Урок по математике в 5-м классе на тему "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока: научить формулировать правило и умножать десятичные дроби.

Ход урока

I. Актуализация.

- Здравствуйте.

Устный счёт

Запись на доске

а)8,9 * 6 53,4
б)4,55*2*5 45,5
в) 12,3*5 61,5
г) 9,5 *10 95
д)123,63*100 12363
е)0,756*1000 756

Наводящие вопросы.

- Какие правила вы использовали при вычислении?

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо:

  • умножить её на это число, не обращая внимания на запятую;
  • в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби;

Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100,1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоят в множителе после единицы.

II. Объяснение нового материала

- Дети, посмотрите, пожалуйста, на доску. К нам сегодня на урок прилетел Змей Горыныч. Только что - то он сегодня задумчивый. Для того чтобы он был веселым и добрым, нам нужно помочь ему. В каждой голове Змея Горыныча даны задания и нам нужно их решить.

Дети достают записку с одной головы Змея Горыныча.

1. Задание " Найдите значение произведения"

(запись дана на доске без ответа)

12,58 * 0,1
12,58 * 0,01
12,58*0,001

2. Работа около доски

- Какую закономерность вы заметили?

Для того, чтобы умножить на 0,1;0,01;0,001 - то же самое, что разделить его на 10,100,1000. Для этого надо перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулкй стоит перед единицей в множителе.

3. Работа с учебным материалом.

- Теперь откройте учебник.

1) Учитель сам читает правило

2) Дети читают про себя.

3) Рассказать правило.

4. Работа с опорной таблицей.

- Дети, посмотрите, пожалуйста, и запомните умножение десятичной дроби на числа 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.

(опорную таблицу учитель вешает на доску)

Деятельность ученика

II. Закрепление нового материала.

Дети достают записку с второй головы Змея Горыныча.

Задание "Выполните умножение" № 1364 1 ряд (а,в) 2 ряд (б,ж) 3 ряд (е, и)

(взаимопроверка ответов)

а) 354,2 *т0,1 = 35,42

в) 3788,2 * 0,001 = 3,7882

б) 248,34 * 0,1 = 24,834

ж) 6,1 * 0,001 = 0,0061

е) 0,08 * 0,1 = 0,0061

и) 243 * 0,001 = 0,243

Дети достают записку с третьей головы Змея Горыныча.

Задание " Заполнить таблицу" (с маркером)

  0,3 0,03 0,003
1,5      
2,2      

1 Способ

Заполняем вместе с учениками.

- Дети, что вы заметили при умножении?

- Какую последовательность заметили ?

2 Способ

  • 1,5 * 3 : 10 = 0,45
  • 1,5 * 3 : 100 = 0,045
  • 1,5 * 3 : 1000 = 0,0045
  • 2,2 * 3 : 10 = 0,66
  • 2,2 * 3 : 100 = 0,066
  • 2,2 * 3 : 1000 = 0,0066

Посмотрите, пожалуйста, на опорную таблицу.

  1. Прочитать правило по учебнику. (учитель читает)
  2. Прочитать устно.
  3. Рассказать правило.

Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

  1. выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
  2. отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Дети достают записку с четвёртой головы Змея Горыныча.

Задание " Выполнить умножение № 11370 а,б, в, г,е."

а) 6,25 * 4,8 = 30 - (решает учитель столбиком)

б) 85,8 * 3,2 = 274,56 - (комментированное письмо)

в) 74 * 4,9 = 362,6 - (один ученик решает у доски)

г) 12,6 * 7,8 = 98,28 - (самостоятельно решают в тетрадях)

е) 0,37 * 2,5 = 0,925- (самостоятельно решают в тетрадях)

Дети достают записку с пятой головы Змея Горыныча.

Задание "Физкультминутка."

Гуси белые летели,
На лужайку тихо сели,
Походили, поклевали
Потом быстро, быстро пообедали.

Дети достают записку с шестой головы Змея Горыныча.

Задание "Решить задачу."

На соревнованиях по техническому моделированию были одновременно запущены две ракеты. Скорость одной из них 0,03 км/с, а скорость второй - 0,028 км/с. На какое расстояние вторая ракета отстанет от первой через 2 с после старта?

Скорость 1р.-0,03 км/с

Скорость 2р.-0,028 км/с

Расстояние - ?

Время - 2 с

- Сравните скорость 2 - х ракет, которая из них больше?

- Первая, т.е.0,03 км/с > 0,028 км/с

- Какое будет первое действие?

- Умножение 0,03*2 = 0,06 и 0,028* 2 = 0,056

- Второе действие 0,060-0,056 = 0,004 км/с

Ответ : 0,004 км/с

Домашняя работа.

  • Выучить правило на стр.296
  • Решить № 1404,1405

Итог урока.

- Ребята, посмотрите Змей Горыныч начал улыбаться.

- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке ?

Оценить работу учащихся.