В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.
Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.
Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим.
Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.
И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игр вой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).
Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.
Ребенок постепенно начинает выделять “смысловое и руководящее значение правил”, вместо личных побуждений выступают общественные: Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр.
Компьютерные игры – это прообраз нового языка, на котором научились говорить дети, но не захотели говорить взрослые. Он похож на язык кино, только более мощный. Их общая черта – хороших вещей мало, а посредственных много.
Поэтому менять необходимо всё – уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. В этом и состоит культурное значение игры.
Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:
- Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
- Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
- Принимать самостоятельные решения;
- Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;
- Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.
Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра.
Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырёх дети играют, моделируя знакомые им социально – ролевые взаимодействия, в “дочки-матери”, “магазин”, “приём гостей”. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью взрослых происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру.
С помощью игры мы можем показать самому ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но не травмируя его личность.
Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.
Исходя из выше сказанного, в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям не просто найти место в коллективе, включаться в учебный процесс.
Мы определяем, для того, чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательными, обучающими, необходимо:
- Чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
- Чтобы педагогическое сопровождение сюжетных игр строилось с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
- Чтобы предметно-игровая среда детского сада была динамично – изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети - этим определена актуальность этого проекта.
В этой связи целью нашего исследования стало: формирование социальной позиции и социально адаптного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения, средствами сюжетно – ролевой игры.
Предмет исследования: социально значимые навыки; формирование социально активной позиции дошкольника и социально адаптного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения.
Объектом исследования, как мы предположили, может стать: процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что социально – активная позиция дошкольника будет сформирована при условии:
- Систематическом проведении игр – занятий, бесед, наблюдений,
- Консультаций для родителей,
- Создании “проблемных” игровых ситуаций, предполагающих в своем разрешении усвоение социально допустимых норм поведения.
- Составления и внедрения в образовательную практику ДОУ новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу.
Предмет, цель, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- Составить теоретико-аналитическую характеристику, дающую определение факторов, влияющих на формирование социально- активной личности дошкольника и определить критерии социально активной личности дошкольника, формирующейся в системе дошкольного образования.
- Проанализировать содержание и выявить наиболее эффективные формы, методы и современные технологии обучения и воспитания, использующиеся в процессе развития социально-активной личности дошкольника представленные в различных обучающих программах учреждений образования в образовательном пространстве страны для детей дошкольного возраста (выявить и описать наиболее эффективные методы организации сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста).
- Определить роль педагога при организации взаимодействия учреждений образования и социально-культурной сферы с семьей в развитии социально активной личности дошкольника.
- Обосновать необходимость в совместной социально-культурной и игровой деятельности взрослых и детей в формировании социально активной личности дошкольника, определив при этом:
- Социально-значимые навыки дошкольника
- Социально-значимые качества ребенка для успешного обучения в школе и принятия активной жизненной позиции.
Позитивный результат: овладение дошкольниками социально-значимых навыков и качеств.
Негативный результат:
- Отсутствие материальной базы.
- Нежелание родителей включиться в процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника.
Практическая ценность проекта:
- Создание картотеки новых дополненных сюжетно-ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы ДОУ и возрастных особенностей детей.
- Создание фотоальбома сюжетно-ролевых игр;
- Пошаговое описание создания новых атрибутов для предметно-игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу
- Создание информационной копилки (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых умений дошкольников, воспитателей.
- Разработка перспективного плана по формированию сюжетно – ролевой игры с детьми II младшей группы.
- Разработка и апробация методики проведения игры с правилами для детей II младшей группы.
- Разработка картотеки игр на развитие восприятия с детьми 3-4 лет.
- Разработка сюжетно-ролевых игр с детьми II младшей группы.
Этапы прохождения проекта
Этап | Сроки прохождения | Мероприятия |
I. Организационный этап. | Октябрь 2008. | 1. Выбор темы и разработка
исследовательского проекта. 2. Составление перспективных планов по реализации проекта. 3. Изучение прогрессивного опыта по данной теме. 4. Организация развивающей среды. 5. Теоретически обосновать целесообразность использования новых атрибутов для предметно – игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу 6. Подготовить информационную копилку (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых и социально адаптивных умений дошкольников. 7. Разработать перспективный план по формированию посредством сюжетно – ролевой игры социально значимых норм поведения с детьми II младшей группы. 8. Разработать и апробировать методики
проведения игры с правилами для детей II младшей
группы. 11. Подготовить развивающую игровую среду необходимую для внедрения сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы МБДОУ и возрастных особенностей детей в практику работы МБДОУ. |
II. Диагностический этап. | В течении прохождения проекта. | 1. Выявить уровень развития
сюжетно-ролевой игры во II младшей группе. 2. Диагностика игровой деятельности в средней группе. |
III. Основной этап. | Декабрь 2008 г. – Март 2009 г. | 1. Составление перспективного плана по
формированию сюжетно – ролевой игры во II младшей
группе. 2. Разработка методики формированию игры с правилами во II младшей группе. 3. Составление картотеки игр на развитие восприятия у детей дошкольного возраста (с детьми 3 – 4 лет). 4. Разработка сюжетно – ролевых игр во II младшей группе. 5. Подборка консультационного материала для педагогов: - “Учим играть детей раннего
возраста” (руководство игрой с 1г. 6мес. до 3 лет). 6. Составление консультационного материала для родителей: - “Игра в творчество”. |
IV. Обобщающий этап. | Апрель – 2009 г. | 1. Подведение итогов работы с детьми, показ сюжетно-ролевой игры “Поликлиника”, “Аптека”. |
V. Презентативно-внедренческий этап. | Ноябрь – 2009 г. | 1. Изготовление фотоальбома по
сюжетно-ролевым играм: “Игра и жизнь маленьких
“звёздочек”. 2. Выступление на семинаре для педагогов: “Формирование социально-активной позиции дошкольника в процессе обогащения предметно - игровой среды и игровой культуры”. |
Библиография:
- Краснощёкова Н. В. “Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста”.
- Михайленко Н., Короткова Н. “Организация сюжетной игры в детском саду”.
- Программа “Истоки” - Л. А. Парамонова, Т. Н. Алиева, А. Н. Давидчук и др.
- Парциальная программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.