию, оценка его роли, значения, обращение к адресату, надежда, благодарность, комплимент, напутствие и др. |
Надеемся, что и в дальнейшем…; У Вас впереди еще столько…; Оставайтесь такой же… и др. |
Далее мы выясняем, может ли поздравление употребляться в письменном виде, в чем заключается его отличие от устной формы, как различаются поздравительные речи по объему. Ученики называют такие письменные формы, как записка, открытка, сопроводительное письмо (к цветам, подарку), телеграмма, благодарственное письмо. В поздравлениях значимы не только слова, но и оформление текста – рисунки, фотографии, цвет и размер шрифта, расположение текста и т.п., а также то, что поздравление (как в устной, так и в письменной форме) может быть кратким (образцы №№1, 2, 5, 6) и развернутым (образцы №№3,4). Для закрепления знаний о поздравительном слове (задание №3) предлагается заполнить отдельные графы в таблице 2 (см. табл. 2).
Таблица 2
Жанровые особенности поздравительного слова
№ |
Основные факторы |
Особенности |
1 |
Адресант, адресат, характер их взаимоотношений |
Учет социального статуса адресата: служебное положение, возраст, социальная роль, материальное положение, личные заслуги; Характер взаимоотношений: близкие – неблизкие, официальные – неофициальные |
2 |
Цель создания поздравления |
Доставить удовольствие себе и партнеру, развлечь слушателей, выделить и похвалить определенные нравственные качества и другие ценности, возбудить у слушателей положительные эмоции (восторг, радость) и чувства (любовь, преданность, благодарность) и др. |
3 |
Объем поздравления |
Сверхкраткие: состоят из одной фразы (Поздравляю!; Это Вам!; Желаю счастья!) Краткие: состоят из одного предложения (Поздравляю с днем рождения, желаю счастья и любви). Развернутые: содержат различные жанры (басню, притчу, легенду, пословицу, поговорку и др.). |
4 |
Способ передачи |
Устный - личный контакт, непосредственное общение; Письменный – использование СМИ, телефона, факса, телефонограммы и др. |
5 |
Графические формы поздравления |
Состоит из языковых средств; сочетает языковые средства и фотографии, эмблемы, художественные рисунки |
6 |
Языковые, ритмико-интонационные и пантомимические особенности |
Тщательный отбор слов, обращенность взгляда адресату, умеренный темп, использование пауз, логического ударения и др. |
В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что поздравление, являясь разновидностью протокольно–этикетной речи, обладает следующими особенностями: имеет трехчастную структуру, носит официальный характер, содержит похвалу.
Так как поздравительная речь часто сопровождается дарением каких-либо подарков, посвящением виновнику торжества стихов, следующее задание (№4) направлено на выявление особенностей создания и произнесения речей к подарку. Отвечая на вопрос преподавателя («По какому поводу вручаются подарки?»), школьники отмечают, что их дарят не только в связи с каким–либо торжеством, но и для того, чтобы выразить благодарность, извинение, утешение, сделать комплимент или поощрить кого-либо. Следовательно, даритель преследует определенную цель, которую выражает в высказывании, сопровождающем подарок, также в нем называется событие, по поводу которого его преподносят.
Обращение к образцу №1 (из задания №1) позволило выявить, что поздравительные речи к подарку различаются степенью подготовленности и объемом: у Совы более подготовленная речь, продуманная; у Пятачка и Вини Пуха – неподготовленная, создавалась в момент говорения, она прерывистая, есть паузы, самоперебивы; речь Пятачка самая короткая, Вини Пух включил информацию о достоинствах своего подарка, т.е. речь к подарку может быть подготовленной и неподготовленной, краткой и развернутой.
Далее преподаватель сообщает о том, что для элитарного общения используются подготовленные, развернутые высказывания, и просит дополнить поздравительные речи к подарку (образец №1) необходимыми структурно–смысловыми частями. Учащиеся считают, что в речь Пятачка можно внести следующие элементы: обращение («Дорогой Иа, дорогой друг»), пожелание («Желаю найти свое счастье») и т.д.
На следующем этапе (задание №5) анализируются и фиксируются в виде таблицы (см. табл. 3) высказывания, содержащие как запретные фразы, неуместные в данном речевом жанре, так и те, которые способствуют улучшению взаимоотношений между коммуникантами, и примеры речевых формул благодарности.
Таблица 3
Речевые средства речи к подарку и ответного слова
Запретные фразы |
Рекомендуемые выражения |
Ответная речь |
- Подарок очень дорогой; - Вам всё равно не понравится; - мне его самой подарили; - знаешь, сколько я его искала; - ничего лучше я не нашла; - он у нас всё равно валяется; - все магазины оббегала, Вам все равно не угодишь; - у меня оказались одинаковые духи. Зачем мне столько? и др. |
- Пусть он напоминает обо мне; - дарю от всей души; - надеюсь, он Вам пригодится; - мы выбирали все вместе; - хотелось сделать Вам приятное; - подарок, сделанный с любовью, всегда доставит радость; - дарю подарок в знак моей большой любви и др. |
- Спасибо Вам за…; - большое / огромное / Вам спасибо!; - спасибо (за то), что...; - большое спасибо Вам за...; - благодарю Вас за...; - от души / от всей души / сердечно благодарю Вас за…; - я хочу / я хотел (-а) бы / мне хотелось бы поблагодарить Вас за... / за то, что...; - спасибо, Вы очень (так) любезны! / Вы очень (так) внимательны и др. |
Для закрепления материала (задание №6) предлагается подготовить развернутые поздравительные речи к подарку маме на 8 Марта; другу (подруге) на день рождения; классному руководителю на День Учителя. Оценка образцов осуществлялась по следующим критериям: 1) структура; 2) объем; 3) содержание; 4) оригинальность, уместность использования речевых средств; 5) завершение речи. Приведём некоторые примеры:
- Милая мамочка! Поздравляю тебя с Днём 8 Марта! Весенний даже маленький букетик пусть подарит тебе нежность! Весеннее солнце пусть подарит тепло! Мартовский ветерок подарит надежду и счастье, радость, любовь и добро! Мамочка, я дарю тебе твои любимые розы, будь всегда такой красивой, как эти цветы! Ты самая замечательная мама на свете!
- Натонька, с Днём рождения тебя, родная! Желаю, чтобы все твои мечты сбывались, а планы осуществлялись. Прими от меня скромный подарок. Думаю, этот ежедневник поможет тебе успевать всегда и везде. Надеюсь, подарок тебе понравится и принесет успех во всех делах. Счастья тебе огромного и большой любви.
- Уважаемая Светлана Михайловна! Поздравляем Вас с Днём Учителя! Желаем Вам дальнейших творческих успехов, хорошего настроения и умных учеников. Примите от нас этот скромный подарок. Пусть эта ваза напоминает Вам о нас, пусть всегда в ней стоят живые цветы - символ нашей любви к Вам. Мы гордимся, что у нас такой прекрасный учитель!
Мы считаем, что полученные знания и умения помогут старшеклассникам (в т. ч. в дальнейшей профессиональной деятельности) чувствовать себя более уверенно и комфортно в ситуации непринужденного общения и будут способствовать карьерному росту.