Программа элективного курса “Рекреационная география” предназначена для учащихся 9-х классов в рамках профильного обучения.
Содержание элективного курса познакомит учащихся с закономерностями формирования, размещения, функционирования и развития рекреационных ресурсов.
Рекреационные ресурсы предназначены для обслуживания людей во время отдыха (рекреация от латинского “восстановление”, синоним термина “отдых” – восстановление сил). Они включают природные и культурные комплексы, в пределах которых организуется отдых; самих отдыхающих, технические сооружения и жилые постройки, обслуживающий персонал и органы управления.
Как системная, интегрирующая наука, объединяющая знания разных отраслей географии и смежных дисциплин (экономики, медицины, социологии, культуры, психологии, биологии, спорта) рекреационная география представляет несомненный интерес для учащихся изучающих географию.
Цель курса: расширить кругозор учащихся в области рекреационной географии.
Задачи курса:
- Способствовать развитию географического мышления.
- Способствовать формированию представлений о природе, как среде обитания человека, ее роли в удовлетворении насущных потребностей людей, в данном случае – в отдыхе, в восстановление сил и духовном развитии.
- Способствовать совершенствованию навыков работы с разными источниками информации и выполнению творческих работ.
- Знакомить учащихся с профессиями, которые связаны с рекреационной географией.
Основной формой проверки и оценки знаний учащихся является участие в семинарах, тестирование, составление творческих проектов, анализ исторических и географических карт, анализ статистических материалов, подготовка устных сообщений с использованием различных источников знаний.
Итоговый контроль – моделирование рекреационной зоны.
Учащиеся должны знать:
– профессии, которые связаны со знаниями, полученными в курсе “Рекреационная география”;
– роль природы в удовлетворении потребностей человека;
– рекреационные территории России;
– виды рекреационной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
– составлять творческие отчеты, проспекты, рекламные буклеты.
Учебно-тематический план.
№ | Тема |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
||
лекции | Практикум | семинар | ||||
1 | Понятие о рекреационной географии | 1 | 1 | |||
2 | Отдых и рекреация | 1 | 1 | |||
3 | Виды рекреационной деятельности | 2 | 1 | 1 | Семинар “География мирового туризма” | |
4 | Отдых как основа отрасли экономики | 1 | 1 | Тестирование | ||
5 | Территориальные рекреационные системы (ТРС) | 1 | 1 | 1 | ||
6 | Методы изучения ТРС | 1 | 1 | Практическая работа” Нанесение на к/к основных рекреационных р-нов мира” | ||
7 | Рекреационные ресурсы мира | 2 | 1 | 1 | Творческий проект “Составление проспекта туристической фирмы” | |
8 | Рекреационные ресурсы России | 2 | 1 | 1 | Творческий проект “Составление проспекта туристической фирмы” | |
9 | Рекреационные ресурсы
ХМАО-Югры |
4 | 3 | 1 | Творческий проект “Модель рекреационной зоны” | |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | Защита проектов | ||
Итого: | 17 |
Содержание
Тема 1. Понятие о рекреационной географии (1час)
Рекреационная география как одно из направлений современной географической науки. Появление и становление этой отрасли географии. Задачи и содержание рекреационной географии.
Тема 2. Отдых и рекреация (1час)
Понятия “отдых” и “рекреация”. Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа как наиболее благоприятная среда для отдыха населения. Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.
Тема 3. Виды рекреационной деятельности (2 часа)
Требования к среде для организации различных видов отдыха: комфортность, эстетические качества, доступность, устойчивость. Особые условия, необходимые для некоторых видов отдыха: альпинизма, зимнего и водного видов спорта, восстановления здоровья и сил больных людей. Туризм как особый вид отдыха. Виды туризма: лечебный, оздоровительный, развлекательный, спортивный, религиозный, деловой. Классификации туризма, функции. Проблемы географии туризма. Туристская индустрия как часть сферы услуг. География туризма.
Тема 4. Отдых как основа особой отрасли экономики (1 час)
Организация обслуживания отдыхающих и необходимые условия: строительство сооружений, работа транспорта, продовольственное
снабжение, оказание услуг. Возможности совмещения рекреационного использования территории с другими видами хозяйственной деятельности.
Тема 5. Территориальные рекреационные системы (1часа)
Территориальные рекреационные системы (ТРС) как объект изучения рекреационной географии. Основные свойства ТРС. Психическая и физиологическая комфортность как необходимое условие во время отдыха. Эффективность ТРС как степень соответствия затрат и результата. Классификация ТРС по различным признакам: сложности устройства, территориальной приуроченности, назначению, основным признакам.
Тема 6. Методы изучения ТРС (1часа)
Методы определения рекреационных потребностей. Свойства природной среды, определяющие степень ее рекреационной благоприятности: высокие эстетические, комфортность, устойчивость, ведение строительства, развитие коммуникаций, использование различных видов отдыха, уникальные и экзотические свойства, привлекающие отдыхающих. Роль природы для организации отдыха. Климатические условия. Роль ландшафта. Оценка качества территории для организации отдыха: транспорт и связь, сеть учреждений, трудовые ресурсы, снабжение, экологические проблемы. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки. Возможность сочетания их природоохранных, научных и рекреационных функций.
Тема 7. Рекреационные ресурсы мира (2 часа)
Выявление регионов, наиболее благоприятных для организации отдыха. Рекреационная специализация. Главные рекреационные районы мира и их характеристика. Доступность для отдыхающих разных континентов и стран. Горные районы с благоприятными рекреационными свойствами. Побережье морей и океанов, берега рек, озер, водохранилищ как рекреационные зоны. Бальнеологические ресурсы.
Тема 8. Рекреационные ресурсы России (2часа)
Основные рекреационные районы России: Северный Кавказ, Северо-Запад и Север европейский части России, ЦР, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток.
Тема 9. Рекреационные ресурсы ХМАО (4 часа)
Рекреационные ресурсы округа. Главные достопримечательности и основные туристические маршруты.
Тема 10. Итоговое занятие (2 часа)
Защита проекта городка (моделирование) для отдыха или оздоровления населения.
Литература для учителя:
- Максаковский В.П. Развитие и география международного туризма //География в школе. – 2000. – № 8. – С. 3–10.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2000.
- Одессер С.В. Международный туризм в системе мирового хозяйства //География в школе. – 1991. – № 6. – С. 15–18.
- Страны мира. Энциклопедический справочник.– Минск: Миринда, 2000.
- Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10–11-х классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М. Просвещение, 2002.
Литература для учащихся:
- Географические атласы для средней школы.
- Детские энциклопедии.
- Дмитриевский Ю.Д. Туристические районы мира. Учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2000.
- Иванова О.Ю. Величайшие чудеса света.– Смоленск: Русич, 2000.
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2000.