Цель: Уточнить и расширить словарь детей по теме.
Образовательные:
- Формировать обобщающее понятие «домашние животные» и «детёныши».
- Закрепить умение строить фразу из 3-5 слов.
Развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику; жевательно – артикуляционные мышцы; мышцы шеи.
- Способствовать развитию речевого дыхания
- Способствовать развитию фонематического слуха и восприятия.
- Развитие грамматического строя речи. Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Совершенствовать знания детьми языка татарского народа через игровую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к домашним животным.
- Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.
- Воспитывать умение слушать друг друга.
- Воспитывать желание говорить правильно и красиво.
- Воспитывать интерес к татарским произведениям.
Оборудование: магнитофон, диск с татарской плясовой музыкой, наглядные пособия – изображения животных и их дётёнышей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья.
Самый младший – это я.
Это Маша, это Саша, это Юра, это Даша.
Это Петя, это Коля, это Юля, это Оля,
Это тоже наш друг – мальчик Павлик тут как тут.
Психологическая установка на занятие.
Наши глаза внимательно смотрят.
Наши уши внимательно слушают.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
Психогимнастика:
Изобразить игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую корову, грозного быка.
2. Беседа по картинке с изображением коровы и теленка.
- Ребята, я приготовила для вас картинки. Посмотрите. Кто здесь нарисован?
- Корова.
- А это кто?
- Теленок.
- Какая корова? А теленок?
Воспитатель обобщает ответы детей: Да, ребята, корова большая, а теленок маленький. У коровы есть рога, она может бодаться. А у теленка рожек пока нет или они очень маленькие. Корова мычит громко, протяжно: «Мму-у-у!» а теленок мычит тихо, тоненьким голосом: «Мму-у-у!».
Развитие речевого дыхания
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.
Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)
Телёнок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.)
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Корова и теленок жуют жвачку.
Имитировать жевание.
Упражнения для щёк и губ:
Теленок сосет молоко.
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
- Детеныша коровы можно назвать не только теленком, но и бычком.
3. Логоритмика.
Импровизация движений в такт стихотворения.
У коровы есть ребёнок:
Брык-брык, скок-скок,
А зовут его телёнок,
А зовут его бычок.
А мы знаем стихотворение про бычка. Расскажем его (опрос нескольких детей).
Бычок. А.Л. Барто
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
4. Беседа по картинке с изображением козы и козленка.
- Посмотрите на эту картинку. Кто нарисован?
- Коза.
- А это кто?
- Козленок.
- Какая коза? А какой козленок?
Воспитатель обобщает ответы детей: Коза большая, с бородой, с длинными рогами. Козлята маленькие, рожки у них едва заметны. Козлята играют, шалят.
- Ммэ-э! – зовет коза своих козлят (громко, басовито). «Ммэ-э!» - отвечают козлята (тише, тоньше).
- Давайте попробуем изобразить маму – козу, а теперь козлят (дети воспроизводят).
- Ребята, вспомним татарское стихотворение, который написал великий поэт Г.Тукай.
Гали белэн Кэжэ. Габдулла Тукай
Безнен Гали бигрэк тату Кэжэ белэн,
Менэ Кэжэ карап тора тэрэзэдэн.
Гали аны чирэм белэн кунак итэ,
Кэжэ рэхмэт укый: сакалын селкетэ.
Упражнения для мышц шеи:
Бодливый козлик. Упрямый ослик.
Круговые движения головой.
5. Физкультминутка «Коза».
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
6. Беседа по картинке с изображением лошади и жеребенка.
- Посмотрите на эти картинки. Кто здесь изображен?
- Лошадь.
- А кто рядом с лошадью?
- Жеребенок.
- Какая лошадь? А жеребенок какой?
Воспитатель обобщает ответы детей: Правильно, ребята, лошадь большая, красивая, с густой гривой, длинным хвостом. Жеребенок маленький, ножки у него тонкие.
Упражнения для щёк и губ, языка.
Фырканье лошади.
Вибрация губ.
Цоканье копыт лошади.
- Мы с вами знаем стихотворение про лошадку. Кто расскажет? (Опрос нескольких детей).
Лошадка. А.Л. Барто
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
- А я тоже приготовила для вас стихотворение, называется «Жеребенок».
Хвост косичкой,
Ножки – спички,
Оттопырил вниз губу…
Весь пушистый,
Золотистый,
С белой звездочкой на лбу…
8. Игра «Позови животного».
- Мы с вами сейчас отправимся на лужок, где пасутся животные.
На отдельно стоящем столе выставлены игрушечные животные: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок. Воспитатель с детьми подходят к этому столу.
- Позовите на татарском языке животных, которых вы здесь видите.
Чакырабыз бахбайны
Бах-бах-бах
Бах-бах-бах!
Чакырабыз кэжэне
Кэж-кэж-кэж
Кэж-кэж-кэж!
7. Игра «Кого не стало?»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кого не стало?» Отвернитесь (со стола убирается одно животное, например, корова).
- Кого не стало, ребята?
- Коровы.
- Интересно, куда ушла корова? (На луг щипать травку).
- Отвернитесь (воспитатель убирает со стола козленка). Кого не стало теперь?
- Козленка.
- Куда убежал козленок? (Убежал пить воду).
- Отвернитесь (со стола убирается лошадь). Кого не стало?
- Лошадки.
- Куда же могла ускакать лошадка?
7. Итог занятия. Сюрпризный момент.
Раздается звон колокольчиков.
- Ребята, откуда-то доносится звон колокольчиков? Я посмотрю за дверью.
За дверью стоит игрушка лошадь-качалка, к ней привязана маленькая тележка с апельсинами.
- Вот, оказывается, за чем ускакала лошадка. Она привезла нам гостинцы.
Дети получают гостинцы – апельсины.