Профиль программы: гуманитарный.
Программа элективного курса для учащихся девятых классов (двенадцать часов, в неделю один час, один учебный год) (английский язык).
Пояснительная записка
Расширение международного сотрудничества, улучшение деловых контактов в области внешних и культурных связей, значительно увеличивает возможность общения с нашими зарубежными друзьями.
Как общеобразовательный предмет иностранный язык помогает развитию школьника, его профессиональной ориентации. Он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. В связи с этим служит формированию качеств личности, её направленности, которые обеспечат использование творческих возможностей в интересах решения глобальных проблем человечества.
Программа основного общего образования не позволяет учащимся шире использовать разговорные возможности английского языка, подробное изучение материала страноведческого характера о Великобритании.
Языковые умения, приобретенные как на уроках, так и на элективном курсе «О Британии вкратце» дадут учащимся возможность использовать знания о стране изучаемого языка более подробно, повысят интерес к предмету, расширят кругозор, а также помогут при сдаче экзамена по предмету. Курс предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников.
Элективный курс «О Британии вкратце» предназначен для учащихся девятых классов, изучающих английский язык, как первый (основной) язык с пятого класса. Элективный курс рассчитан на 12 часов и содержит наиболее интересные и актуальные материалы о жизни Великобритании.
Цель: Углубление знаний учащихся о жизни Великобритании, расширение лингвистического кругозора, развитие самостоятельности учащихся, предоставление учащимся возможностей для расширения образовательного пространства, приобретения опыта деятельности в информационной коммуникации и практического применения английского языка.
Задачи:
- повысить общекультурный уровень учащихся
- развивать информационную коммуникацию (т.е. способы получения и использования информации);
- расширить представление о деловой сфере Великобритании, нашедшей отражение в публицистической печати;
- расширить знания учащихся об особенностях британской культуры: нормах поведения, общения, образа жизни;
- обучить анализу событий, а также высказыванию своего мнения, умению делать сравнения на основе прочитанного текста.
- научить учащихся строить монологическое высказывание по темам;
- научить учащихся вести беседу на данные темы.
Организация занятий.
- Целеполагание урока.
- Актуализация лексических единиц.
- Развитие навыков устной речи по теме.
- Умение читать тексты с общим охватом содержания прочитанного.
- Аудирование. Умение воспринимать текст на слух.
- Домашнее задание: различные виды писем, открыток
Каждая тема включает несколько сообщений, построенных на лексике, которая вписывается в определенные модели. Лексика группируется по тематическому принципу. Целью курса является не только познакомить учащихся с традициями и обычаями страны, ее географическим положением, но и научить читать тексты с извлечением необходимой информации. Обучение аудированию ведется на протяжении всего курса обучения. Учащийся должен раскрывать темы, употребляя полученные знания, используя межпредметные связи, подкрепляя свои высказывания из дополнительных источников.
Требования к уровню знаний и умений учащихся.
Занятия содержат все аспекты речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо.)
- Умение вести беседу по теме. Говорение:
- Монологическая речь. (Уметь выступать с сообщениями на основе прочитанного, кратко передать содержание полученной информации, рассуждать о фактах, событиях, делая выводы).
- Диалогическая речь. (Уметь участвовать в диалогах-расспросах, диалогах побуждения к действию, в диалогах смешанного типа).
- Умение читать тексты разных стилей разных областей знаний: ознакомительное чтение, изучающее чтение, просмотровое чтение
- Восприятие на слух текста с извлечением необходимой информации.
- Развитие навыков письменной речи.
- Расширение своих знаний о стране изучаемого языка.
По окончании курса обучения учащиеся достигают следующих умений и навыков:
- аудирование: распознание речи на слух из сообщения, из печати; понимание текста по теме в целом и выборочно;
- говорение: передача мысли в диалоге и монологе с помощью простых формул речевого общения;
- чтение: умение читать несложные тексты, понимая их содержание в общем или выборочно;
- решение различных коммуникативных задач:
а) извлечение основной информации;
б) поиск информации;
в) полное понимание содержания информации.
Система текущего и итогового контроля включает письменные и устные виды контроля.
Первые проводятся в форме проверочных работ, ролевых коммуникативных игр, вторые - в форме защиты творческих или тематических работ, проекта.
Темы
Тема 1. Правительство (2 ч).
Аудирование по темам: «Британская монархия», «Британский парламент». Работа с постерами. Введение необходимой лексики при обсуждении темы «Политические партии».
Работа с текстом: «Government».
Тема 2. Страна и народ (2 ч).
Страноведческие сведения, знакомство с картой Великобритании. Общеупотребительная лексика в диалогах по темам: «Остров Великобритания. Части Великобританию».
Работа с постерами, символами. Видеофрагменты: «Лондон-столица Великобритании», «Достопримечательности Великобритании».
Работа с текстом: « Великобритания. Географическое положение».
Тема 3. Культура (2 ч).
Аудирование по темам: «Культурная жизнь Великобритании», «Выдающиеся английские архитекторы».
Работа с постерами «Архитектурные памятники». Видеофрагмент «Достопримечательности Великобритании».
Введение необходимой лексики при обсуждении темы «Выдающиеся английские писатели». Составление кроссворда.
Работа с текстом: «Английские народные песни».
Тема 4. Обычаи и традиции Великобритании (2 ч).
Аудирование по теме: «Обычаи и традиции Великобритании». Введение необходимой лексики при обсуждении темы «Праздники». Оформление поздравительной открытки.
Работа с пословицами.
Работа с текстом: «Вверх по Темзе за лебедями».
Тема 5. Спорт. Национальные виды спорта (2 ч).
Аудирование по теме: «Спорт в Великобритании». Расширение словарного запаса. Работа с постерами. Составление рекламного проспекта о спорте.
Видеофрагмент «Национальные игры».
Составление кроссворда.
Работа с текстами: «Скачки», «Состязания шотландских горцев».
Тема 6. Просмотр видеофильма о Великобритании. (1 ч).
Видеопросмотр. Обсуждение проблем. Ролевая игра.
Правила составления письма. Письмо по электронной почте.
Тема 7. Защита творческих работ (реферат, кроссворд), дифференцированный зачёт, проект (1ч.)
Программа охватывает следующие темы
- Правительство. Британская монархия, Британский парламент и система выборов. Политические партии.
- Страна и народ. Географическое положение. Остров Великобритания. Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Лондон-столица Великобритании.
- Культура. Культурная жизнь Великобритании.
- Обычаи и традиции Великобритании.
- Спорт. Национальные виды спорта.
Учебно-тематический план
№ |
Темы |
Занятия, час |
|||
теория |
практика |
проект |
всего |
||
1. |
Правительство. |
1 |
1 |
|
2 |
2. |
Страна и народ. |
1 |
1 |
|
2 |
3. |
Культура. |
1 |
1 |
|
2 |
4. |
Обычаи и традиции Великобритании. |
1 |
1 |
|
2 |
5. |
Спорт. |
1 |
1 |
|
2 |
6. |
Просмотр видеофильма о Великобритании (обсуждение). |
|
1 |
|
1 |
7. |
Защита творческой работы (дифференцированный зачёт, реферат, проект). |
|
|
1 |
1 |
|
Всего |
5 |
6 |
1 |
12 |
Литература
- «О Британии вкратце»: Кн. для чтения на англ. яз. в ст. классах средней школы / Составители Т.В. В. Ощепкова.И. И. Шустилова. - М.:Просвещение,1993.-157 с.: ИЛ.-ISВN 5-09-003422-2.
- «В Великобритании принято так: (Об английских обычаях)». Учебное пособие для студентов педагогических. институтов по спец. N22103 «Иностр. Яз» Т.Н. Химунина, Н. В. Конов, И. А. УОЛШ.-2-е изд., дораб.-М.:Просвещение,1984.-230 с., ил.
- Элизабет Лиард «Добро пожаловать в Великобританию и США» М. Просвещение, 1994 г.
- Графов А.Т. «Повседневный английский в ситуации общения.» Москва, 1992.Учебное пособие с аудиокассетами.
- Flip-posters. UК. M.G.Brиmbird. Teacher's Gиide. Eиropean Langиage Institиte. 1995.
- Flip-posters. UК. M.G.Brиmbird. Stиdent's Book. Eиropean Langиage Institиte. 1995.
- Журнал «Иностранные языки в школе» N2 3, 1999.
- Журнал «Иностранные языки в школе» N2 2, 2003.
- Видеокассета."Guide to Britain" Москва, 2000.
- Видеокассета. «Достопримечательности Великобритании" Москва, 2000.