Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме "Поверхность Земли: почва, полезные ископаемые"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

  • Закрепить знания учащихся о том, что Земля имеет три основных значения: Земля - это планета, Земля - это суша, Земля - это почва
  • Способствовать становлению у учащихся первоначального представления о внутреннем содержании Земли - полезных ископаемых и их многообразии
  • Создать условия для поиска ответов на следующие вопросы:
    -что такое почва и какова ее польза?
    -что такое полезные ископаемые?

развивающие: Продолжить формирование навыков

  • коллективной работы и сотрудничества
  • самостоятельного оценивания ответов и высказываний других детей
  • самостоятельного поиска ответов на вопросы

воспитательные: Формирование бережного отношения к земле и полезным ископаемым

Оборудование:

  • разрезные карточки,
  • лоточки с образцами земли.
  • проектор, ноутбук
  • презентация « Земля»

Ход урока

1. Организация класса. Проверка рабочего места.

2. Выход на первую тему урока.

-Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке , надо из букв сложить слово.

Работа в группах

Дети работают в группах и выполняют задание самостоятельно.

- Какое слово вы получили?

После выполнения задания дети должны получить слово «земля».

-Но слово «земля» - многозначное слово.

- Давайте вспомним в каких случаях мы употребляем слово «земля».

По ходу ответов детей через проектор показываются иллюстрации.

  • Земля-планета, когда мы говорим о космосе (слайд)
  • Земля- суша, когда мы выходим или выплываем из воды( слайд)
  • Земля – почва, когда мы сажаем растения (слайд)

-У вас на столах стоят коробочки. Рассмотрите их содержимое. Уточните в каком значении мы сегодня будем говорить о земле.

-Представитель готовой к ответу группы поднимет руку.

(Спросить одного представителя.)

- Итак, мы выяснили, что первая тема нашего урока «почва» (слайд)

- Возьмите полоску коричневого цвета и положите перед собой

-Мы знаем такие слова как «земля», «почва» (слайд)

- А что бы вы хотели узнать о почве? (Что такое почва? Значение почвы. Какая бывает почва? Как удобрять почву? Как ухаживать за почвой?)

- Мы вместе сформулировали первую цель нашего урока. Мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое почва?» (то есть нам надо дать определение почве) «Какое значение имеет почва?» (слайд)

3. Работа по теме урока

-При обсуждении темы урока все группы выяснили, что говоря о почве мы подразумеваем землю. Используя это слово мы и начнем выстраивать наше определение.

Работа в группах

Возьмите полоски желтого цвета и, работая вместе, выберите понятие, которое высчитаете наиболее подходящим: - слой земли

- земля

(учитель проходит по классу и помогает, если необходимо, группам)

-Все группы готовы .Покажите мне карточку, которую вы выбрали.

-Какая группа хотела бы доказать свою точку зрения?

(Спросить представителя одной -двух групп)

-Мы определили, что это слой земли.(слайд)

- Теперь необходимо определить какой он?

Работа в группах

-Для этого возьмите карточки зеленого цвета и попытайтесь найти самые главные, важные признаки этого слоя. На карточках следующие слова: верхний, полезный, светлый, черный, грязный, липкий.

Выслушать представителя от каждой группы.

-Вы все выбрали слова «верхний», «полезный».(слайд)

-Меня особенно заинтересовало слово « полезный»

-А для кого он полезен прежде всего? (для растений)

-А чем полезен?( из почвы они добывают полезные вещества)

-Тогда как нам закончить наше определение?

(учитель спрашивает детей по желанию)

- Переверните карточку розового цвета и закончите определение

- Представителю самой организованной группы я предлагаю прочитать определение, которое у нас получилось.

- Давайте сверим наше определение с определением ,которое дается в учебниках.(слайд)

Почва -верхний полезный (плодородный) слой земли ,на котором могут расти растения.

- Как вы считаете, мы справились с поставленной нами целью? Докажите свою точку зрения.

-Действительно мы нашли ответ на вопрос и доказали его.(слайд)

Физ. пауза

4. Выход на вторую тему урока

-Мы сегодня на уроке говорили о почве, как полезном слое земли.

-И сейчас на уроке мы еще раз будем использовать слово « полезный»

(Учитель раздает каждой группе коробочку, в которой лежат полезные ископаемые)

-Посмотрите на вещества, которые лежат в коробочке. Есть ли среди них знакомые вам?

-Эти вещества такие разные, а я сложила их вместе.

-Как вы думаете, почему я их объединила?

Работа в группах

-Обсудите данный вопрос в группе.

После обсуждения выслушать представителей групп.

-Действительно, все эти вещества полезные.

-Но прежде, чем оказаться в этой в этой коробочке они проделали очень долгий путь , их добывали в глубинах Земли, на поверхности Земли.

- Может кто -то знает как они называются?(полезные ископаемые)

На экране появляется слайд :Мы знаем слова :полезные ископаемые(слайд)

- Кто хочет попробовать сформулировать 2 цель нашего урока?

(учитель спрашивает одного -двух желающих)

На экране появляется слайд :мы хотим узнать «Что такое полезные ископаемые?»

«Какие бывают полезные ископаемые?»

Работа в группах

-В ходе обсуждения мы уже попытались дать определение полезным ископаемым.

Какая из групп даст более точное определение .

После обсуждения выслушать представителя каждой группы и затем сверить с аналогом.

- Давайте сверим наши определения с определением , которое я взяла из учебника

Полезные ископаемые –природные богатства которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и приносят людям пользу.(слайд)

-Рассмотрите таблицу « Природные богатства Земли разнообразны» , найдите среди них полезные ископаемые и назовите.(если останется время найти исключения)

Дополниительный материал:

-Теперь я предлагаю каждой группе отгадать загадку про полезное ископаемое

1. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)

2. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

3. Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил(мел)

4. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)

5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.

- Из загадок мы поняли, что каждое полезное ископаемое приносит пользу по-своему и они все для нас важны.

Работа по учебнику

-Посмотрите на страницу и назовите добыча каких полезных ископаемых здесь изображена?

-Использование какого полезного ископаемого вас больше всего удивило?

-Мы с вами живем в удивительном краю , богатом самыми разнообразными полезными ископаемыми.

- Назовите полезные ископаемые, которые встречаются на территории нашего края.(слайд)

- Мы сегодня работали по таблице «Природные богатства Земли разнообразны»

-Давайте еще раз назовем эти богатства. Они разнообразны , но не бесконечны.

Что нам нужно сделать ,что бы эти богатства достались еще нашим потомкам.

(выслушать ответы одного -двух человек)

5. Итог урока. Рефлексия.

-Какое слово мы чаще всего сегодня употребляли?( полезный)

-А для кого сегодня и урок был полезен?

- А чем же он был для вас полезен?

-А за что вы можете сегодня себя похвалить?

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Презентация.