Цель урока: ознакомить обучающихся с квалификацией животных по типу пищи, рассмотреть цепи питания животных, познакомиться с приспособлениями животных к добыванию пищи и защите от врагов; закрепить умение решать простые и составные задачи. Прививать любовь к природе, воспитывать усидчивость, активность, любознательность, развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Оборудование:
- Схема «Животные (по типу питания)».
- Картинки птиц и животных.
- Карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем!
Берегите эту Землю, эту воду
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
II. Проверка домашнего задания
- Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлом уроке.
- Назовите представителей каждой из перечисленных групп.
- Как вы понимаете, что такое виды животных? Приведите примеры.
- Вспомните признаки жизни животных.
III. Работа по новой теме
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, найдите значение выражения и поставьте вместо ответов в таблицу соответствующие буквы.
72-64 : 8 |
|
|
(1) - |
Ж |
1 |
45 |
71 |
6 |
7 |
32 |
64 |
73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
МОЛОДЦЫ!
На доске схема: схема постепенно восстанавливается.
- Я – хищная собака. Живем мы группами. У нас очень чуткие носы, мы чувствуем запах на 1,5км. Мы очень выносливы, способны пробежать за день 65 – 80 км. В случае необходимости мы развиваем скорость до 55 – 60 км\ч. Летом мы охотимся по ночам, а летом в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и днем, и ночью. Правда, большую часть я прячу про запас. (Это волк)
А чем питаются волки? Как называются животные, которые питаются другими животными?
Сообщение обучающегося.
Питается этот хищник исключительно мясом. Особенно любит телят, ягнят, зайчат и козлят. Об этом вы знаете из сказок
Клыки у волка не острые, а слабые. Зато он имеет большие цепкие когти, и в случае необходимости, может залезть на дерево.
Волки очень умные животные. Охотятся они стаей – так легче поймать добычу. Главный в стае – вожак, которого волки выбирают на два года.
Живут волки на всех континентах.
Давайте посчитаем, сколько кг мяса может съесть волк после удачной охоты? (6кг)
«Счет цепочкой»
Назовите, каких вы еще знаете хищных животных?
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет?
(лиса)
Сообщение обучающегося.
Тело у лисицы очень подвижное, оно может выгибаться и стлаться по земле, вытягиваясь во время бега. Ноги гибкие и тонкие. Лапы обрастают шерстью, наружу торчат только коготки.
Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет делать резкие повороты во время преследования.
Вдруг лиса навострила уши, пригнулась к земле… Что случилось?
- Вот на полянке появился зверек. Угадайте, кто это? Летом был серый, а зимой…? Конечно же, это заяц!
Чем же питается этот зверь? Он относится к растительноядным животным.
Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Лежку заяц устраивает на открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ямку в снегу и забирается в нею по шею. Белая окраска шерсти помогает ему спасаться от врагов, так что он почти не заметен на фоне белого снега.. Иногда зайцы зимой переселяются поближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады, обгрызают молодые деревья.
Существует поговорка: «Труслив, как заяц!» Но зайцы не трусливы, они осторожны. Заяц способен дать отпор. Если его настигает хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, то поможем зайцу убежать от лисы.
Когда заяц пробежал 56м, лиса прошла всего 9м. Во сколько раз больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?
Молодцы!
Назовите. Каких растительноядных животных вы еще знаете?
Из всех грызунов это едва ли не самый резвый. Длинные задние ноги дают такой толчок телу, что зверек перелетает на расстоянии до 10 метров. Гнездо зверек сооружает около вершины ели или пихты. Основной корм – семена хвойных деревьев. (Это белка)
Решите уравнение и вы узнаете сколько лет может прожить белка. (15 лет)
75 – х = 60
IV. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд –
Он подпрыгнул десять раз.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок!
Сели травушку покушать,
Тишину послушать.
Тише, тише! Высоко
Прыгай на носках легко.
V. Работа по теме
- Отгадайте следующего животного.
Добродушен, деловит.
Весь иголками покрыт?
Сообщение обучающегося.
Ежи – очень полезные животные. Главная пища ежа – насекомые. Они поедают улиток и насекомых. Это единственное животное, которое может подпустить человека очень близко. И не, потому что он не боится, а потому, что он плохо видит, больше надеется на свой нюх. Но если он почуял опасность, то сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иголки. Убежать от врага еж не может, потому что у него очень короткие ноги, да и сам он неуклюжий. При рождении у ежат нет колючек и они совершенно слепые. Мать – ежиха учит своих детей быстро сворачиваться в клубок и замирать, не подавая жизни. Живут ежи в гнезде, сделанным в дупле поваленного дерева. Охотятся они обычно ночью.
К какой группе в цепи питания относится еж? Насекомоядные.
Каких вы еще знаете животных, относящихся к этой группе?
- Есть еще одна группа животных – всеядные.
Каких всеядных животных вы знаете?
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
в путь за медом и малиной
Отправляется… (медведь)
Какие вы знаете пословицы или поговорки про медведя?
- «Неуклюжий, как медведь!» есть порода медведей очень ловких и сильных. Это бурые медведи. Они догонят лося, если нужно взберутся на дерево. Умеют ловить рыбу.
Гималайские же медведи имеют длинные когти, чтобы быстро лазать по деревьям. Они любят есть желуди, дикие яблоки, ягоды и орехи. Заберется на черемуху, наломает ветвей и обсасывает с них ягоды.
Белый медведь живет в Арктике. Питается рыбой. Может полакомиться и тюленем.
- «Медведь зимой лапу сосет!» А это потому, что в феврале у медведей сходит кожа, а молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь лижет подошву языком.
Давайте посчитаем, какую высоту может иметь белый медведь.
Произведение двух одинаковых чисел равно 81. Во сколько раз изменится произведение, если один из множителей уменьшить в 3 раза?
VI. Цепи питания.
- Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Цепь питания начинается с растения. Это первое звено. Так как только растения способны использовать энергию солнца, создавать, производить питательные вещества из углекислого газа и воды. Второе звено цепи – это растительноядные животные. Почему? Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
Дуб – мыши – лиса
Осина – заяц – лиса
Сосна – жук – короед – дятел
VII. Работа в тетрадях.
С.43 №1
VIII. Работа по учебнику.
- Как животные приспособились к добыванию пищи?
- А как приспособились животные защищаться от хищников
- Что произошло бы, если на Земле исчезло бы хоть одно звено питания?
IX. Работа в группах по карточкам (см. приложение)
(При необходимости обращаться к учебнику.)
X. Надо ли уничтожать хищников?
Доброе слово о хищниках.
Про всех на свете!
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
XI. Итог урока.
Прочитайте вывод в учебнике.
- На какие группы делятся животные по особенностям питания?
- Что нового вы сегодня узнали о животных?
XII. Домашнее задание.
Прочитать статью в учебнике «Кто что ест». с. 96-97.
Ответить на вопросы «Проверь себя» с.98.
Задание №6 в рабочей тетради с.46.