Эпиграф:
“Без сомнения, все наше знание начинается с опыта”.
Кант Иммануил (немецкий философ, 1724–1804 гг.)
Цель урока: исследование зависимости архимедовой силы от различных физических величин.
Задачи:
Образовательные:
- Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости.
- Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин.
Развивающие:
- Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Развивать мышление, умения анализировать, делать выводы.
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету.
- Воспитывать внимательность, аккуратность.
Оборудование (у каждого ученика) на начало урока: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело.
Ход урока
Вступительное слово учителя: “Уважаемые коллеги!
Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное в нее тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс работы над исследовательским проектом состоит из следующих этапов. (Написано на доске):
Исходные факты – Гипотеза – Эксперимент – Выводы
Сегодня на уроке мы вместе в таком проекте поучаствуем.
Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287 г. До нашей эры. Нам предстоит сегодня “переоткрыть его закон. Итак, в путь! “Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью”, – советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету”
1-й этап. Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Учитель: “Ребята, используя выданное оборудование предлагаю провести опыт по плану записанному на доске”.
Каждый ученик приступает к выполнению эксперимента (на доске записан план).
- Определите вес данного вам тела в воздухе: Р1.
- Определите вес этого же тела в воде: Р2.
- Сравните результаты измерений и сделайте вывод. (Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе Р1 > Р2).
Учитель: “Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?”
Учащиеся: “Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх”.
Учитель: “Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.”
Учитель: “А как можно найти величину выталкивающей силы?”.
Учащиеся: “Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде”.
Учитель: “Давайте запишем формулу. FА = Р1 – Р2, и произведем вычисления”.
Учащиеся: выполняют задание.
2-й этап. Учитель: “От чего зависит сила Архимеда?”
Учащиеся выдвигают гипотезы, учитель записывает на доске:
- от плотности жидкости;
- от объема погруженного в жидкость тела;
- от плотности тела;
- от глубины погружения в жидкость;
- от формы тела
3. Этап. Учитель: “Чтобы проверить все гипотезы перейдем к эксперименту.”
Учащиеся делятся на группы по 3–4 человека
Группы получают задание. (Приложение1)
Задание первой группе.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
- Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
- Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в простой воде и в соленой воде.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе.
Оборудование: Мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание пятой группе.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочередно опуская каждую фигурку с воду, с помощью динамометра определите. архимедову силу, действующую на нее.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Задание шестой группе. (Выдается более сильным учащимся и предлагается им самим подобрать оборудование для проведения эксперимента.)
Жидкости на тело давят
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Той, что тело вытесняет –
Все закон нам объясняет.
Открыл его великий грек,
Ему имя – Архимед!
4-й этап. После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы:
Архимедова сила |
|
Не зависит от:
|
Зависит от:
|
Таким образом, достигнута цель урока, мы провели исследование и выяснили, от каких физических величин зависит архимедова сила.
5-й этап. Закрепление.
Просмотр презентации, подготовленной учителем. (Приложение2)
6. Рефлексия.
Учитель: “Поднимите руку тот, кто остался доволен своей работой на уроке? Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание вызвало у вас затруднение?”
Домашнее задание: § 48, 49,ответить на вопросы: упр. 24 (1, 2)