Возрастная категория: дети 5–6,5 лет
Особенности группы: 10–12 человек, разноуровневая группа.
Характеристика подготовки занятия: 3 занятия изучение темы по предмету, 1 занятие по художественному труду.
Цели:
- Развитие познавательных способностей;
- Формирование коммуникативной компетенции;
- Формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
- Образовательный аспект:
– создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах Астраханского края, выявить экологические знания детей. - Развивающий аспект:
– создать условия для совершенствования всех видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
– уметь анализировать и устанавливать причинно – следственные связи. - Воспитательный аспект:
– создать благоприятные условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к ней. - Ближайшая задача обучающихся:
– репродуктивный уровень: уметь отличать зимующих птиц от перелетных;
– конструктивный уровень: пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
– творческий уровень: уметь создать образ птиц по памяти.
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
Педагогическая технология: личностно – ориентированная, коллективно – творческая деятельность.
Педагогические принципы:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей;
– принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлексивности.
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.
Формы реализации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Материал: картинки, альбомы с изображением перелетных и зимующих птиц,
Подготовка педагога: составление конспекта к занятию и необходимого материала, работа с родителями – изготовление кормушки для птиц.
Материалы по художественному труду: заготовки туловища и головы птицы; детали крыльев, хвоста различной формы и цвета; детали глаз, клюва, лапок, нитки, клей.
Предварительная работа: Из цветной бумаги выполняются заготовки туловища и головы птиц (вырезать из бумаги контрастных цветов 5–8 одинаковых кругов, каждый из которых аккуратно перегибаем пополам цветной стороной внутрь. Склеиваем поочередно круги между собой, смазав клеем внешние стороны всех кругов. Последние две стороны остаются не склеенными .)
Вырезать из цветной бумаги детали крыльев, хвоста птиц; из плотной бумаги – клюв, лапки; из бумаги “самоклейки” вырезать глаза.
Предшествующая работа: проведение занятия по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы”, рисование птиц,
Ход занятия
1. Организационный момент.
Загадывание загадок “Знаешь ли ты птиц?”
– Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)– На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.)– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
2. Актуализация знаний.
Педагог:
– Молодцы, ребята и как вы, наверное, догадались, тема нашего занятия – птицы. Птицы очень полезны. Многие из них защищают поля, огороды и сады от вредителей. Велико и эстетическое значение самых красивых представителей животного мира. Кто из нас не замирал, прислушиваясь к пению иволги или за проплывающими в небе стаями лебедей. На занятии мы рассмотрим лишь некоторые отряды птиц, встречающие в Астраханской области, птиц, которые занесены в Красную книгу.
– Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает (рассматривание картинок, иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
– Подумайте и скажите, по какому признаку можно этих птиц разделить на две группы? (Перелетные и зимующие.)
– Как вы думаете, почему наши пернатые друзья улетают зимовать в теплые края?
(Ответы детей.)
– Да, действительно, в связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
– Лебеди во все времена пользовались у человека наибольшей популярностью. Это неудивительно – сильная птица, символ красоты и верности, само воплощение грации. Давайте опишем внешний вид лебедя (дети описывают внешний вид, повадки). Основная пища лебедей растительная – водные растения, насекомые моллюски, черви, мелкая рыбешка. В начале прошлого века лебедь был почти полностью истреблен, однако, благодаря охране численность его возросла, он занесен в Красную книгу, где ведется его учет. В нашем крае встречаются лебедь – шипун, лебедь – кликун.
– В низовьях дельты Волги гнездятся дикие утки: кряква, серая утка, шилохвостка, широконоска. Давайте рассмотрим внешний вид утки – кряквы (названа потому, что крякает как домашняя утка) у селезня: голова и половина шеи у него точно из зеленого бархата с золотым отливом, вокруг шеи белая тонкая лента. Брюшко серо – беловатое, спина темного цвета, слегка красноватая лапки бледно – красноватые, нос желто – зеленого цвета. Утка же вся пестренькая, светло – коричневая, с темными крапинками, лапки, как и селезня такие же красноватые. Кряквы относятся к речным уткам, которые, добывая корм, не ныряют, а только погружают в воду голову, шею. Водятся кряквы в пресных водоемах, ериках. Питается молодой травкой, водяным мхом, растениями; жадно глотает мелкую рыбешку, рачат, лягушат.
– Аистообразные – птицы крупные, с длинными ногами, длинной шеей и длинным крепким клювом. В Астраханской области встречаются следующие представители аистообразных птиц – цапля. Встречаются цапли – большая белая, рыжая, желтая, египетская, а также кваква, большая и малая выпь. Давайте рассмотрим внешний вид цапли: спина серая, низ белый; полоса над глазом, хохол и полоска из пятен на шее черные. Голова узкая, с длинным, прямым, сжатым с боков желтоватым клювом. Ноги длинные, желтоватые. В полете ее не спутаешь ни с кем. Все птицы вытягивают шею вперед, а цапля изгибает ее и прижимает к спинке, вытягивая только клюв. Крыльями машет плавно и красиво. Питается цапля разнообразной животной пищей (насекомые, личинки, головастики, мелкая рыбешка). Некоторые виды: большая белая, египетская, каравайка занесены в Красную книгу, гнездятся в заповедниках.
– Ласточки являются типичными перелетными птицами, гнездящиеся в нашей области. Давайте рассмотрим внешний вид ласточки – клюв очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду (вопросы к детям).
– А теперь давайте рассмотрим птиц второй группы. Какие птицы вам знакомы, каких птиц вы видели на улицах, в скверах, парках в зимнее время года? (Рассматривание картинок с зимующими птицами.)
– Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие.)
– Почему мы их называем “зимующие” птицы?
– Синицы (описание детьми внешнего вида, повадок). У синицы спинка желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой. Крылья серовато – голубого цвета со светлой поперечной полосой.
Ребенок читает стихотворение:
Непоседа – невеличка,
Желтогруденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня синичка.
Рассказ педагога:
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью, покормите их и вы увидите, они будут клевать все, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несоленого сала. В длинные, морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.
– Дятел (описание детьми внешнего вида, повадок). В нашей области обитает большой пестрый дятел, селится как в лесу, так и в полевых рощах. Осенью и зимой предпочитают находиться рядом с жилищем человека. Пищу пестрого дятла составляют различные насекомые, их личинки, куколки, а так же орехи и ягоды.
Ребенок читает стихотворение:
Я в берете ярко – красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все …дятел.
Педагог:
– Почему дятла называют “санитаром леса”? (Ответы.)
Рассказ педагога:
– У дятла длинный и узкий язык, которым он добывает жучков и гусениц из выдолбленных отверстий. Зимой дятел кормится семенами сосен и елей. Сорвет шишку и несет в свою кормушку – щель в дереве. Зажмет шишку и за 5 минут выберет все семена. Целый день работает дятел, и под деревом скапливается гора пустых шишек.
– Воробей и ворона (описание детьми внешнего вида, повадок). Рассмотрим внешний вид воробья. Самка воробья окрашена невзрачно и выглядит однотонно серо – бурой, зато самец окрашен довольно ярко – через глаз проходит черная полоска, черный цвет – на подбородке, горле, клюве. Спинка пестрая, крылья темно – бурые, по крылу проходит белая полоска. Бывают домовые и полевые воробьи. Воробьи неутомимые летуны, а по земле передвигаются пружинистыми прыжками или попеременно переставляют ноги.
– Ворона так названа за черный цвет оперения, который по – старинному назывался “вороной”. В нашей области обитает ворона серая и встречается и черная. Рассмотрим внешний вид вороны. Серая ворона имеет: голова, горло, хвост, клюв черные, остальное оперение серое. Черная ворона вся черная.
Рассказ педагога о воробье и вороне: клюют овес, пшено; зимой селятся вблизи жилища человека, клюют все что найдут – всеядные птицы. Ворона поедает так же мелких грызунов и вредных насекомых, тем самым принося большую пользу людям.
– Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.
– Вот тут-то и на помощь приходит человек, а как мы можем помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)
А теперь пришло время поиграть в игру “Прилетели птицы”, но будьте внимательны – я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопнете в ладоши, начинаем.
4. Творческая деятельность.
Педагог по ИЗО:
– Ребята на прошлом уроке мы учились склеивать из кругов шар, вы сделали заготовки для своих птичек. У каждого из вас получится своя птичка.
У вас на столе лежат детали крыльев и хвоста различной формы и цвета, так, что вы сможете из них выбрать более подходящие для ваших птичек.
Чтобы закончить изготовление птички, мы должны сначала соединить голову и туловище. Как мы уже успели заметить, у птиц, которые зимуют у нас, нет длинной шеи. Поэтому мы можем сразу соединить туловище и голову. Для этого смазываем клеем, оставшиеся стороны круга туловища, прокладываем между ними нитка петлей вверх и склеиваем их между собой. Так же склеиваем голову, проложив между сторонами ту же нитку и плотно прижав голову птицы к туловищу. Затем к голове приклеиваем глаза и клюв, а к туловищу приклеим крылья, хвост и лапки. Итак, все ребята справились с заданием, у всех уже готовы птички. Молодцы!
Ребята, скажите пожалуйста, а как можно помочь птицам зимой в морозы? (Ответы детей.)
Педагог: Но если мы высыпим зерна на землю, их может замести снегом.Что же делать? (Сделать кормушки.)
Педагог: Правильно,молодцы! Пойдемте пройдем к столу и посмотрим какие кормушки сделали ваши родители и из чего еще можно их сделать.(Подходим к столу, на котором стоят различные кормушки, рассматриваем их, проговариваем из чего их сделали. Рассматриваем плакат,на котором показано , из чего еще можно сделать кормушки.) Ребята, вам понравились кормушки, которые сделали ваши родители? Давайте поблагодарим наших родителей и скажим им “ спасибо”.
– Мы обязательно развесим эти кормушки во дворе нашего Центра и все смогут покормить птиц, прилетающих к нам.
Педагог читает стихотворение “Покормите птиц зимой…”
Дети берут своих птичек и сажают их в кормушки и “угощают” семенами птичек.
Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
5. Итог занятия
– Что нового узнали на занятии? (С какими птицами познакомились?)
– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)
– Что вызвало затруднение?