Введение
Разобрать слово по составу – не всегда легкое занятие.
Значимые части слова, даже одинаковые на вид, бывают многолики, словесная “архитектура” порой аж захватывает дух; сказочная биография отдельных простеньких слов поражает; а разбор слова по состав установится нередко настоящим детективным поиском.
Перед разбором слова нужно установить “кто есть кто”: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым, где основа и окончание, и все это на фоне родственных слов в сравнении с аналогичными по своему строению словами.
При разборе надо обращаться со словом бережно и “вежливо”, не спеша, шаг за шагом выделяя в нем значимые части. “Смотреть в корень” – это не только и не столько извлечение корня, сколько умение вскрыть внутреннее строение слова, правильно определить и охарактеризовать все составляющие его значимые части, показать, из чего и как оно “скроено”.
Для более прочного закрепления и обобщения знаний по теме: “Состав слова” я использовала грамматическую сказку, героями которой будут: корень, приставка, суффикс, окончание и основа. Артисты – ученики.
Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова
Задачи:
- Ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс;
- Развивать умения находить в словах приставки, суффиксы, корень, окончание, основу.
Оборудование: компьютеры, мультимедийная установка, презентация “Состав слова”, тест “Состав слова” в программе “КРАБ-2”.
Ход урока
1. Организационный момент (Презентация. Слайд 1)
Учитель: Ребята, вы знаете что мы изучаем большую тему “Состав слова”. Сегодня мы подведем небольшой итог того, чему мы уже научились. На уроке мы будем работать в тетради, на карточках, на компьютере. Поэтому откройте тетрадь и запишите число, классная работа и отложите их в сторону.
2. Вступительное слово: Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес– из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. Самая главная из них – корень.
3. Грамматическая сказка “Семья слов” (Слайд 3)
– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.– Карточка (выполнение проверяет герой сказки –“корень”).
– Выдели в словах корень.
(Лесной, лесник, леса, лесовичок, лесничий, лес.)
– Дополнение (ученица-отличница).
– Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
Заключение от артиста “корня”: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.
Обобщение учителя: Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что – то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.
4. Вступительное слово: Для русского языка самые большие возможности предоставляет образование новых слов с помощью приставок
Продолжение грамматической сказки “Новые друзья корней” (Слайд 3)
– Долгое время на волшебной поляне жили одни корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Совершенно случайно на поляну зашли приставки. Это были удивительные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось. Приставкам корни очень понравились, и захотели они остаться здесь жить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов.
Карточка (выполнение проверяет ученица “приставка”). Образуйте и запишите однокоренные слова с корнем лез при помощи приставок за-, по-, в-, под-, до-.
– Дополнение (ученица-отличница)
– Приставки очень охотно дружат с глаголами и прилагательными. В русском языке очень много приставок. Попробуйте дома вспомнить и записать приставки никуда не подглядывая, если вспомните более 40, то у вас превосходная память, если 30 – тоже неплохо, ну а если меньше, то не огорчайтесь. Ведь знать и помнить это не одно и тоже. Вы их знаете, используете в речи, только они не захотели вспомниться.
Заключение от артиста:
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
А при помощи приставки
Образуются слова.
5. Вступительное слово учителя.
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, они хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и могут многое порассказать.
Продолжение грамматической сказки “Работа суффиксов” (Слайд 3)
– Как-то на волшебную поляну заглянули суффиксы. Удалые это были ребята. Очень понравилась им поляна, и захотели они на ней остаться. Только они расположились, как вдруг появились хозяева – корни. Да, да, это была та самая волшебная поляна, которую облюбовали корни и приставки. Суффиксов они приняли хорошо. Работали корни в словах. Туда пошли работать и приставки. Они образовывали новые слова.Выполнение теста (выполнение проверяет учитель):
- К словам лес, мост, дом, гриб подберите однокоренные слова с суффиксами -ок, -ик или -ник.
- Выбери слова, состав которых подходит к схеме “корень, суффикс”.
(Грибок, орех, дорога, лесник.)
– Дополнение (ученица-отличница).
– Суффиксы – это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например – лес – лесной, сад – садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть – которые часто используются в образовании новых слов.
6. Продолжение грамматической сказки “Как Корень слова учил Окончания уму –разуму”
– Стихи (читает ученик “Окончание”) (Слайд 4)
– Дополнение (ученица-отличница)
– Окончание меняет форму слова, а не образует новых слов.
Сценка:
Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда.
Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай. Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня не обходится.
Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать, сразу кого-нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на помощь.
Корень: Выходит и вам трудно живется.
Окончания: Еще как трудно.
Обобщение учителя: Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что окончание служит для связи слов в предложении.
Карточка (выполнение проверяется учеником “Окончанием”). Из слов составьте предложение. Предложение записывают в тетради.
(Серый волк в густом лес встретил рыжая лиса)
7. Стихи (ученица “Основа”)
Остальную же часть слова
Именуем мы основой
– Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.
– Дополнение (ученица-отличница) (Слайд 5)
В основу слова входят приставки, корень и суффиксы.
Основа слова может состоять только из корня; из приставки и корня; из корня и суффикса; из приставки, корня и суффикса.
8. Вывод (слайд 6):
Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
– Выполнение теста в программе “КРАБ 2” для оценивания знаний по теме.
Дети работают на компьютере.
9. Рефлексия: Ребята, присаживайтесь на свои места и посмотрите на экраны компьютеров.
Судя по оценкам, какой вывод можно сделать? (Урок достиг своей цели.)
– Какое задание больше всего понравилось?
– С каким настроением вы уходите с урока? (Приложение, слайд 7)