Компетентностный подход в профессиональном образовании на уроках химии

Разделы: Химия


Тема программы: Углеводороды

Тема урока: Непредельные углеводороды

Обучающие цели (когнитивный компонент компетенции):

  • Обобщение и закрепление знаний учащихся о непредельных углеводородах: алкенах, алкинах, алкадиенах
  • Формирование знаний учащихся о современных направлениях развития химии, осуществление связи химии со специальностью «Радиомеханик»;
  • Совершенствование умения писать уравнения реакций;

Развивающие цели (операциональный компонент компетенции):

  • Развитие умений по актуализации полученных ранее знаний;
  • Развитие функций мышления: анализ, сравнение, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей, наблюдательности, развития речи.

Воспитательные цели (аксиологический компонент компетенции):

  • Развитие и совершенствование таких качеств личности как воля, терпение, усидчивость, аккуратность, собранность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, технологическая культура;
  • Формирование экологических знаний, бережного отношения к природе и здоровью.

Оснащение:

  • Презентация «Полимеры в радиоэлектронной аппаратуре» (Приложение 1)
  • Презентация «Непредельные углеводороды» (Приложение 1)
  • Шаростержневые модели атомов
  • Плакаты «Этилен», «Ацетилен», «Пространственная изомерия бутилена»
  • К/фильм «Каучук»
  • Коллекции «Каучук», «Пластмассы»
  • Доклады «Полимеры и полимерные материалы в машиностроении», «Каучук», «Природные источники углеводородов»
  • Тесты
  • Дидактический материал
  • Оценочный лист

Тип урока. Совершенствование и отработка знаний и умений.

Методы. Репродуктивный, частично-поисковый.

Вид урока. Проблемный.

Проблемы:

  • Для чего необходимы знания из области химии в освоении профессии «Радиомеханик»?
  • Как объяснить многообразие углеводородов и их широкое применение?

За месяц до проведения урока двум учащимся была предложена творческая исследовательская работа - проект на тему «Применение полимеров в радиоэлектронной аппаратуре». Сначала они собирали теоретический материал, используя учебную литературу по своей профессии, консультировались у мастера производственного обучения и преподавателя спеццдисциплин. Затем сделали фотографии в кабинете производственной практики. Подтверждением теоретического материала является презентация о применении разных видов полимерных материалов, которые получают из непредельных углеводородов, сделанная самими учащимися.

1. Организационный момент

Вступительное слово преподавателя по организации урока (отсутствующие, готовность учащихся к уроку)

2. Мотивация. Целеполагание. Задачи урока

… В химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье”
Д.И.Менделеев

На слайде 1 (Приложение) слова Д.И.Менделеева. Ребятам предлагается подумать и ответить в конце урока на вопрос: почему высказывание Д.И.Менделеева о химии выбрано в качестве эпиграфа к данному уроку?

Проблемный вопрос: Для чего необходимы знания из области химии в освоении профессии «Радиомеханик»?

Проводится мотивация учащихся с применением презентации «Полимеры в радиоэлектронной аппаратуре». Комментируют ее учащиеся, которые готовили данный проект. Возникает естественный интерес, тем более что показано много различной радиоаппаратуры, их составных частей и узлов (слайды 2 – 12). При этом ярко просматривается взаимосвязь химии со спецдисциплинами и производственным обучением. Фотографии на слайдах нацеливают учащихся на приобретение знаний о непредельных углеводородах, которые являются исходным сырьем для получения разнообразных полимерных материалов. Ребята делают вывод, что химические знания о веществах и их свойствах необходимы для полноценного освоения профессии, что является ответом на первый проблемный вопрос.

На этом этапе урока учащиеся вместе с учителем определяют тему и цели урока, ставят задачи для достижения этих целей (слайды 13 – 14).

3. Обобщение и повторение по теме «Непредельные углеводороды»

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа дает полную характеристику своему классу углеводородов, отвечая на поставленные вопросы:

  • Дать понятия алкенов, алкинов, алкадиенов
  • Их гомологические ряды
  • Изомерия и номенклатура
  • Свойства алкенов, алкинов, алкадиенов
  • Получение и применение алкенов, алкинов, алкадиенов.

Работа организована фронтальная и индивидуальная, на основе репродуктивного метода с использованием презентации «Непредельные углеводороды» (слайды 15 – 25), шаростержневых моделей атомов (при закреплении изомерии и номенклатуры), плакатов «Этилен», «Ацетилен», «Пространственная изомерия бутилена», коллекций. Учащиеся воспроизводят информацию лекционного и демонстрационного материала, анализируют, обобщают, совершенствуют умения писать уравнения химических реакций. Все записи, сделанные на доске, они переносят в таблицу в тетради. При повторении применения непредельных углеводородов, формируются знания о современных направлениях развития химии и экологические знания о бережном отношении к природе и здоровью. Заслушиваются доклады учащихся. Демонстрация фильма «Каучук» и поставленные перед просмотром вопросы позволяют концентрировать внимание ребят, устанавливать причинно-следственные связи, тренируют память. Ответы на вопросы записывают на выданном листе бумаги.

На протяжении всей работы формируются ключевые компетенции: самоорганизация, самопознание, ответственность за результат своего труда, способность к самоанализу.

Преподаватель предлагает провести самооценку качества усвоения материала (прогнозируемая самооценка). Каждый учащийся выставляет себе прогнозируемую оценку в оценочный лист.

4. Контроль

  • Тесты по вариантам. По завершении работы ответы сдают преподавателю и сразу проводится самопроверка и обсуждение (слайды 26 – 27) .
  • Осуществление генетической связи органических веществ (слайд 28). Ребята записывают уравнения химических реакций на выданном листе бумаги.

Преподаватель продолжает совершенствовать умения писать уравнения реакций, закрепляя знания учащихся о свойствах органических веществ. Они выполняют задание в парах. Работая в парах, учащиеся выставляют оценку друг другу, учитывая долю активного участия при решении задания. Предложенная цепочка химических превращений, наглядно доказывает многообразие органических веществ. Осуществляя ее, учащиеся решают второй проблемный вопрос.

Пока ребята решают цепочку, преподаватель выставляет оценки за тесты.

5. Подведение итогов работы (рефлексия).

  • Какие цели мы поставили на уроке?
  • Справились ли мы с ними?
  • Что вы узнали сегодня нового?
  • Чему научились?
  • Как вы оцениваете результаты своей работы?
  • Какие были трудности?
  • Какое значение имеет изученный материал для вас?
  • Как вы предполагаете использовать полученные знания?

Учащиеся рассчитывают свою фактическую оценку и сравнивают с прогнозируемой: совпадает или нет, делают выводы о своем умении осуществлять самооценку своих знаний и умений.

Преподаватель также подводит итоги работы и анализирует работу ребят на уроке.

В завершении урока возвращаются к словам Д.И.Менделеева. Ребята поясняют, что это высказывание актуально и на сегодняшний день.

6. Домашнее задание (слайд 29)

Оценочный лист

Фамилия, имя Заполнение таблицы Опережающее задание Прогнозируемая оценка работы Оценка
Ответы на вопросы к фильму Тесты Цепочка химических превращений (работа в парах) Итоговая оценка
  Заполнение таблицы, участие в работе            

Приложение 2 (Вопросы к фильму «Каучук»)

Приложение 3 (Тесты)

Презентация.