Родительское собрание "Познай себя"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


По началу дети любят своих родителей, со временем они начинают их судить и редко, очень редко их прощают.
О. Уайльд

Учиться на ЧЕЛОВЕКА надо всю жизнь
В.А. Сухомлинский

ХОД СОБРАНИЯ

Вступительное слово:

Уважаемые папы и мамы! Сегодня хотелось бы начать нашу встречу со слов героя фильма «Доживём до понедельника»: «Счастье – это тогда, когда тебя понимают». И действительно, как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям некомфортно, если нас не понимают. А каково детям. Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с непониманием, с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребёнка, в мир детства. Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребёнок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребёнок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любом состоянии. Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы она не была для него «домокловым» мечом, уничтожающим радость пребывания дома. Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям.

Чтобы воспитать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком, проявлять заботу о своём хорошем настроении, эмоциональном тонусе. Надо уметь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное. Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и не понимающие нас дети». Первого и второго нам избежать не удаётся. Третье зависит именно от нас.

Как учиться ребёнок, постигая науку жизни, так учиться и родитель, постигая науку воспитания. А учиться всегда трудно... И нет этому предела…

а) Легенда.

Собрал учитель учеников и наполнял перед ними сосуд: сначала камни и вопрос: «Полон ли сосуд?»
Все кричали: «Да!»
Учитель наполнил сосуд галькой. «А теперь полон сосуд?»
Многие: «Да.»
Учитель продолжал наполнять сосуд водой. «А теперь?»
Неуверенно отвечали ученики.
А учитель наполнял сосуд солью. «А теперь».
И так до бесконечности.
Ученики были растеряны…

Вопрос: о чём эта притча? (опрос родителей)

б) У нас сегодня гости на занятии. Я хочу, чтобы они с Вами познакомились поближе.

Тест «Кто я». Тип занятия: расслабление уставшей группы.

Длительность: 10-15 мин.

Подручные материалы: солёное тесто (работа с психологом)

в) Люди издавна придумывали себе правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.

Существует предание о семи мудрецах. Игра «Семь мудрецов».

Когда был построен храм бога Аполлона в г. Дельфа, то решили написать на его стене мудрое изречение. Из разных городов устремились в Дельфы мудрецы и каждый из них принёс плоды мудрости – краткие изречения. До нас дошли – 33. В древности мудрецом считали того, кто знает, что такое счастье и каковы пути его достижения.

Сейчас мы, примеряя на себе роль мудреца, попытаемся решить, какое же изречение было выбито на стене храма (видеозапись на мультимедиа).

Желающие аргументированно защищают свой выбор.

Для сведения: слова, высеченные на стене – «Познай самого себя» и «Ничего слишком».

г) Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от успехов, но и появляются проблемы.

Притча. Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос».

Задание: родителям предлагаются различные ситуации и идёт обсуждение.

Ситуация 1. Ребёнок обижается, если родители считают, что он ещё мал для покупок хороших и дорогих вещей, отказывается носить вещи, которые ему покупают родители.

Ситуация 2. Девочка переживает по поводу своей фигуры, отказывается есть, становится агрессивной и грубой.

Ситуация 3. Вы узнаёте, что ваш ребёнок в компании своих сверстников принимает лёгкие наркотики. Вы заметили, что изменилось его настроение, общение с Вами.

Ситуация 4. Вы развелись с мужем, ваш ребёнок не желает общаться с отцом, отвергая его предложения и помощь. Ребёнок меняется на глазаъх как физически, так и психологически.

Ситуация 5. Сын собрался в многодневный поход. Мама – против, отец разрешил, объяснив это тем, что когда-то человек должен учиться ответственности за свои решения и поступки. Предложите вариант решения проблемы.

Д) Знаете ли Вы ответ на вопрос: «Зачем рождается и живёт человек, для чего он приходит в этот мир».

«Бабочка».

Ответ очень простой – «Самопознание и самосовершенствование».

е) Мы живём в достаточно сложное и непростое время. Мы все спешим, мы, взрослые, стараемся состояться в профессии, сделать прорыв в своём материальном благополучии, оставляя на «потом» встречи со своими постаревшими родителями, лучшими друзьями, своими взрослеющими детьми.

Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуй на ночь или даже только взгляд на сонного ребёнка, суровый взгляд в дневник в конце недели. Вот, пожалуй, и всё. И так каждый день, месяц за месяцем, год за годом.

Учитель обращает внимание на высказывание О. Уайльда.

А ведь Бог определил для нас другую роль в жизни.

Видеосюжет «Мама».

А сейчас мы с Вами попытаемся ответить на вопрос «Идеальная ли Вы мама». Эти вопросы предложены американским доктором Добсоном.

Я предлагаю всем мамам встать. Итак,

ВОПРОС 1. Сядьте те, кто сегодня перед уходом ребёнка в школу не сказал ему напутственного слова, не пожелал доброго дня.

ВОПРОС 2. Сядьте те, кто чаще всего в воспитании использует фразу «Делай так, как я говорю или не делай вообще».

ВОПРОС 3. Сядьте те, кто не знает, что сегодня будет на ужин.

ВОПРОС 4. Сядьте те, кто не знает, как зовут учителя физкультуры.

ВОПРОС 5. Сядьте те, кто не жалуется дома на работу.

ВОПРОС 6. Сядьте те, кто не знает, что давали вашим детям на обед в столовой сегодня.

ВОПРОС 7. Сядьте те, кто не знает расписания уроков на завтра.

ВОПРОС 8. Сядьте те, кто не знает, что возраст 13 лет – «трудный».

ВОПРОС 9. Сядьте те, кто не поцеловал и обнял сегодня ребёнка 7 раз.

ВОПРОС 10. Сядьте те, кто не знает, какой подарок на день рождения в этом году хочет ребёнок.

Те, кто остался стоять – идеальная мама. Не преувеличиваете ли Вы.

Если никого не осталось – а ведь Бог думал, что Вы защитите ребёнка от всех бед.

Помните – бумерангу свойственно возвращаться.

А теперь вопрос к отцам (если они присутствуют): «Как Вы думаете, какой отец – хороший» (выслушиваются варианты ответов)

Ответ: тот, который любит свою жену. И всё!

Уважаемые родители! Помните, что у Вас есть великое чудо на свете. Это чудо – Ваш ребёнок! И Ваш ребёнок дарит Вам письмо – обращение к самым дорогим и близким людям – моим родителям (раздаются памятки).

И закончить сегодняшнее наше с Вами собрание я хотела бы стихами английского писателя Редъярда Киплинга:

Владей толпой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них:
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, чтоб удивить глупцов.
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только воля говорит: «Иди»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Учитель обращает внимание родителей на высказывание В.А. Сухомлинского на доске.

Изречения – Приложение 1, музыкальное сопровождение – Приложение 3.