Урок обучения грамоте (комбинированный) по УМК "Начальная школа XXI век" на тему "Знакомство с буквой И. Письмо буквы И"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить с новым звуком и новой буквой, научить писать и писать эту букву и слова с ней.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с новым звуком и буквой;
  • сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы;
  • отработать начертание буквы в целом;
  • учиться списывать с печатного текста.
  • совершенствовать навык чтения;
  • формировать умение выполнять звуковой анализ слов;

Развивающие:

  • развивать речь обучающихся;
  • развивать образную память, координацию движений;
  • совершенствовать операции мышления: анализ, синтез, сравнения и классификация;
  • обеспечить условия для развития творческой активности.

Воспитательные:

  • формировать коллектив обучающихся класса;
  • формировать умение сотрудничать, дружить;
  • воспитывать положительное отношение к письму как виду речевой деятельности;
  • учить соблюдать правила поведения на уроке.

Оборудование урока:

  • «Букварь» (авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова);
  • «Я учусь писать и читать» (р/т) (автор: М.И. Кузнецова);
  • «Прописи №1» (р/т) (авторы:);
  • Иллюстрации (гиря, тигр, слива, нитки, игла, книга, ива, тапки, лист);
  • Веер «Да-Нет»;
  • Цветные карточки (звуковой анализ слова);

ХОД УРОКА

I. Приветствие гостей.

Учитель: Ребята! Вы уже, наверное, обратили внимание, что сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.

(дети приветствуют гостей и садятся на свои места)

II. Организационный момент

Учитель: Доброе утро!

Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в большой, дружной
И приветливой семье.

– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?

Дети: Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Учитель: Ребята, какое сегодня число? Что вы можете сказать о сегодняшнем дне?

Дети: Сегодня 15 октября. Число 15 – двузначное, для записи понадобилось две различные цифры – 1 и 5. Октябрь – второй осенний месяц, в году – 10.

III. Наблюдения и сообщение темы урока.

Учитель: Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение не пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру «Угадай букву» (артикуляционная гимнастика).

Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы должны назвать букву, которая этот звук обозначает.

(дети называют буквы, а карточки с этими буквами прикрепляют к доске)

Учитель: Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?

Дети: Ответ не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.

Учитель: Что объединяет эти буквы? Почему?

Дети: Все эти буквы – гласные. При произношении их – воздух не встречает препятствия.

Учитель: На какие группы можно разделить группу ГЛАСНЫЕ?

Дети: Первая – гласные, указывающие на твёрдость впереди стоящего согласного. Это – А, О, У, Э, Ы.

Вторая – гласные, указывающие на мягкость впереди стоящего согласного. Это – Я, Ё, Ю, Е.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: А тему нашего урока Вы узнаете, разгадав загадку.

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.

Дети: Это буква И (показ буквы).

Учитель: Правильно. Значит темой нашего урока какая?

Дети: Знакомство с буквой И.

Учитель: Молодцы. И ещё сегодня мы будем учиться писать эту букву. А сейчас ваша любимая игра – «Доскажи словечко». Какие правила мы должны соблюдать в этой игре?

Дети: Надо дослушать до конца. Не выкрикивать, а поднять руку. Отвечать громко и чётко.

Учитель:

Как это скучно –
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная … (ива)

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик … (иголка)

(на доске вывешиваются иллюстрации ИВА и ИГОЛКА)

Учитель: Кто сможет напечатать на доске названия этих предметов?

Учитель: Звуковой анализ слов (работа со звуковыми карточками).

Учитель: Самостоятельная работа (закрепление). Откройте тетрадь «Я учусь читать и писать» на с. 28. Посмотрите и назовите, что нарисовано.

(гиря, лиса, вишни)

Задание: первый ряд разбирает первое слово, второй ряд – второе, третий – третье. У доски работают представители каждого ряда.

(после того, как учащиеся у доски выполнят задание, начинается проверка с использованием вееров «Да – Нет»)

 

Учитель: Откройте «Букварь» на с. 57 (выполнение задания на классификацию). Надо разделить на группы. Если звук И вначале – первый столбик, если в середине – второй, если в конце – третий.

(работа с классом) 

ФИЗМИНУТКА

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к себе прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

V. Работа со зрительным образом буквы И.

Учитель: Откройте «Прописи» на странице _____

(дети открывают тетрадь)

Учитель: Какие буквы изображены на верхней строчке?

Дети: Печатная и письменная буквы И.

Учитель: Чем отличается написание печатной буквы от письма письменной буквы.

Дети: Печатная пишется прямо, а письменная под наклоном.

Учитель: Из каких элементов состоит буква И?

Дети:

Учитель: Давайте попробуем написать эту букву: я на доске, а вы по воздуху, не забывая о направлении при написании каждого элемента.

(дети работают с учителем)

Учитель: А теперь, прежде чем напишите эту букву у себя в тетрадях, давайте вспомним правила письма.

Дети: надо сидеть прямо, тетрадь держать под наклоном, голову сильно не опускать.

(работа в тетради под руководством учителя)

 

ФИЗМИНУТКА

Мы писали, мы писали,
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнём,
Сладко, сладко все заснём.

(дети кладут голову на парту, закрывают глаза)

VI. Итог урока.

Учитель: С какой буквой вы познакомились на уроке?

Дети: Мы познакомились с буквой И. Она гласная. Обозначает звук [и]. В словах может стоять как в начале слова, так и в середине и в конце.

(дети приводят свои примеры)

Учитель: Молодцы! А сейчас у вас будет задание: подсчитать количество букв И (13). Какое правило надо соблюдать при выполнении этого задания?

Дети: Надо быть ВНИМАТЕЛЬНЫМИ и аккуратными.

(проверка выполнения задания)

VII. Рефлексия.

Учитель: Молодцы! Мне понравилась ваша работа на уроке. Давайте себе по аплодируем.

Учитель: На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо!