Цели урока: научить формулировать правило и умножать десятичные дроби.
Ход урока
I. Актуализация.
- Здравствуйте.
Устный счёт
Запись на доске
а)8,9 * 6 53,4 б)4,55*2*5 45,5 в) 12,3*5 61,5 г) 9,5 *10 95 д)123,63*100 12363 е)0,756*1000 756
Наводящие вопросы.
- Какие правила вы использовали при вычислении?
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:
- умножить её на это число, не обращая внимания на запятую;
- в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби;
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100,1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоят в множителе после единицы.
II. Объяснение нового материала
- Дети, посмотрите, пожалуйста, на доску. К нам сегодня на урок прилетел Змей Горыныч. Только что - то он сегодня задумчивый. Для того чтобы он был веселым и добрым, нам нужно помочь ему. В каждой голове Змея Горыныча даны задания и нам нужно их решить.
Дети достают записку с одной головы Змея Горыныча.
1. Задание " Найдите значение произведения"
(запись дана на доске без ответа)
12,58 * 0,1 12,58 * 0,01 12,58*0,001
2. Работа около доски
- Какую закономерность вы заметили?
Для того, чтобы умножить на 0,1;0,01;0,001 - то же самое, что разделить его на 10,100,1000. Для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулкй стоит перед единицей в множителе.
3. Работа с учебным материалом.
- Теперь откройте учебник.
1) Учитель сам читает правило
2) Дети читают про себя.
3) Рассказать правило.
4. Работа с опорной таблицей.
- Дети, посмотрите, пожалуйста, и запомните умножение десятичной дроби на числа 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
(опорную таблицу учитель вешает на доску)
Деятельность ученика
II. Закрепление нового материала.
Дети достают записку с второй головы Змея Горыныча.
Задание "Выполните умножение" № 1364 1 ряд (а,в) 2 ряд (б,ж) 3 ряд (е, и)
(взаимопроверка ответов)
а) 354,2 *т0,1 = 35,42
в) 3788,2 * 0,001 = 3,7882
б) 248,34 * 0,1 = 24,834
ж) 6,1 * 0,001 = 0,0061
е) 0,08 * 0,1 = 0,0061
и) 243 * 0,001 = 0,243
Дети достают записку с третьей головы Змея Горыныча.
Задание " Заполнить таблицу" (с маркером)
0,3 0,03 0,003 1,5 2,2
1 Способ
Заполняем вместе с учениками.
- Дети, что вы заметили при умножении?
- Какую последовательность заметили ?
2 Способ
- 1,5 * 3 : 10 = 0,45
- 1,5 * 3 : 100 = 0,045
- 1,5 * 3 : 1000 = 0,0045
- 2,2 * 3 : 10 = 0,66
- 2,2 * 3 : 100 = 0,066
- 2,2 * 3 : 1000 = 0,0066
Посмотрите, пожалуйста, на опорную таблицу.
- Прочитать правило по учебнику. (учитель читает)
- Прочитать устно.
- Рассказать правило.
Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
- выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
- отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
Дети достают записку с четвёртой головы Змея Горыныча.
Задание " Выполнить умножение № 11370 а,б, в, г,е."
а) 6,25 * 4,8 = 30 - (решает учитель столбиком)
б) 85,8 * 3,2 = 274,56 - (комментированное письмо)
в) 74 * 4,9 = 362,6 - (один ученик решает у доски)
г) 12,6 * 7,8 = 98,28 - (самостоятельно решают в тетрадях)
е) 0,37 * 2,5 = 0,925- (самостоятельно решают в тетрадях)
Дети достают записку с пятой головы Змея Горыныча.
Задание "Физкультминутка."
Гуси белые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали
Потом быстро, быстро пообедали.
Дети достают записку с шестой головы Змея Горыныча.
Задание "Решить задачу."
На соревнованиях по техническому моделированию были одновременно запущены две ракеты. Скорость одной из них 0,03 км/с, а скорость второй - 0,028 км/с. На какое расстояние вторая ракета отстанет от первой через 2 с после старта?
Скорость 1р.-0,03 км/с
Скорость 2р.-0,028 км/с
Расстояние - ?
Время - 2 с
- Сравните скорость 2 - х ракет, которая из них больше?
- Первая, т.е.0,03 км/с > 0,028 км/с
- Какое будет первое действие?
- Умножение 0,03*2 = 0,06 и 0,028* 2 = 0,056
- Второе действие 0,060-0,056 = 0,004 км/с
Ответ : 0,004 км/с
Домашняя работа.
- Выучить правило на стр.296
- Решить № 1404,1405
Итог урока.
- Ребята, посмотрите Змей Горыныч начал улыбаться.
- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке ?
Оценить работу учащихся.