Учебно-методическая разработка открытого урока по теме "Путешествие по сказкам" для 5-х классов с использованием интерактивной доски

Разделы: Информатика


Класс: 5.

Цель урока: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Задачи:

Обучения:

  • систематизировать знания об информационных процессах;
  • создать представление об «объекте», «свойстве объекта», «классификации объектов»;
  • сформировать общеучебные умения (сравнение, обобщение).

Развития:

  • развивать устойчивый интерес к предметному содержанию;
  • развивать самостоятельность учащихся,
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах;
  • развивать логическое мышление (сравнение, классификация, обобщение).

Воспитания:

  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
  • воспитание добросовестное отношение к учебной работе

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами игры.

Модуль: Теоретическая информатика.

Оборудование:

  • компьютер учителя с ОС Windows XP;
  • интерактивная доска Hitachi Starboard;
  • ПО Hitachi Starboard Software;
  • мультимедиа-проектор;
  • презентация и набор картинок к уроку.

Ход урока

1. Оргмомент (3 мин).

2. Актуализация прежних знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы узнали, что одна и та же информация может быть представлена в разных формах, т. е. разными кодами.

  • Какие способы кодирования информации вам известны? (Графический, числовой, символьный.)
  • Как называется процесс, обратный кодированию? (Декодирование.)
  • А зачем человек кодирует информацию? (Для сокращения записи, засекречивания информации, для удобства работы с информацией и др.)
  • Что мы называем информацией? (Сведения об окружающем нас мире.)
  • Какие действия с информацией вы можете совершать? (Получение, хранение, обработку и передачу информации.)
  • Если вы улыбнулись друг другу, какие действия с информацией вы совершили? (Получение, обработку и передачу информацией.)

Сегодня на уроке мы будем производить действия с информацией, но не с простой, а с кодированной. У меня есть секретная информация о сказочных героях, но я не буду их называть. Их мне назовете вы.

3. Викторина «Сказочные герои».

Учитель: Вначале вы поделитесь на 4 группы. Каждая группа получает фрагмент сказочного произведения, в котором спрятались персонажи из известных произведений. Вы прочитаете этот фрагмент и подумаете, о ком же здесь идет речь. А помощником нам будет набор разнообразных картинок.

(Учитель открывает на интерактивной доске Картинки – 5 класс. От каждой группы по очереди выходит 1 ученик для выбора сказочных персонажей. Другой ученик зачитывает фрагмент текста с места. Учащиеся отрабатывают навык работы с интерактивной доской: умение ориентироваться в меню; изменять размеры картинок; группировать картинки).

Викторина

1 фрагмент. Жил-был деревянный мальчик с большим длинным носом (Буратино). Он дружил с девочкой, носившей яркий красный чепчик (Красная шапочка). Однажды, когда они вместе играли в лото, к ним постучался человек с сумкой, в которой лежали письма и газеты (почтальон Печкин).

2 фрагмент. Приехал он из селения с молочным названием (Простоквашино) и привез друзьям газету с заметкой о неизвестном пушистом зверьке с большими ушами, которого нашли в ящике с апельсинами (Чебурашка). Прочитав заметку, друзья отправились на поиски этого загадочного зверя, так как очень захотели с ним познакомиться. Они и не догадывались, с какими приключениями им предстоит встретиться.

3 фрагмент. Первой, кто им попалась навстречу - была бледненькая девушка, которая очень боялась солнца и тепла, со странным зимним именем (Снегурочка). Она подсказала путникам дорогу, а чтобы те не заблудились, дала друзьям хлебный мячик, который умел бегать, о чём он всё время пел (Колобок). Мячик прямиком поскакал в царство славного царя. Это царство охраняли богатыри, которые выходили из океана (33 богатыря).

4 фрагмент. Дойдя до ворот царства, они увидели странное существо с банкой варенья и то ли с ватрушкой, то ли с вертушкой за спиной (Карлсон). В царстве они познакомились с забавным старичком, который все время кого-то лечил. К нему постоянно шли больные зверюшки (Доктор Айболит). Встретился им на пути странный медвежонок с опилками в голове со своим розовым маленьким другом (Вини Пух).

5 фрагмент. Он проводил друзей до крыльца, на котором стояла девочка с голубыми волосами (Мальвина). Она провела путешественников внутрь дома, где мохнатый зверек (Чебурашка), о котором писали в газете, пел под гармошку, на которой играл его зеленый друг (Крокодил Гена). В честь их прибытия царь устроил пир на весь мир.

4. Игра «Угадай-ка».

Учитель: Теперь вы понимаете, что кодировать информацию можно короткими фразами. Ещё интереснее кодировать информацию с помощью рисунков. Я буду показывать наборы картинок с изображением предметов, принадлежащих персонажам различных сказок, а вам нужно определить сказку и персонажей, которым принадлежат эти предметы. Вам необходимо обсудить увиденную картинку и записать выбранный персонаж в таблицу.

Номер слайда

Название персонажа

Слайд 1

 

Слайд 2

 

Слайд 3

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

На доске показываются слайды из презентации. Приложение 1

На каждом слайде набор картинок.

  • Слайд 1 – Избушка, ступа и метла (Баба Яга).
  • Слайд 2 –Монета, сабля и самовар (Муха Цокотуха).
  • Слайд 3 – Золотой ключик, лиса Алиса и кот Базилио, золотые монеты (Буратино).
  • Слайд 4 – Золотое яичко, мышь, дед с бабой, куриное яйцо (Курочка ряба).
  • Слайд 5 – Стетоскоп, машина «Скорая помощь» и термометр (Доктор Айболит).
  • Слайд 6 – Пятачок, кролик, ослик Иа (Вини Пух).

Учитель: Теперь давайте проверим правильность ваших записей. На доске будем показывать ответы к заданиям.

По желанию учащиеся могут сами открывать правильные ответы в презентации. Учащиеся зачитывают свои записи. Остальные группы корректируют правильность ответов. За каждый правильный ответ группа получает красный смайлик.

5. Игра «Придумай сказку».

Учитель: Сказочник Оле Лукойе начал сочинять сказку, но совершенно забыл как зовут его героев. Посмотрите, что у него получилось. Прочитайте внимательно текст и предложите, имена каких сказочных героев необходимо дописать.

Приложение 2

На интерактивной доске открывается текстовый документ. Ученики читают его и по 1 человеку от группы выходят к доске, записывая при помощи инструмента «Перо» имена героев. Каждый представитель группы пишет свое продолжение, другие группы обсуждают в это время, полученный текст, готовясь продолжать заполнять текст на доске дальше. Импровизированность данного задания заключается в том, что ученики могут добавлять различные комбинации героев сказок. Предугадать и описать варианты предполагаемой сказки невозможно, даже при наличии некоторой ограниченности сюжета.

Рисунок 1

Учитель: А вот конец сказки Оле Лукойе написать не успел. О приключениях этих героев дальше вы напишете дома, это и будет вашим домашним заданием.

Физпауза.

Игра “Найди лишнего”

Учитель называет множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.

На Бал-маскарад пришли герои сказки «Золотой ключик»:

Буратино, Знайка (хлопок), Карабас-Барабас, Шпунтик и Винтик (хлопок), Мальвина, Лиса Алиса, Колобок (хлопок), Снегурочка (хлопок), Кот Базилио, Красная шапочка (хлопок), Папа Карло и другие.

6. Игра «О ком речь?»

Учитель: Ребята, как сказать одним словом, что мы делаем сегодня на уроке? (Кодируем и декодируем информацию.)

Учитель жестами показывает одному из учеников, чтобы он подошел к нему. Потом показывает, чтобы он сел на место.

- Какие действия с информацией я сейчас производила? (передавала)

- Передача информации с помощью жестов – это…? (кодирование)

- Сейчас вы получите картинки с изображениями различных сказочных героев. Выберите наиболее интересного героя и подумайте как можно передать информацию об этом герое только с использованием жестов и мимики.

Каждой группе выдается набор картинок (желательно разных). Картинок достаточно 1-2 (в зависимости от количества учеников в группе), наиболее известных героев.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Учитель: Можно использовать любые подручные материалы. Показывает сказочного героя 1 человек от группы, но можно использовать и помощников. Задание считается выполненным, если остальные команды угадают сказочного героя. За каждое выполненное задание группа получает красный смайлик.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Наш необычный урок подходит к концу. Ребята, оцените его: понравилось, не понравилось, было скучно, было интересно.

- А что вам понравилось больше всего?

- Чтобы вы хотели изменить?

- Вы захотите рассказать дома своим родителям о нашем уроке?

- А как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Давайте посмотрим, у какой группы больше красных смайликов. Члены этой группы получают оценку «5».

8. Домашнее задание.

Чтобы и следующий урок прошел увлекательно, дома придумайте продолжение сказки, которую мы начали сочинять сегодня на уроке.

Методические указания к проведению урока.

Функции заданий:

  1. Задание 1 – «Актуализация прежних знаний» - актуализирует знания обучаемых об информационных процессах.
  2. Задание 2 – «Викторина «Сказочные герои» - формирует умение распознавать объекты по их ключевым признакам и осуществлять оценку личностных качеств персонажей.
  3. Задание 3 – «Игра «Угадай-ка» - позволяет проверить степень сформированности навыка.
  4. Остальные задания закрепляют первичные умения, сформированные на уроке.