Цель программы: Дать детям понятие о туризме, элементах ориентирования; привить краеведческие навыки; воспитать ответственность за экологию родного края; формировать патриотические чувства к малой родине – Казбековскому району; воспитать желание вести здоровый образ жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
- Дать детям доступные знания по истории, географии Казбековского района.
- Познакомить с флорой, фауной, традициями, известными людьми своего края.
- Ориентироваться на незнакомой местности.
- Проводить экологические проекты – акции.
- Укреплять здоровье детей.
- Привить навыки туриста (ориентирование, делать пешие походы, ставить палатку, развести костер, ведение наблюдения за погодой, уметь преодолевать препятствия, пользоваться страховкой).
Воспитывающие:
- Воспитать у дошкольников чувства патриотизма к истории и культуре своего народа.
- Воспитать заботливое отношение к природе, умение видеть, ценить и преумножить ее красоту и богатство.
- Воспитывать в дошкольниках желание жить под девизом «В здоровом теле – здоровый дух».
Развивающие:
- Развивать у детей познавательную активность.
- Развивать чувство товарищества и коллективизма.
Возраст обучающихся: Программа предназначена для детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет и рассчитана на один учебный год. Прием, в группу осуществляется исходя из физических возможностей детей, согласия родителей, желания самих детей.
Методы организации учебного процесса: В процессе усвоения программного материала используются различные методы работы, обеспечивающее сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие навыки их творческой активности, такие как:
- Словесные (занятие – беседа, рассказ).
- Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков, макетов мини- исследования).
- Поисковые (выявление имен земляков, погибших в войнах последних лет, сбор легендного и фольклорного материала).
- Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, туристические крепежные узлы).
- Практические (установка палатки, разведение костра, укладки рюкзака, сбор материалов для музея, фотографирование экскурсионных объектов).
- Мотивация (дидактические игры, поощрение, создание проблемной ситуации).
- Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, викторины, конкурсы, туристический слет).
Формы и режимы занятий:
В процессе обучения необходимо создать условия для активности, самостоятельности и творчества детей, чтобы обучение превратилось в личную потребность. Занятие не должно быть жестко регламентировано и недостаточно эмоционально, не должно ограничивать детей в общении друг с другом. Для этого используются следующие формы занятий:
Групповые, индивидуальные, комбинированные, экскурсии, походы, игры, соревнования – эстафеты, вечера – встречи с интересными людьми (КВН, турслет).
Программа рассчитана на 120 учебных часов (2 раза в неделю), включая теоретические и практические занятия, (в помещении и на местности) по 25-40 минут. На экскурсию, поход в лес – по 3 часа. Режим работы в течение года не одинаков: зимой в пасмурные дни преобладают теоретические занятия, весной и осенью – практические. Часть работы выполняется детьми как домашнее задание (укладка рюкзаков, составление плана, печатание фотографии, закрепление способов крепежа, и т.д.).
Основными итоговыми мероприятиями являются диагностика занятий, в умении детей и слет юных туристов (май месяц).
Для проведения занятий имеются:
- Палатка 1шт;
- Веревка основная(10м) – 1шт.
- Бинокли – 5шт.
- Топор – 1шт.
- Медицинская аптечка – 1 комплект.
- Ремонтный набор – 1 комплект.
- Физическая карта Дагестана.
- Топографическая карта района.
- Карточки «Типы туристических костров».
- Фотоматериал о проведенных мероприятиях.
- Линейки, транспортиры, ручки, карандаши.
- Фотоаппараты.
- Аудиокассеты с записями лесных голосов – 4 шт.
- Видеоматериалы (встреч, экскурсий, природы, памятников Казбековского района).
- Рюкзак – 10 шт.
- Компасы – 3 шт.
- Котелки – 2шт.
- Лопата – 1шт.
- Коврики - 10 шт.
- Фонари – 2шт.
- Канистры – 2шт.
- Пила – 1шт.
- Секундомер – 2 шт.
- Мячи – 2шт.
- Альбомы.
- Мыльницы – 2шт.
Программа занятий по освоению начальных туристических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Туризм и туристы (Фото1, 2, 3, 4, 5)
Беседы на тему:
- Кто такие туристы?
- Туризм и его разновидности.
- Правила поведения на привале.
- Правила поведения туристов на природных условиях.
- Правила поведения на прогулке.
- Основные правила дорожного движения.
- Игра путешествие «Мы собираемся в поход» (Игра проводится в комнате или на участке.)
- Просмотр слайдов о походах.
- Игра «Угадай и расскажи». Цель игры: закрепления знаний о разновидностях туризма.
Туристическое снаряжение
Беседы на тему:
- Знакомство с туристическим снаряжением.
- Личное снаряжение туриста.
- Групповое снаряжение туриста.
- Специальное снаряжение туриста.
- Рассматривание предметов туристического снаряжения.
- Эстафета с элементами соревнования.
- «Пора в поход»
- «Трудное препятствие»
- «Найти конверт»
- КВН «Мы собираемся в поход»
- Практическое занятие по использованию туристического снаряжения.
Цель занятия: научить детей самостоятельно пользоваться предметами личного, группового, специального туристического снаряжения.
Туристические возможности знатоков
Беседы на тему:
- Кто такие знатоки?
- Кем ты будешь на походе? Почему?
- Обязанности знатоков.
Игры соревновательного характера:
- Кто быстрее подготовит костер?
- Вкусный обед.
- Поставь палатку.
Знакомство с топографическими знаками
Беседы на тему:
- Первоначальное понятие о топографических знаках.
- Знакомство с туристическими знаками.
- Различие топознаков на рисунке и плане.
Эстафеты соревновательного характера:
- Пора в поход.
- Разберись сам.
- Что ты заметил?
Учимся ориентироваться
Беседы на тему «Моя семья».
- С кем я живу (устный рассказ, рисунок).
- Я, мое имя, его назначение (рисунок).
- В этом доме я живу.
- Место работы моих родителей.
- Игры бабушек, дедушек.
Наш детский сад (мини-исследование)
- Адрес детского сада.
- Мой детский сад.
- Участок детского сада.
- Забота детского сада о нас.
Наш микрорайон
- Наш микрорайон (обзорные прогулки).
- В этих домах живут наши друзья (рисунки).
- Улицы, магазины, библиотеки (экскурсия).
Ориентация на листе бумаги
- Дидактическая игра «Найди место игрушек».
Цель: учить правильно определять углы, стороны и центр листа.
- Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на рисунок-образец).
Цель: уметь составлять план.
- Дидактическая игра «Нарисуй игрушки на листе бумаги» (с опорой на предметы на столе).
Цель: знакомство с планом.
- Дидактическая игра «Где лан, а где рисунок».
Цель: научиться отличить план от рисунка.
- Практическое занятие по составлению планов:
«Составь план спальной комнаты», «Составь план раздевальной комнаты» и т.д.
Ориентирование в групповой комнате
- Дидактическая игра «Нарисуй предметы в комнате».
Цель: уметь составлять план групповых помещений на листе бумаги.
- Практическое занятие – экскурсия по групповой комнате с опорой на план.
- Дидактическая игра «Что есть в групповой комнате».
Цель: Зарисовка мебели групповой комнаты с помощью специальных знаков.
Ориентирование на территории детского сада
- Прогулка на территории детского сада.
- Обследование участков всех групп.
Цель: научить детей обследовать участок своей группы и наносить расположение оборудования на план.
Что такое горизонт?
Цель: познакомить детей с понятием горизонта; учить определять стороны горизонта по солнцу; учить определять стороны горизонта по местным признакам.
- Занятие – беседа по ознакомлению детей с горизонтом.
- Прогулка к «горизонту».
- Выход на возвышенное место, рассматривание линии горизонта.
- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением линии горизонта.
- Практическое занятие на участке с определением сторон горизонта по солнцу.
- Практическое занятие «Определение сторон горизонта по местным признакам»
- Беседа на тему: «По каким признакам можно определить стороны горизонта?»
Знакомство с компасом
Цель: познакомить детей с компасом; учить определять стороны горизонта по компасу; учить определять направление ветра по компасу, по солнцу.
Беседы на тему:
- Что такое компас?
- Дл чего предназначен компас?
- Как работать с компасом?
- Чтение художественной литературы об использовании компаса.
Туристические прогулки
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по туристско-краеведческой деятельности у детей дошкольного возраста.
- Пробная туристическая прогулка по улице района детского сада (октябрь).
Цель: предварительная проверка возможностей детей; знакомство со своим селом; закрепление примет осени.
- Туристическая прогулка с элементами ориентирования (ноябрь).
Цель: познакомить с элементами ориентирования.
Ход прогулки: настроить на поиск клада; дать физическую нагрузку, используя различные задания на выполнение физических упражнений; закрепить умение «читать» карту, вспомнить условные обозначения.
- Прогулка по улицам родного села (декабрь).
Цель: дать знания о том, как должны вести себя туристы во время движения по селу, в гостях у природы; познакомить с топографическими знаками; научить правильно, складывать рюкзак.
- Занятие в детском саду (январь).
Цель: учить определять приметы в пути; закрепит знания о правильной технике движения; объяснить необходимость взаимопомощи в походе.
- Занятие в детском саду (февраль).
Цель: учить детей правильно складывать рюкзак; продолжать знакомство с топографическими знаками; закрепить навыки ходьбы с рюкзаком; учить различать деревья в зимний период времени; расширять знания о признаках плохой и хорошей погоды; учить замечать изменения в природе.
- Занятие на участке детского сада (март).
Цель: повесить на деревья кормушки, скворечники; учить детей находить ориентиры в пути; учить соблюдать правила поведения в лесу; выполнять правило «Не оставляй товарища в беде – приходи всегда к нему на помощь».
- Занятие на участке (апрель).
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на улицах села; учить разбираться в карте, на которую нанесен маршрут; учить выполнять задания, указанные на карте; познакомить с туристическим снаряжением.
- Занятие на участке детского сада (май).
Цель: закрепить знания детей о растениях и животных края; закрепить знания о типах костров; познакомить с туристской палаткой.
- Итоговое занятие.
Цель: подготовить детей к участию в туристическом слете.