Проект "Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно-игровой среды"

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы.

Если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать, дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного “игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Во-вторых, дети современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать. И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим.

Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство.

И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная (условная) деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игр вой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре).

Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединяться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности. Становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Ребенок постепенно начинает выделять “смысловое и руководящее значение правил”, вместо личных побуждений выступают общественные: Игра своим содержанием определяет степень повышения уровня организованности детей и уровень взаимоотношений совместных игр.

Компьютерные игры – это прообраз нового языка, на котором научились говорить дети, но не захотели говорить взрослые. Он похож на язык кино, только более мощный. Их общая черта – хороших вещей мало, а посредственных много.

Поэтому менять необходимо всё – уделять больше внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него, помогать детям знакомиться с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития. Воспитание детей в большинстве случаев сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть. В этом и состоит культурное значение игры.

Говоря о социальном воспитании ребёнка, прежде всего имеют в виду формирование зрелой, социально активной личности. При этом у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

  • Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
  • Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию;
  • Принимать самостоятельные решения;
  • Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;
  • Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Для формирования данных качеств наиболее удачным методом является ролевая игра.

Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В возрасте четырёх дети играют, моделируя знакомые им социально – ролевые взаимодействия, в “дочки-матери”, “магазин”, “приём гостей”. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью взрослых происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру.

С помощью игры мы можем показать самому ребёнку адекватную реакцию социума на его поведение, решения, поступки в реальной, ощутимой для подростка форме, но не травмируя его личность.

Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

Исходя из выше сказанного, в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социальные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться – учителя или соседа по парте. Таким детям не просто найти место в коллективе, включаться в учебный процесс.

Мы определяем, для того, чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательными, обучающими, необходимо:

  • Чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры;
  • Чтобы педагогическое сопровождение сюжетных игр строилось с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
  • Чтобы предметно-игровая среда детского сада была динамично – изменяющейся, а в её создании должны принимать участие дети - этим определена актуальность этого проекта.

В этой связи целью нашего исследования стало: формирование социальной позиции и социально адаптного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения, средствами сюжетно – ролевой игры.

Предмет исследования: социально значимые навыки; формирование социально активной позиции дошкольника и социально адаптного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально допустимые нормы поведения.

Объектом исследования, как мы предположили, может стать: процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что социально – активная позиция дошкольника будет сформирована при условии:

  • Систематическом проведении игр – занятий, бесед, наблюдений,
  • Консультаций для родителей,
  • Создании “проблемных” игровых ситуаций, предполагающих в своем разрешении усвоение социально допустимых норм поведения.
  • Составления и внедрения в образовательную практику ДОУ новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу.

Предмет, цель, гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Составить теоретико-аналитическую характеристику, дающую определение факторов, влияющих на формирование социально- активной личности дошкольника и определить критерии социально активной личности дошкольника, формирующейся в системе дошкольного образования.
  2. Проанализировать содержание и выявить наиболее эффективные формы, методы и современные технологии обучения и воспитания, использующиеся в процессе развития социально-активной личности дошкольника представленные в различных обучающих программах учреждений образования в образовательном пространстве страны для детей дошкольного возраста (выявить и описать наиболее эффективные методы организации сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста).
  3. Определить роль педагога при организации взаимодействия учреждений образования и социально-культурной сферы с семьей в развитии социально активной личности дошкольника.
  4. Обосновать необходимость в совместной социально-культурной и игровой деятельности взрослых и детей в формировании социально активной личности дошкольника, определив при этом:
  • Социально-значимые навыки дошкольника
  • Социально-значимые качества ребенка для успешного обучения в школе и принятия активной жизненной позиции.

Позитивный результат: овладение дошкольниками социально-значимых навыков и качеств.

Негативный результат:

  • Отсутствие материальной базы.
  • Нежелание родителей включиться в процесс специально организованных занятий, игр, способствующих формированию социальной активной позиции дошкольника.

Практическая ценность проекта:

  1. Создание картотеки новых дополненных сюжетно-ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы ДОУ и возрастных особенностей детей.
  2. Создание фотоальбома сюжетно-ролевых игр;
  3. Пошаговое описание создания новых атрибутов для предметно-игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу
  4. Создание информационной копилки (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых умений дошкольников, воспитателей.
  5. Разработка перспективного плана по формированию сюжетно – ролевой игры с детьми II младшей группы.
  6. Разработка и апробация методики проведения игры с правилами для детей II младшей группы.
  7. Разработка картотеки игр на развитие восприятия с детьми 3-4 лет.
  8. Разработка сюжетно-ролевых игр с детьми II младшей группы.

Этапы прохождения проекта

Этап Сроки прохождения Мероприятия
I. Организационный этап. Октябрь 2008. 1. Выбор темы и разработка исследовательского проекта.
2. Составление перспективных планов по реализации проекта.
3. Изучение прогрессивного опыта по данной теме.
4. Организация развивающей среды.

5. Теоретически обосновать целесообразность использования новых атрибутов для предметно – игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу

6. Подготовить информационную копилку (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

7. Разработать перспективный план по формированию посредством сюжетно – ролевой игры социально значимых норм поведения с детьми II младшей группы.

8. Разработать и апробировать методики проведения игры с правилами для детей II младшей группы.
9. Разработать картотеку игр на развитие восприятия с детьми 3 – 4 лет.
10. Разработать сюжетно – ролевые игры с детьми II младшей группы.

11. Подготовить развивающую игровую среду необходимую для внедрения сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы МБДОУ и возрастных особенностей детей в практику работы МБДОУ.

II. Диагностический этап. В течении прохождения проекта. 1. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры во II младшей группе.
2. Диагностика игровой деятельности в средней группе.
III. Основной этап. Декабрь 2008 г. – Март 2009 г. 1. Составление перспективного плана по формированию сюжетно – ролевой игры во II младшей группе.
2. Разработка методики формированию игры с правилами во II младшей группе.
3. Составление картотеки игр на развитие восприятия у детей дошкольного возраста (с детьми 3 – 4 лет).
4. Разработка сюжетно – ролевых игр во II младшей группе.
5. Подборка консультационного материала для педагогов:

- “Учим играть детей раннего возраста” (руководство игрой с 1г. 6мес. до 3 лет).
- “Игра – путь к познанию предметного мира” (руководство по всем возрастным группам).
- “Предпосылки сюжетно – ролевой игры” (ранний возраст).

6. Составление консультационного материала для родителей:

- “Игра в творчество”.
- “Влияние занятий на игру и поведение детей”.
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные дети, современные игры”.
- “Сюжетно – ролевая игра”.
- “Родителям об играх и игрушках” .

IV. Обобщающий этап. Апрель – 2009 г. 1. Подведение итогов работы с детьми, показ сюжетно-ролевой игры “Поликлиника”, “Аптека”.
V. Презентативно-внедренческий этап. Ноябрь – 2009 г. 1. Изготовление фотоальбома по сюжетно-ролевым играм: “Игра и жизнь маленьких “звёздочек”.

2. Выступление на семинаре для педагогов: “Формирование социально-активной позиции дошкольника в процессе обогащения предметно - игровой среды и игровой культуры”.

Библиография:

  1. Краснощёкова Н. В. “Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста”.
  2. Михайленко Н., Короткова Н. “Организация сюжетной игры в детском саду”.
  3. Программа “Истоки” - Л. А. Парамонова, Т. Н. Алиева, А. Н. Давидчук и др.
  4. Парциальная программа развития творческих способностей детей средствами театрального искусства.