Введение индивидуальных учебных планов в школе 3-й ступени как реализация профильного обучения в рамках комплексной модернизации общего образования

Разделы: Администрирование школы


Происходящие кардинальные изменения в обществе не могут не затрагивать школу, которая в изменяющихся условиях тоже вынуждена и должна меняться, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, предъявляемым ей обществом и государством.

Исходя из социального заказа, задачей образовательного учреждения является развитие потенциальных возможностей личности учащегося. Это должна быть свободная, мыслящая, социально-ориентированная личность, способная к самоопределению и самореализации. В связи с этим, одним из приоритетных направлений модернизации образования является организация профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В условиях профильного обучения существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута.

Осуществление индивидуализации обучения крайне затруднено в условиях классно-урочной системы, отличительной особенностью которой является ориентация на “среднего” ученика. При такой организации учебного процесса трудно учитывать проблему глубоких индивидуальных различий учащихся. И только введение индивидуальных учебных планов решит эту проблему.

В 2007 году Постановлением Администрации города Норильска Красноярского края №1376 от 22.02.2007 Муниципальное бюджетное образовательной учреждение (МБОУ) “Лицей №1” был определен базовой школой по организации профильного обучения в школе старшей ступени в целях создания условий для получения учащимися школ муниципального образования город Норильск качественного образования, для обеспечения осознанного и доступного выбора учащимися 10-х классов дальнейшего пути профессионального определения, в соответствии с распоряжением первого заместителя Губернатора края № 408-р от 26.04.2007.

Были определены 2 этапа введения индивидуальных учебных планов в школу III ступени. 1 этап – предварительный – реализация внедрения индивидуальных учебных планов (ИУП) в 10-е профильные классы прошел в апреле – мае 2008 года. Проведено анкетирование среди учащихся 9-х классов, круглый стол с учителями предметниками, на котором сформированы профильные группы из учащихся согласно их запросу, административное совещание, где был определен выбор учителей, способных осуществлять обучение на профильном уровне, общешкольное родительское собрание, на котором были представлены нормативно-правовые документы и результаты выбора обучающихся.

2 этап – основной – реализация обучения по индивидуальным учебным планам в школе III ступени (2008 – 2010 г.г.) представлен в таблице №1.

Таблица 1

Мероприятие Цель проведения
Совещание с учителями, работающих с ИУП. Ознакомление с нормативно – правовой базой, программами углубленного изучения отдельных предметов, составление календарно – тематического планирования.
Родительские собрания. Ознакомление с нормативно – правовой базой, необходимостью ИУП для профильной школы с целью углубленного изучения непрофильных предметов.
Консультации с учащимися по ИУП. Построение индивидуального образовательного маршрута, выбор часов компонента образовательного учреждения.
Индивидуальные консультации с родителями по ИУП. Осознанный выбор профильных предметов, качественное составление расписания для школы.
Административное совещание по утверждению ИУП в 10-х классах. Разработка индивидуальных учебных планов, утверждение ИУП, согласование со специалистом Управления образования. Ресурсное обеспечение профильных предметов.
Материально – техническое обеспечение эксперимента. Определение наличия специализированных физических лабораторий, кабинетов, мультимедийного оборудования, медиатеки и фонотеки для углубленного изучения профильных предметов по ИУП.
Контроль за проведением часов по ИУП. Изучение качества преподаваемых предметов по ИУП, текущий контроль изучения ЗУН учащихся.
Контроль за ведением документации. Качество заполнения отдельных журналов, предназначенных для предметов, преподающихся в рамках ИУП.

Краевой эксперимент проводится при условии обучения в параллели школы III ступени не менее 4-х “классов-комплектов”. В соответствии с Законом Красноярского края “О краевом бюджете” от 07.12.2007 года за №3-939 норма педагогической ставки на 1-“класс-комплект” увеличивается на 0,28 ставки, т.е. на 10 – 11 классы (8 “классов-комплектов”) в 2008 – 2009 учебном году было выделено 40 часов, в 2009 – 2010 учебном году только на 11 классы (4 “классов-комплектов”) было выделено 20 часов.

В 2007 – 2008 учебном году планом комплектования были утверждены четыре класса по следующим профилям:

Таблица 2

4 класса Направление Углубленное изучение предметов Классы
Физико-математические.

Информационные (ТУСУР).

Математические.

Изучение предметов по индивидуальным учебным планам.

Математика, физика.

Математика, ИВТ.

Математика, английский язык.

Экономика, история, биология, английский язык, физика.

10 а, б

10 в

10 г

Так как эксперимент был начат в ноябре 2007 года, внутри профильных классов были созданы профильные группы, согласно проведенному анкетированию обучающихся и их родителей, которые обучались по составленным для них индивидуальным учебным планам по 9 предметам, не входившим в основной профиль их обучения и продолжили обучение по ним и в следующем учебном году.

В 2008 – 2009 учебном году в результате предварительного этапа были сформированы не профильные классы, а классы осуществляющие профильное обучение по индивидуальным учебным планам (ИУП) с обязательной профильной математикой:

Таблица 3

Направление Углубленное изучение предметов Классы
Изучение предметов по индивидуальным учебным планам. Математика. 10а,10б, 10в,10г
Группы
Физика. 10а, 10бв
Русский язык. 10абг
География. 10г, 10аг
Химия. 10аб
Биология. 10бв
Английский язык. 10г, 10вг
ИВТ. 10в,

10аб

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов изменило принципы формирования учебного плана лицея, равно как и составления школьного расписания занятий. Сначала был определен общий набор учебных предметов и курсов, предлагаемых для освоения, затем формированы индивидуальные учебные планы каждого десятиклассника, и лишь затем их совокупность определила учебный план и расписание занятий в целом.

Изменилась также и практика изучения обучающимися всех учебных предметов в составе одного и того же класса. Совокупность ИУП обучающихся школы III ступени стала основой для их распределения по учебным группам и классам.

Новая структура федерального Базисного учебного плана позволила вводить ИУП по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам. Составление учебного плана и расписания, основанного на индивидуальных учебных планах учеников, осуществлялось следующим образом.

Во – первых был сформирован список учебных предметов и курсов, предлагаемых обучающимся. Данный этап начинался с составления предварительного варианта учебного плана лицея, включающего в себя набор учебных предметов, которые предлагаются учащимся на выбор. В соответствии с федеральным Базисным учебным планом определялся перечень обязательных предметов на базовом уровне (федеральный компонент). Далее перечень дополнялся профильными предметами, которые лицей предлагает обучающемуся для выбора. Затем учебный план дополнялся предметами, включая предметы регионального компонента, и элективными курсами.

Во – вторых составлены индивидуальные учебные планы для всех обучающихся в школе третьей ступени, учебный план лицея и расписание занятий. Обучающиеся выбирали предметы, которые хотели изучать на профильном уровне (их должно быть не менее двух). Особое внимание было обращено на следующие положения федерального Базисного учебного плана: если предметы “Математика”, “Русский язык”, “Литература”, “Иностранный язык”, “История”, входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

После предложений обучающихся по выбору предметов и курсов производился подсчет суммарного объема часов, составляющих индивидуальный учебный план и приведение его в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами.

При составлении ИУП обращали внимание на то, чтобы обучающиеся и их родители понимали, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий, получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации (нельзя бесконечно менять предметы, только после 1 полугодия в 10 классе, крайне редко после 10 класса, но при условии, что учащийся должен самостоятельно экстерном изучить программу 10 класса профильного уровня и сдать экзамен.

Дополнение индивидуальных учебных планов часами регионального компонента – для 10-11-х классов это “Основы регионального развития”. Региональный (национально-региональный) компонент учебного плана преимущественно ориентирован на формирование компетентностей, которые позволят обучающимся ориентироваться на региональном рынке труда при выборе профессионального образования.

Элективные часы и спецкурсы используются на подготовку к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по математике, физике, русскому языку, обществознанию, на индивидуальную и групповую работу с учащимися, заинтересованными в исследовательской и проектной деятельностью.

В 2008 – 2009 учебном году по результатам анкетирования для 10-х были определены следующие предметы, которые учащиеся выбрали для изучения на профильном уровне: физика, информатика и информационные технологии, биология, химия, география, английский язык и русский язык. Учащиеся 11-х классов продолжили обучение по физике (учащиеся информационно – технологического профиля и математического с углубленным изучением английского языка), английскому языку (учащиеся физико-математического профиля), истории, экономике, биологии. У всех учащихся 10 – 11 классов математика преподается по программе углубленного изучения.

Всего обучалось в 11-х классах 81 учащейся, по ИУП – все 81 человек, что составило 100 %. В 10-х классах обучалось 94 учащихся, по ИУП – все 94 человека, что так же составило 100%.

Рисунок 1

Рисунок 1. Количество учащихся в 10 – х и 11 – х классов обучающихся по индивидуальным учебным планам согласно выбранных предметов, изучение которых происходило на профильном уровне.

Из 9 учителей, обучавших учащихся по профильным предметам в рамках ИУП в 11-х классах 8 имели высшую категорию, что составило 89 %. Из 11 учителей, обучавших учащихся по профильным предметам (ИУП) в 10-х классах все 11 имеют высшую и первую категорию, что составило 100 %.

Итоги учебной деятельности классов III ступени обучения по индивидуальным учебным планам за 2008-2009 учебный год приведены в таблице 4:

Таблица 4

Класс/к-во уч Обучающиеся

на “5”

Обучающиеся на “4”, “5” Обучающиеся на “3” Успеваемость Качество обученности
10а/27 5 21 1 100 % 96%
10б/22 1 18 3 100 % 86%
10в/24 3 17 4 100 % 83%
10г/21 4 13 4 100 % 80,9%
11а/22 2 17 3 100 % 87%
11б/18 2 14 2 100 % 88,8%
11в/23 3 16 4 100 % 82,6%
11г/18 - 17 1 100 % 94,4%
8\175 20 133 22 100% 87,4%

Анализ результатов обучения по индивидуальным учебным планам был проведен после первого выпуска обучающихся, который состоятся в 2009 году. Результаты обучения 11-х классов представлены после сдачи ими экзаменов в форме ЕГЭ, 10-х классов после сдачи переводных экзаменов и итоговых контрольных работ в тестовой форме. Результаты представлены на рисунке 2.

Общий процент качества обучения в лицее составляет на протяжении трех последних лет 87%. Как показывает график на рисунке 1, качество обучения учащихся 11-х классов по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ составило 86, 5 %, а качество обучения учащихся 10-х классов по результатам переводных экзаменов и итоговых контрольных работ в тестовой форме составило 88%, что на 1% выше среднего по образовательному учреждению.

Рисунок 2

Рисунок 2. Результаты обучения учащихся по индивидуальным учебным планам в школе III ступени по итогам 2008 – 2009 учебного года.

Таким образом, проведя первый и второй этап эксперимента по внедрению в школу третий ступени индивидуальных учетных планов, а также полученных данных по промежуточной аттестации 10-х классов и результатов итоговой аттестации 11 классов за 2008 – 2009 учебный год, которая прошла в форме ЕГЭ, было доказано целесообразность и необходимость введения в школе III ступени индивидуальных учебных планов, с целью способствования ориентации педагогического процесса на индивидуализацию обучения старшеклассников, на самоопределение учащихся старшей ступени в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Для реализации модели внутришкольной профилизации оптимально, если набрано не менее 4 – х условных “классов-комплектов”, при этом, чем больше учащихся пришло в старшую школу, тем больше открывается возможностей для самого разнообразного выбора. Опыт работы МБОУ “Лицей №1” по организации обучения в 10-11-х классах на основе индивидуальных учебных планов подтверждает жизнеспособность данной модели организации учебного процесса, её соответствие основным принципам обновления содержания образования, определённым в Концепции модернизации образования: личностная ориентация содержания; гуманизация, целесообразность; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; более эффективная подготовка выпускников к освоению программ высшего профессионального образования; оптимизация объёма учебной нагрузки; расширение возможностей социализации обучающихся.

Список литературы:

  1. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения//Директор школы. 2009. - №4. – С.58 – 63
  2. Галкина Т.А. Сухенко Н.В. Организация профильного обучения в школе: книга современного завуча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 256 с.
  3. Сборник нормативных документов/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 443 с.
  4. Будникова В.С. Что нужно учитывать при построении индивидуального учебного плана: http://www.in-exp.ru/inexp-4-2008
  5. Индивидуальный учебный план – основа определения старшеклассника: http://edu.of.ru/attach
  6. Организация работы школы на третьей ступени обучения по индивидуальным учебным планам на примере образовательных учреждений городского подчинения: http://experiment-dom.ru/iup/doc/iup_itogi_2005-2006.doc