Цель: Познакомить с новым звуком и новой буквой, научить писать и писать эту букву и слова с ней.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с новым звуком и буквой;
- сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы;
- отработать начертание буквы в целом;
- учиться списывать с печатного текста.
- совершенствовать навык чтения;
- формировать умение выполнять звуковой анализ слов;
Развивающие:
- развивать речь обучающихся;
- развивать образную память, координацию движений;
- совершенствовать операции мышления: анализ, синтез, сравнения и классификация;
- обеспечить условия для развития творческой активности.
Воспитательные:
- формировать коллектив обучающихся класса;
- формировать умение сотрудничать, дружить;
- воспитывать положительное отношение к письму как виду речевой деятельности;
- учить соблюдать правила поведения на уроке.
Оборудование урока:
- «Букварь» (авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова);
- «Я учусь писать и читать» (р/т) (автор: М.И. Кузнецова);
- «Прописи №1» (р/т) (авторы:);
- Иллюстрации (гиря, тигр, слива, нитки, игла, книга, ива, тапки, лист);
- Веер «Да-Нет»;
- Цветные карточки (звуковой анализ слова);
ХОД УРОКА
I. Приветствие гостей.
Учитель: Ребята! Вы уже, наверное, обратили внимание, что сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
(дети приветствуют гостей и садятся на свои места)
II. Организационный момент
Учитель: Доброе утро!
Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в большой, дружной
И приветливой семье.
– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?
Дети: Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Учитель: Ребята, какое сегодня число? Что вы можете сказать о сегодняшнем дне?
Дети: Сегодня 15 октября. Число 15 – двузначное, для записи понадобилось две различные цифры – 1 и 5. Октябрь – второй осенний месяц, в году – 10.
III. Наблюдения и сообщение темы урока.
Учитель: Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение не пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру «Угадай букву» (артикуляционная гимнастика).
Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы должны назвать букву, которая этот звук обозначает.
(дети называют буквы, а карточки с этими буквами прикрепляют к доске)
Учитель: Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?
Дети: Ответ не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.
Учитель: Что объединяет эти буквы? Почему?
Дети: Все эти буквы – гласные. При произношении их – воздух не встречает препятствия.
Учитель: На какие группы можно разделить группу ГЛАСНЫЕ?
Дети: Первая – гласные, указывающие на твёрдость впереди стоящего согласного. Это – А, О, У, Э, Ы.
Вторая – гласные, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного. Это – Я, Ё, Ю, Е.
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: А тему нашего урока Вы узнаете, разгадав загадку.
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
Дети: Это буква И (показ буквы).
Учитель: Правильно. Значит темой нашего урока какая?
Дети: Знакомство с буквой И.
Учитель: Молодцы. И ещё сегодня мы будем учиться писать эту букву. А сейчас ваша любимая игра – «Доскажи словечко». Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?
Дети: Надо дослушать до конца. Не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.
Учитель:
Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива)
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик … (иголка)
(на доске вывешиваются иллюстрации ИВА и ИГОЛКА)
Учитель: Кто сможет напечатать на доске названия этих предметов?
Учитель: Звуковой анализ слов (работа со звуковыми карточками).
Учитель: Самостоятельная работа (закрепление). Откройте тетрадь «Я учусь читать и писать» на с. 28. Посмотрите и назовите, что нарисовано.
(гиря, лиса, вишни)
Задание: первый ряд разбирает первое слово, второй ряд – второе, третий – третье. У доски работают представители каждого ряда.
(после того, как учащиеся у доски выполнят задание, начинается проверка с использованием вееров «Да – Нет»)
Учитель: Откройте «Букварь» на с. 57 (выполнение задания на классификацию). Надо разделить на группы. Если звук И вначале – первый столбик, если в середине – второй, если в конце – третий.
(работа с классом)
ФИЗМИНУТКА
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
V. Работа со зрительным образом буквы И.
Учитель: Откройте «Прописи» на странице _____
(дети открывают тетрадь)
Учитель: Какие буквы изображены на верхней строчке?
Дети: Печатная и письменная буквы И.
Учитель: Чем отличается написание печатной буквы от письма письменной буквы.
Дети: Печатная пишется прямо, а письменная под наклоном.
Учитель: Из каких элементов состоит буква И?
Дети:
Учитель: Давайте попробуем написать эту букву: я на доске, а вы по воздуху, не забывая о направлении при написании каждого элемента.
(дети работают с учителем)
Учитель: А теперь, прежде чем напишите эту букву у себя в тетрадях, давайте вспомним правила письма.
Дети: надо сидеть прямо, тетрадь держать под наклоном, голову сильно не опускать.
(работа в тетради под руководством учителя)
ФИЗМИНУТКА
Мы писали, мы писали,
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнём,
Сладко, сладко все заснём.
(дети кладут голову на парту, закрывают глаза)
VI. Итог урока.
Учитель: С какой буквой вы познакомились на уроке?
Дети: Мы познакомились с буквой И. Она гласная. Обозначает звук [и]. В словах может стоять как в начале слова, так и в середине и в конце.
(дети приводят свои примеры)
Учитель: Молодцы! А сейчас у вас будет задание: подсчитать количество букв И (13). Какое правило надо соблюдать при выполнении этого задания?
Дети: Надо быть ВНИМАТЕЛЬНЫМИ и аккуратными.
(проверка выполнения задания)
VII. Рефлексия.
Учитель: Молодцы! Мне понравилась ваша работа на уроке. Давайте себе по аплодируем.
Учитель: На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо!