Цели урока:
- повторить изученные приемы вычитания и сложения двузначных чисел столбиком, состав двузначного числа;
- развивать вычислительные навыки учащихся, наблюдательность, умение рассуждать, активность и внимание учащихся, развивать зрительную память;
- воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.
Оборудование: компьютер, слайдопроектор, сказочные герои (Елена Премудрая, колдунья Карчевна, Булат-витязь, Кощей, Змей Горыныч), развилка трех дорог, сигнальные карточки, схема задачи, геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник, задание для развития зрительной памяти, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Актуализация прежних знаний.
1. Сообщение темы урока.
У: Сегодня на уроке мы попадем с вами в сказку. Поскольку сказка у нас не простая, а математическая, мы не только будем путешествовать, но еще повторим способы вычитания и сложения двузначных чисел столбиком, сразимся с хитрыми задачами.
А попадем в сказку с помощью волшебного числа.
2. Состав числа.
У: Какое число в сказках встречается особенно часто? (Число 3.)
Где оно встречается? (Три желания у рыбки, три богатыря, три надписи на камне, три сестры …)
Какое сегодня число? (2 число.) А какой месяц? (Февраль.) Какой он по счету? (Второй.) Где мы сталкиваемся с числом 2?
Охарактеризуйте его. (Нечетное, предыдущее число 1, последующее – 3.)
Используя цифры 3 и 2, запишите двузначные числа. (32 и 23.) Чем похожи эти числа? (Для их записи использовались одинаковые цифры.) Чем различны эти числа? (Единичным составом: в числе 32 – 3 дес. 2 ед., а в числе 23 – 2 дес. 3 ед.) Сравните эти числа? (32 > 23, 23 < 32)
У: Было когда-то на свете большое сильное царство. Жили в нем красивые смелые люди. Никогда они не боялись, но и сами никогда ни с кем не ссорились. А все потому, что правила ими Елена Премудрая. Очень завидовала их счастью злая колдунья Карчена. Вот и решила она погубить Елену. Заманила ее к себе, заколдовала. А слугам ее верным шкатулки подбросила, а на крышках – знаки таинственные. Что это за знаки? (Двузначные числа.)
Слайд №1. Шкатулки с карточками, на которых записаны числа. Приложение 1
У: Придется нам устно поработать с двузначными числами и помочь открыть нужную шкатулку.
У: Прочитайте числа, записанные на крышках. (35, 33, 73, 40, 13, 23.)
Какое число лишнее? Почему? (Число 40, так как в этом числе только круглые десятки. Во всех остальных числах есть десятки и единицы.)
У: Открылась шкатулка, а там письмо: «Не найти вам Елену, сколько ни старайтесь! Расколдовать ее волшебный цветок может, а у кого я его спрятала, вы поймете, коли от большего к меньшему пойдете. Карчена.»
У: Нужно попробовать расположить наши шкатулки в порядке убывания чисел, записанных на них. Запишите числа в тетрадь в строчку через клеточку. (Один ученик у доски располагает карточки с данными числами.)
У: Перевернем наши карточки с цифрами. Прочитайте слово, которое получилось.
У кого же спрятан волшебный цветок? (Получилось слово «Кощей», значит, цветок у него.)
Собрался верный слуга Елены Премудрой Булат-витязь в дорогу и поехал цветок добывать. Долго ли, коротко ли он ехал, а приехал витязь на развилку трех дорог, а там камень лежит и надпись: «Три дороги пройдешь – путь к Кощею найдешь». Задумался Булат: «По каждой дороге пройти – время потеряешь, а тут каждая минута дорога – пропадут без Елены на земле мудрость и красота».
III. Закрепление пройденного материала.
У: Вот сейчас нам и пригодиться все, чему вы научились на последних уроках: проверим, как хорошо вы умеете складывать и вычитать двузначные числа, записывая их в столбик. Слайд №2. Развилка трех дорог. Приложение 1
У: Перед Булатом три дороги. У вас в классе парты стоят в три ряда. Поможем витязю пройти сразу по всем дорогам. (Примеры №15 на стр. 21)
Первый ряд по первой дороге пойдет, все камушки соберет, примеры, записанные на них, сосчитает.
Запишите примеры в тетрадь в столбик, а потом поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работы друг у друга.
У третьего ряда тропинка непростая – извилистая да крутая. Смотрите, не ошибитесь – в пропасть не свалитесь.
Два ученика работают у доски.
А мы со вторым рядом по средней дорожке пойдем, свое задание сделаем.
Внимательно рассмотрите запись. Найдите правило, по которому располагаются числа в ряду. (Числа убывают, уменьшаются на 3.)
Запишите этот ряд чисел полностью, вставляя вместо вопросительного знака соответствующее число. Что у вас получилось?
А теперь каждое число увеличьте на 20 и запишите новый ряд.
А я посмотрю, как дела у первого и третьего ряда. Проверим, не споткнулся ли кто на тропинке.
Правильность решения проверяется с помощью сигнальных карточек. По одному примеру ученики объясняют алгоритм его решения.
IV. Физкультминутка.
(Под музыку песни «Танец маленьких утят» дети выполняют танцевальные движения.)
V. Закрепление пройденного материала (продолжение).
У: А вот и Кощей со своим другом Змеем Горынычем нас встречают, от злости хором шипят. Говорит Кощей: «Раз смог до меня добраться, Булат, сможешь и задачу мою решить.
Слайд №3. Краткая запись к задаче. Приложение 1
Давайте поможем Булату решить эту задачу. Составьте задачу по краткой записи и решите ее. (Задача №13 на стр. 20)
Мы еще не все задания решили. Три головы Змея Горыныча приготовили нам следующие задания.
Задание первой головы (геометрическое задание). Слайд №4. Геометрические фигуры. Приложение 1
Ребята сейчас будем работать в парах. У вас на парте лежат 2 фигуры. Что это за фигуры? (Треугольник, четырехугольник.) Докажите это. Подумайте, как из них получить квадрат. Расскажите о квадрате? Что можно сказать об углах квадрата?
Задание второй головы. (Задание для развития зрительной памяти.) Слайд №5. Запомни и повтори. Приложение 1
Ребята, а сейчас мы поработаем в командах, по рядам.
Я вам покажу карточки, вы некоторое время смотрите, запоминаете порядок рисунков, а затем воспроизводите их у себя на парте. Такие же карточки у каждой команды.
Задание третьей головы. (Графический диктант.) Слайд №6. Графический диктант. Приложение 1
Третья голова Змея Горыныча дает последнее задание: графический диктант. Возьмите простые карандаши и начнем работу.
Графический диктант.
1 клетку наискосок вверх,
3 клетки вверх,
1 клетка наискосок вниз,
1 клетка наискосок вверх,
1 клетка наискосок вниз,
1 клетка наискосок вверх,
3 клетки вниз,
1 клетка наискосок вниз,
2 клетки вправо,
1 клетка наискосок вниз,
4 клетки вниз,
1 клетка наискосок вверх,
2 клетки вправо,
1 клетка наискосок вниз,
2 клетки влево.
Вот и добыли мы волшебный цветок для спасения Елены Премудрой, а заодно много математических операций повторили.
VI. Итог урока.
О чем вы расскажите дома? Какую тему мы повторили?
VII. Домашнее задание. Слайд №7. Приложение 1
VIII. Рефлексия «Все в твоих руках». Слайд №8. Рисунок ладошки. Приложение 1
А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
Большой – для меня тема была важной и интересной – красным.
Указательный – узнал много нового – желтым.
Средний – мне было трудно – зеленым.
Безымянный – мне было комфортно – синим.
Мизинец – для меня было недостаточно информации – фиолетовым.