Классный час "Сибиряки-космонавты"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Прививать интерес к исследовательской деятельности.
  2. Развивать речь, память, внимание, мышление.
  3. Воспитывать любовь и уважение к своим землякам – космонавтам.

Оборудование: мультимедийный проектор, кроссворд, детские исследовательские материалы и рисунки, презентация, карта Кемеровской области.

Ход мероприятия

1. Вступительная беседа.

(Звучит песня о космосе.)

Издавна люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам. (Слайд “Звездное небо”.)

И это случилось в 50-е годы!

Ученик читает стихотворение.

1-й ученик.

 В устах ученых много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.

2-й ученик.

 И вот летит ракета ввысь
Там видно очертания планет.
Землянин, ты домой вернись,
А звездам передай от нас привет!

– Какой праздник приближается в апреле? Что вы знаете о нем?

(Слайд “12 апреля – День космонавтики”.)

Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”

Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

– Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин? Что можете рассказать о нем?

(Звучит песня “Знаете, каким он парнем был…”.)

(Ученик: МИНИ СООБЩЕНИЕ о Ю.А.Гагарине. (Слайд – портрет “Ю.А.Гагарин”). Географическая карта: показать г.Гагарин

Родился 9 марта 1943 года в городе Гжатске Смоленской области. Ю.А. Гагарин летчик – космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества совершил полет в космос на космическом корабле “Восток”. Облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Погиб во время тренировочного полета на самолете 27 марта 1968 года. Имя Ю.А. Гагарина носят учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. Именем Ю.А.Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны. Его родина – город Гжатск переименован ныне в город Гагарин. Одна из улиц нашего города носит имя первого космонавта. Для подготовки выступления я использовал следующие книги:

(Слайд “ул.им. Гагарина”.)

– Кто же такой космонавт?

– А каким должен быть космонавт?

– Что должен уметь настоящий космонавт?

(Ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым, ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки. А так же в космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый, это очень тяжело. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать, хорошо учиться, тренировать память, читать много о космосе.)

Физминутка.

2. Выступление ребят о результатах своих поисков.

– Нас с ребятами заинтересовал вопрос о космонавтах – земляках. Сначала мы начали поиск материалов о космонавтах, родившихся в Кемеровской области. Ведь Кузнецкая земля богата достойными людьми. А потом мы расширили свои поиски и собрали материал о некоторых сибиряках – космонавтах. Начнем по порядку.

– Космонавтом под номером два был наш земляк Алексей Архипович Леонов.

(Ученик на КАРТЕ Кемеровской обл. показывают место, где проживал наш земляк.)

Выступление ученика:

– В интернете я нашел материал о нашем земляке – космонавте ЛЕОНОВЕ А.А. (Показывает ученик на карте с, Листвянка.)

(Слайд – портрет “ЛЕОНОВ А.А.”)

Родился в с.Листвянка Кемеровской обл. 30 мая 1934 года.

Свой первый полет совершил 18–19 мая 1965 года на борту корабля “Восход-2”. (Слайд “Выход в открытый космос”)

– Впервые в мире космонавт Леонов – наш земляк вышел из кабины космического корабля в открытый космос, для чего “Восход – 2” был снабжен шлюзовой камерой. Во время этого полета были проведены медико-биологические исследования, решены некоторые задачи космической навигации. Впервые осуществлен спуск космического корабля с помощью ручной системы управления.

(Выставка репродукций картин А.А.Леонова.)

Алексей Архипович написал ряд картин о космосе. Его картины рассказывают о возможных путях всеобщего единения человечества. Цвет, композиция, рисунок – все подчинено гуманной. Оптимистической идее освоения звездного пространства ради мира и прогресса.

– Что вы узнали о А.А.Леонове? (Первым покорил открытый космос.)

Выступление ученика:

– О ВОЛЫНОВЕ Б.В. прочитал материал на сайте Интернета школы № 1 г. Прокопьевска. (Показывает ученик на карте г.Прокопьевск.)

(Слайд – портрет “Б.В.Волынов”.)

Борис Валентинович родился в Иркутске 18 декабря 1934 г, но детство и юность прошли в Кузбассе, в шахтерском городе Прокопьевске. Рос Борис в трудное время. Шла война с фашистами. Матъ Бориса, Евгения Израилевна, по профессии врач, все силы и время отдавала работе. В действующей армии находился отчим Иван Дмитриевич. Но фронт был не только на линии боев. Шахтеры создали “фронтовые бригады”, которые сутками не поднимались на поверхность. Многие сверстники Бориса хотели как их отцы и деды, стать шахтерами. Борис любил, уважал горняков, но была у него своя заветная мечта.

Когда Борису исполнилось 12, тетя взяла его на каникулы в Кишинев и он увидел высокое чистое небо. Вернувшись домой, он твердо решил: “Буду летчиком”. Отныне в его жизнь прочно вошли самолеты. Мечта стать летчиком осуществилась. Получив среднее образование, Волынов окончил авиационную школу, а затем, в 1956 году, Волгоградское военное авиационное училище. Служил летчиком, пришел в отряд космонавтов.

Телеграфное агентство СССР 14 января 1969 года сообщило, что в 10 часов 39 минут московского времени на орбиту искусственного спутника Земли выведен космический корабль “Союз-4”, пилотируемый летчиком-космонавтом Шаталовым. Прошли всего лишь сутки – и мир облетела новая весть! В космосе сразу два космических корабля “Союз-4” и “Союз-5”, которым управлял Борис Валентинович Волынов. А уже 16 января 1969 года в 11 часов 20 минут московского времени состоялась ручная стыковка двух “Союзов”. Это произошло, когда они пролетали над территорией России. Корабли сблизились до расстояния в 100 метров, после чего командир “Союз-4” В.А. Шаталов перешел на ручное управление и, маневрируя кораблем, осуществил причаливание. Последовал взаимный механический захват кораблей и соединение. Внутри станции действовала телефонная связь. Летчик-космонавт Б.В.Волынов сориентировал станцию для дальнейшего полета.

(Слайд “Стыковка космических кораблей”.)

– Участником какого события был Б.В.Волынов? (Ручная стыковка двух космически кораблей)

(Упражнения для глаз.)

Выступление ученика: Карта, слайд – портрет “Лазарев Василий Григорьевич”

Лазарев Василий Григорьевич – летчик-космонавт СССР, полковник. Родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Алтайского края в семье крестьянина. С детства мечтал о небе. В 1963 году зачислен в отряд космонавтов. Свой первый космический полет совершил с 27по 29 сентября 1973 года совместно с Макаровым О.Г. в качестве командира космического корабля “Союз-12”. Экспериментальный полет космического корабля “Союз-12” был одним из этапов работы по дальнейшему совершенствованию космических пилотируемых кораблей. В частности, были проведены испытания скафандров как элементов системы индивидуальных средств защиты космонавтов.

(Слайд “Космонавт в скафандре”.)

– Какие испытания проводил Лазарев В.Г. ? (Испытания скафандров.)

Выступление ученика о Титове Германе Степановиче.

(Карта.) (Слайд – портрет “Титов Герман Степанович”)

– При подготовке этого материала использовал следующую литературу:

.Летчик космонавт СССР, генерал – лейтенант авиации, кандидат военных наук. Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха. После службы в армии окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков и Сталинградское военное авиационное училище летчиков. При подготовке к выполнению первого в мире полета человека в космическое пространство был дублером космонавта – 1 Гагарина Ю.А. Космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле – спутнике “Восток-2”. Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут “Восток-2” совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703143 километра. Полет позволил оценить влияние фактора невесомости на человеческий организм и его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве. За время этого длительного пребывания в космосе космонавтам следовало подкрепиться специальной космической едой. Она перед вами на экране.

(Слайд “Космическая пища”.)

– Чем знаменит Г.С.Титов? (Совершил первый в мире многовитковый полет.)

Выступление о Рукавишникове.

(Карта.) (Слайд – портрет “Рукавишников”)

– Что интересного узнали о Рукавишникове?

– Кого из вас заинтересовала эта тема, поднимите руки, вы можете прочитать книги о космосе и космонавтах в нашей школьной библиотеке.

(Выставка книг.)

(Звучит песня “Трава у дома”.)

– Скажите, а есть у нас в городе названия улиц с именами космонавтов? Нас заинтересовал этот вопрос, и мы провели небольшое исследование. О нем расскажет ваша одноклассница.

(Слайд “План поселка космонавтов”.)

Выступление ученика: В нашем городе есть район, который называется поселок Космонавтов. Улицы названы именами героев – космонавтов.

3. Итог.

  3.Р  
  2.Т   У
И К
  1.В   Т А
  3.к О с м О н а В т  
  Л   В   И  
Ы   Ш
Н 2..л е о Н о в
О   И  
1.Л а з а р е В К
  О
В

По вертикали:

  1. Участник первой ручной стыковки космических кораблей? (Волынов)
  2. Космонавт, совершивший первый в мире многовитковый полет. (Титов)

По горизонтали:

  1. Назовите фамилию человека, принимавшего участие в испытаниях скафандра. (Лазарев)
  2. Первый космонавт, выходивший в открытый космос? (Леонов)
  3. Назовите профессию людей, которые мы сейчас назвали. (космонавт)

– А кто из вас хотел бы стать космонавтом? Что для этого нужно делать?

Ведущий 1. Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но, прежде всего – человеческий.

Ведущий 2. Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги.

Ученик читает стихотворение.

Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.