Класс: 5.
Цель урока: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.
Задачи:
Обучения:
- систематизировать знания об информационных процессах;
- создать представление об «объекте», «свойстве объекта», «классификации объектов»;
- сформировать общеучебные умения (сравнение, обобщение).
Развития:
- развивать устойчивый интерес к предметному содержанию;
- развивать самостоятельность учащихся,
- развивать инициативу, уверенность в своих силах;
- развивать логическое мышление (сравнение, классификация, обобщение).
Воспитания:
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
- воспитание добросовестное отношение к учебной работе
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с элементами игры.
Модуль: Теоретическая информатика.
Оборудование:
- компьютер учителя с ОС Windows XP;
- интерактивная доска Hitachi Starboard;
- ПО Hitachi Starboard Software;
- мультимедиа-проектор;
- презентация и набор картинок к уроку.
Ход урока
1. Оргмомент (3 мин).
2. Актуализация прежних знаний.
Учитель: На предыдущих уроках мы узнали, что одна и та же информация может быть представлена в разных формах, т. е. разными кодами.
- Какие способы кодирования информации вам известны? (Графический, числовой, символьный.)
- Как называется процесс, обратный кодированию? (Декодирование.)
- А зачем человек кодирует информацию? (Для сокращения записи, засекречивания информации, для удобства работы с информацией и др.)
- Что мы называем информацией? (Сведения об окружающем нас мире.)
- Какие действия с информацией вы можете совершать? (Получение, хранение, обработку и передачу информации.)
- Если вы улыбнулись друг другу, какие действия с информацией вы совершили? (Получение, обработку и передачу информацией.)
Сегодня на уроке мы будем производить действия с информацией, но не с простой, а с кодированной. У меня есть секретная информация о сказочных героях, но я не буду их называть. Их мне назовете вы.
3. Викторина «Сказочные герои».
Учитель: Вначале вы поделитесь на 4 группы. Каждая группа получает фрагмент сказочного произведения, в котором спрятались персонажи из известных произведений. Вы прочитаете этот фрагмент и подумаете, о ком же здесь идет речь. А помощником нам будет набор разнообразных картинок.
(Учитель открывает на интерактивной доске Картинки – 5 класс. От каждой группы по очереди выходит 1 ученик для выбора сказочных персонажей. Другой ученик зачитывает фрагмент текста с места. Учащиеся отрабатывают навык работы с интерактивной доской: умение ориентироваться в меню; изменять размеры картинок; группировать картинки).
Викторина
1 фрагмент. Жил-был деревянный мальчик с большим длинным носом (Буратино). Он дружил с девочкой, носившей яркий красный чепчик (Красная шапочка). Однажды, когда они вместе играли в лото, к ним постучался человек с сумкой, в которой лежали письма и газеты (почтальон Печкин).
2 фрагмент. Приехал он из селения с молочным названием (Простоквашино) и привез друзьям газету с заметкой о неизвестном пушистом зверьке с большими ушами, которого нашли в ящике с апельсинами (Чебурашка). Прочитав заметку, друзья отправились на поиски этого загадочного зверя, так как очень захотели с ним познакомиться. Они и не догадывались, с какими приключениями им предстоит встретиться.
3 фрагмент. Первой, кто им попалась навстречу - была бледненькая девушка, которая очень боялась солнца и тепла, со странным зимним именем (Снегурочка). Она подсказала путникам дорогу, а чтобы те не заблудились, дала друзьям хлебный мячик, который умел бегать, о чём он всё время пел (Колобок). Мячик прямиком поскакал в царство славного царя. Это царство охраняли богатыри, которые выходили из океана (33 богатыря).
4 фрагмент. Дойдя до ворот царства, они увидели странное существо с банкой варенья и то ли с ватрушкой, то ли с вертушкой за спиной (Карлсон). В царстве они познакомились с забавным старичком, который все время кого-то лечил. К нему постоянно шли больные зверюшки (Доктор Айболит). Встретился им на пути странный медвежонок с опилками в голове со своим розовым маленьким другом (Вини Пух).
5 фрагмент. Он проводил друзей до крыльца, на котором стояла девочка с голубыми волосами (Мальвина). Она провела путешественников внутрь дома, где мохнатый зверек (Чебурашка), о котором писали в газете, пел под гармошку, на которой играл его зеленый друг (Крокодил Гена). В честь их прибытия царь устроил пир на весь мир.
4. Игра «Угадай-ка».
Учитель: Теперь вы понимаете, что кодировать информацию можно короткими фразами. Ещё интереснее кодировать информацию с помощью рисунков. Я буду показывать наборы картинок с изображением предметов, принадлежащих персонажам различных сказок, а вам нужно определить сказку и персонажей, которым принадлежат эти предметы. Вам необходимо обсудить увиденную картинку и записать выбранный персонаж в таблицу.
Номер слайда |
Название персонажа |
Слайд 1 |
|
Слайд 2 |
|
Слайд 3 |
|
Слайд 4 |
|
Слайд 5 |
|
Слайд 6 |
|
На доске показываются слайды из презентации. Приложение 1
На каждом слайде набор картинок.
- Слайд 1 – Избушка, ступа и метла (Баба Яга).
- Слайд 2 –Монета, сабля и самовар (Муха Цокотуха).
- Слайд 3 – Золотой ключик, лиса Алиса и кот Базилио, золотые монеты (Буратино).
- Слайд 4 – Золотое яичко, мышь, дед с бабой, куриное яйцо (Курочка ряба).
- Слайд 5 – Стетоскоп, машина «Скорая помощь» и термометр (Доктор Айболит).
- Слайд 6 – Пятачок, кролик, ослик Иа (Вини Пух).
Учитель: Теперь давайте проверим правильность ваших записей. На доске будем показывать ответы к заданиям.
По желанию учащиеся могут сами открывать правильные ответы в презентации. Учащиеся зачитывают свои записи. Остальные группы корректируют правильность ответов. За каждый правильный ответ группа получает красный смайлик.
5. Игра «Придумай сказку».
Учитель: Сказочник Оле Лукойе начал сочинять сказку, но совершенно забыл как зовут его героев. Посмотрите, что у него получилось. Прочитайте внимательно текст и предложите, имена каких сказочных героев необходимо дописать.
На интерактивной доске открывается текстовый документ. Ученики читают его и по 1 человеку от группы выходят к доске, записывая при помощи инструмента «Перо» имена героев. Каждый представитель группы пишет свое продолжение, другие группы обсуждают в это время, полученный текст, готовясь продолжать заполнять текст на доске дальше. Импровизированность данного задания заключается в том, что ученики могут добавлять различные комбинации героев сказок. Предугадать и описать варианты предполагаемой сказки невозможно, даже при наличии некоторой ограниченности сюжета.
Рисунок 1
Учитель: А вот конец сказки Оле Лукойе написать не успел. О приключениях этих героев дальше вы напишете дома, это и будет вашим домашним заданием.
Физпауза.
Игра “Найди лишнего”
Учитель называет множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.
На Бал-маскарад пришли герои сказки «Золотой ключик»:
Буратино, Знайка (хлопок), Карабас-Барабас, Шпунтик и Винтик (хлопок), Мальвина, Лиса Алиса, Колобок (хлопок), Снегурочка (хлопок), Кот Базилио, Красная шапочка (хлопок), Папа Карло и другие.
6. Игра «О ком речь?»
Учитель: Ребята, как сказать одним словом, что мы делаем сегодня на уроке? (Кодируем и декодируем информацию.)
Учитель жестами показывает одному из учеников, чтобы он подошел к нему. Потом показывает, чтобы он сел на место.
- Какие действия с информацией я сейчас производила? (передавала)
- Передача информации с помощью жестов – это…? (кодирование)
- Сейчас вы получите картинки с изображениями различных сказочных героев. Выберите наиболее интересного героя и подумайте как можно передать информацию об этом герое только с использованием жестов и мимики.
Каждой группе выдается набор картинок (желательно разных). Картинок достаточно 1-2 (в зависимости от количества учеников в группе), наиболее известных героев.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Учитель: Можно использовать любые подручные материалы. Показывает сказочного героя 1 человек от группы, но можно использовать и помощников. Задание считается выполненным, если остальные команды угадают сказочного героя. За каждое выполненное задание группа получает красный смайлик.
7. Подведение итогов урока.
Учитель: Наш необычный урок подходит к концу. Ребята, оцените его: понравилось, не понравилось, было скучно, было интересно.
- А что вам понравилось больше всего?
- Чтобы вы хотели изменить?
- Вы захотите рассказать дома своим родителям о нашем уроке?
- А как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Давайте посмотрим, у какой группы больше красных смайликов. Члены этой группы получают оценку «5».
8. Домашнее задание.
Чтобы и следующий урок прошел увлекательно, дома придумайте продолжение сказки, которую мы начали сочинять сегодня на уроке.
Методические указания к проведению урока.
Функции заданий:
- Задание 1 – «Актуализация прежних знаний» - актуализирует знания обучаемых об информационных процессах.
- Задание 2 – «Викторина «Сказочные герои» - формирует умение распознавать объекты по их ключевым признакам и осуществлять оценку личностных качеств персонажей.
- Задание 3 – «Игра «Угадай-ка» - позволяет проверить степень сформированности навыка.
- Остальные задания закрепляют первичные умения, сформированные на уроке.