Пояснительная записка
Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.
Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя:
- соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
- следование правилам личной гигиены, закаливание;
- рациональное питание;
- оптимальную двигательную активность — занятия физическими упражнениями и спортом.
Именно эти элементы являются и благоприятными факторами, влияющими на здоровье человека. Двигательная активность — это естественная потребность человека в движении. Ученые установили, что если потребность в движении не удовлетворяется, наступает гиподинамия — недостаточная двигательная активность (Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2006). [2,с.15]. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической и умственной работоспособности.Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний (Мотыльков Р.Е.и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни// Теория и практика физической культуры.-2007. №9. - С. 14 -19). [5,с.39].Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма.
Направленность программы: Формирование у учителей потребности в здоровом образе жизни.
Новизна: Программу следует рассматривать как новую и целенаправленную форму двигательной активности, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья.
Актуальность:Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Целесообразность программы: Занятия оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.
Цель: Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Приобретение необходимых знаний в области здорового образа;
- Соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха;
- Укрепление здоровья при помощи занятий физическими упражнениями.
Отличительные особенности Программа предназначена для учителей разного возраста. Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма, тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.
Возраст: В группе здоровья занимаются учителя от 20 до 46 и более лет.
Сроки: Программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: Занятия проводятся после уроков два раза в неделю. Во время проведения занятий в группе «здоровья» применяются различные формы: игра, соревнование, беседа.
Ожидаемый результат: Улучшение уровня здоровья учителей. Потребность в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Формы подведения итогов: Участие в научно-практических конференциях, фестивалях и конкурсах.
Учебно-тематический план для учителей
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|
№ 1 Основы знаний |
2 |
|
|
1 |
Правила техники безопасности на Занятиях в группе «здоровья» по Аэробике, волейболу, баскетболу, бадминтону. Правильная осанка и ее значение |
|
1 |
|
2 |
Умение определять ЧСС. Значение разучивоемых движений и упражнений на развитие основных физических особенностей. Умение правильного ведения дневника здоровья. |
|
1 |
|
|
№ 2 Общая физическая подготовка |
20 |
|
|
1 |
Ходьба с изменением длины и частоты шага, с высоким подниманием бедра |
|
|
4 |
2 |
Бег с чередование обще развивающих упражнений |
|
|
4 |
3 |
Бег с чередованием прыжков и метаний разной скорости и с переходом на ходьбу . |
|
|
4 |
4 |
Бег с преодолением приптствий разной высоты с переходом на ходьбу |
|
|
4 |
5 |
Упражнения для развития выносливости ( все упражнения выполняются согласно возраста и учитывая индивидуальные способности ) |
|
|
4 |
|
№ 3 Аэробика |
16 |
|
|
1 |
Комплекс обще развивающих упражнений с предметами и без предметов |
|
|
4 |
2 3 |
Специальные танцевальные упражнения, степ аэробика Творческая танцевальная композиция согласно возрастных особенностей учителя |
|
|
4 4 |
4 |
Развитие координации движения (упражнения выполняются согласно возраста занимающихся) |
|
|
4 |
|
№ 4 Баскетбол |
10 |
|
|
1 |
Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест |
|
|
2 |
2 |
Ведение мяча с изменением направления |
|
|
2 |
3 |
Бросок мяча двумя руками от груди с места и после ведения |
|
|
2 |
4 |
Двухсторонняя игра по упрощенным правилам ( все задания выполняются согласно возраста занимающихся) |
|
|
4 |
|
№5 Пионербол и волейбол |
10 |
|
|
1 |
Приемы и передачи мяча сверху и снизу |
|
|
2 |
2 |
Нижняя прямая подача |
|
|
2 |
3 |
Учебная игра в пионербол |
|
|
3 |
4 |
Учебная игра в волейбол. (Все упражнения выполняются согласно индивидуальных способностей занимающихся) |
|
|
3 |
|
№ 6 Шашки и шахматы |
5 |
|
|
1 |
Правила игры в шашки и шахматы. Развитие мышления, внимания |
|
|
1 |
2 |
Учебная игра в шашки |
|
|
2 |
3 |
Учебная игра в шахматы |
|
|
2 |
|
№ 7 Бадминтон |
5 |
|
|
1 |
Основная стойка игрока при подаче, приеме, подачи |
|
|
1 |
2 |
Стойка при ударах справа и слева, снизу и сверху. Жонглирование воланом |
|
|
1 |
3 |
Учебная игра в парах. Игра согласно правила через сетку |
|
|
2 |
|
ВСЕГО |
68 |
2 |
66 |
Содержание программы
Тема № 1. Основы знаний (2 часа)
- Правила техники безопасности на занятиях в группе «здоровье»: по аэробике, волейболу, баскетболу, бадминтону.
- Правильная осанка и ее значение [3].
- Умение определения ЧСС. Значение разучиваемых движений и упражнений на развитие основных физических особенностей. Умение правильного ведения дневника самоконтроля.
Тема № 2. Общая физическая подготовка.( 20 часов)
- Ходьба: с изменением длины и частоты шага, с высоким подниманием бедра.
- Бег с чередованием обще развивающих упражнений, прыжков, метаний, бег с преодолением препятствий [4]
- Развитие выносливости, скорости, быстроты, силы.
Дневник самоконтроля
Параметры |
Дни |
||||||||
Самочувствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аппетит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Желание заниматься |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧСС (утром после сна) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема № 3. Аэробика (16 часов)
- Комплексы обще развивающих упражнений с предметами и без предметов
- Специальные танцевальные упражнения, степ аэробика.
- Творческая танцевальная комбинация учителя.
- Развитие координации движения.
Тема № 4. Баскетбол: (10 часов)
- Ловля и передача мяча с шагом и сменой мест.
- Ведение мяча с изменением направления.
- Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места и после ведения
- Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.
Тема № 5. Пионербол и волейбол: (10 часов)
- Верхняя и нижняя прямая подачи
- Приемы мяча сверху и снизу
- Учебная игра
Тема № 6. Шашки и шахматы: (5 часов)
- Правила игры в шашки и шахматы
- Учебная игра [3]
- Развитие мышления, внимания
Тема № 7. Бадминтон: (5 часов)
- Основная стойка игрока при подаче, приеме подачи, при ударах справа, снизу
- Жонглирование воланом [5]
- Развитие ловкости, быстроты, координации движения
Список литературы
- Агранян Н. А. Познай себя, человек.- М.; Астрахань, 2005.- С. -12-16
- Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М.: Знание, 2004
- Литвинова Н. А., Панина Т. С. Особенности психологической адаптации детей // Актуальные проблемы управления инновационной школы М., 2006. –С.26-34
- Крючков В.А., Мусакаев М.Б., Туленков С. А. Программа по физической культуре М.: Знание, 2006
- Мотыльков Р. Е.и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни. //Теория и практика физической культуры. –2007 № 9. –С. 14-19.