Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
- показать, что цветок это видоизменённый побег,
- показать, что в цветке есть главные части, околоцветник,
- показать строение и значение главных частей цветка, околоцветника,
- ознакомить с классификацией цветов по строению околоцветника и главных частей,
- определение правильности цветка,
- умение записывать формулу цветка.
Воспитательные:
- умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
- прививать бережное отношение к природе,
- воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,
- оценивать и сравнивать.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: табл. «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков, Цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация, диск «1С Биология. 6 класс».
Ход урока
- Организационная часть
- Проверка д. / з.
- Аткуализация изучения материала
- Новая тема
- Обобщение и закрепление изученного материала
- Оценка знаний учащихся
- Задание на дом
- Подведение итогов урока
1. Организационная часть. (2–3 мин.)
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
План урока. Слайды № 4, 5, приложение.
2. Проверка д. / з. по теме «Видоизменения подземных побегов» (работа по карточкам 5 мин.)
Вопросы:
1. Запишите признаки, доказывающие, что а) клубень, б) луковица, в) корневище – это видоизменённый подземный побег (а, б, в – варианты I, II, III). Зарисуйте строение видоизменённого подземного побега, подпишите его части: г) клубень, д) луковицу, е) корневище (г, д, е – варианты 1, 2,3)
2. Выбрать цифры, которыми обозначены растения, имеющие видоизменённые побеги а) корневище, б) клубень, в) луковицу; 1 картофель, 2 чеснок, 3 гусиный лук желтый, 4 пырей ползучий, 5 ландыш майский, 6 топинамбур.
3. Актуализация знаний
(Слайд № 6 – стихотворение, приложение.).
Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещ-ва, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
4. Изучение нового материала:
Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак ДелильВы проходите мимо цветка?
Наклонись, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же чёрного цвета земли
Он – то красный, то – синий, то – сиреневый, то – золотой!
(В.Солоухин)
Цветок – видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Строение цветка (рис. в тетради, табл., диск) (слайды № 8 – 10, приложение).
Лепесток + Лепесток = Венчик Чашелистик + Чашелистик = Чашечка |
Венчик + Чашечка = Околоцветник |
(Слайд № 11, приложение.)
Почему цветок называют органом полового размножения?
Все ли растения размножаются подобным способом? Назовите эти растения. Почему их цветки не имеют яркой окраски для и привлекающего запаха? (Чеснок живородящий, горец живородящий, мятлик живородящий – растения размножаются вегетативно, т.к. цветок трансформируется в почку , которая опадает и прорастает . Яркая окраска и запах цветка – привлекают насекомых опылителей , бережное отношение к насекомым). (Слайд №12, приложение.)
Зарисовать строение цветка подписать части.
Дать понятие двойной и простой околоцветник (муляжи цветов, рисунки). (Слайды № 13 – 14, приложение.)
Задание: выбрать растения с этими типами околоцветников, распределив их в табл.: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия.
Околоцветник двойной |
Околоцветник простой |
|
|
Объяснение, какие цветки называют правильными и неправильными (гербарии, табл.).
Научить составлять формулу цветка. Краткие обозначения: (слайды № 16, приложение.)
*- правильные |
|
|
* Ч4 Л4 Т 4+2П1 |
! – неправильные |
|
|
! Ч(5)Л2+(2)+1Т(9)+1П1 |
Ч – чашелистики |
|
|
*Ч(5)Л(5)Т5П1 |
Л – лепестки |
|
|
|
Т – тычинки |
|
|
|
П – пестик |
|
|
|
В гербариях выбрать растения с правильными и неправильными цветками.
Много клевера сортов: Белый, желтый, красный… Сладок запах их цветков В летний полдень ясный. В них сокрыт обильный мед, Вкусный и душистый, И недаром жадно льнет Шмель к ним волосистый Земледельцу клевер – клад, Дар чудесный неба. И везде его велят Сеять возле хлеба. Ничего от почвы он Даром не похитит: Ею вскормлен и взращен – И её насытит. |
|
|
5. Закрепление: (слайды № 20 – 21, приложение.)
- Цветок – это …
- Простой околоцветник – это …
- Двойной околоцветник – это …
- Тычинка образована …
- Пестик состоит …
- Чашелистики образуют …
- Лепестки образуют …
- К главным частям цветка относят …
- Околоцветник состоит …
- Название части цветка, удерживающего его на растении …
- Орган в котором расположен семязачаток называют …
- Раздельнополыми называют цветы, которые …
- Расширенная часть цветоножки называется ...
- Чашечка и венчик образуют …
- Двудомные растения – это …
- Обоеполые цветки – это …
6. Задание на дом:
Параграф учебника, заполнить табл.
Подготовить презентации на темы:
- «Цветы в легендах»
- «Цветы на гербах разных стран»
Подготовить викторину на тему «Цветы».
Литература:
- В.В.Пасечник Биология 6 класс.
- И.В.Ишкина Биология Поурочные планы. 6 класс.
- Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор – составитель Н.И.Галушкова.
- Активные формы и методы обучения биологии. А.Е.Богоявленская.