Цель: научить шить прихватки из лоскутов ткани, отрабатывать приемы выполнения швов.
Задачи:
- Продолжить знакомить учащихся с современным декоративным оформлением кухни.
- Развивать умение переносить опыт, воспроизводить знания в новых условиях.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении практической работы, умение адекватно оценивать свои действия.
- Развивать устойчивость и концентрацию внимания.
Оборудование: иглы, нитки, ножницы, швейная машина, операционно-технологическая карта, схемы-карточки, рисунки-отгадки к загадкам, детали изделия, образец готового изделия.
Речевой материал: приметать, обтачать, пришить, притачать.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Пошив прихватки).
– Сегодня мы продолжим работу по этой теме.
– Чем занимались на прошлом уроке? (Начали шить прихватку).
– Для чего служат прихватки?
– Из каких тканей шьют прихватки?
– Какой формы могут быть прихватки?
– Из каких деталей состоит наша прихватка? Покажите на доске. (Две детали туловища, клюв, гребешок, бородка, 2 крыла, донышко, оборка, детали прокладки).
– Какие операции вы уже выполнили? (Приметали клюв, гребешок, бородку, стачали основные детали, набили ватой голову, хвост, приметали оборку.)
– Какую работу нам осталось выполнить? (Подшить донышко потайными стежками ,пришить глаза- пуговицы.)
– В процессе работы мы будем использовать следующие термины: приметать, обтачать, пришить. Давайте вспомним, что эти термины обозначают.
Приметать – временно соединить мелкую деталь с крупной прямыми стежками;
Обтачать – соединить 2 детали машинной строчкой по краю с последующим выворачиванием их на лицевую сторону.
Пришить – прикрепить одну деталь к другой стежками постоянного назначения
Притачать – соединить мелкую деталь с крупной машинной строчкой.
III. Изучение нового материала.
1. Составим план работы:
- Чтобы было удобно в дальнейшей обработке, сначала наметаем деталь донышка на прокладку.
- Затем сложить детали туловища и донышка лицевыми сторонами внутрь приметать и обтачать, оставляя 4-5 см, для того чтобы вывернуть изделие на лицевую сторону. Ширина шва – 5 мм.
- Потом выворачиваем изделие на лицевую сторону, подшиваем потайными стежками отверстие.
- Пришиваем пуговицы- глаза.
2. Показ операционно-технологической карты «Поэтапная обработка узла». (Повтор поэтапной обработки узла учащимися).
3. Самостоятельное составление учащимися плана работы с использованием карточек.
4. Взаимопроверка выполнения задания в парах.
5. Отгадайте, какие инструменты понадобятся вам для работы.
ЗАГАДКИ
- По полотняной дорожке скачет на одной ножке. (швейная машинка)
- Стальная лошадка, хвостик нитяной мелькает птицей по дороге ситцевой. (иголка с ниткой)
- Маленькая головка на пальце сидит, сотнями глаз во все стороны глядит. (наперсток)
- Инструмент бывалый – не большой, не малый
У него полно забот – он и режет и стрижет.
(ножницы)
– Посмотрите на иллюстрации, вы видите основные инструменты, которые необходимы для пошива любого изделия.
6. Повторим правила безопасной работы.
Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Их нужно точно выполнять.
– На вопросы отвечаете «да» или «нет», ответ нужно обосновать (почему?):
- Платформа швейной машины должна быть свободной от посторонних предметов. (да)
- Нитку для вдевания в иглу можно отмерить любой длины. (нет)
- Нить можно откусывать зубами. (нет)
- Булавки и иглы необходимо хранить в подушечке. (да)
- Ножницы передавать кольцами вперед. (да)
- Сломанную иглу надо выбросить. (нет)
– Какие ещё вы знаете правила безопасной работы с инструментами и швейным оборудованием?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
IV. Подготовка к выполнению практической работы.
– С чего начнете работу? Объясни.
– Какую операцию выполните потом? Объясни.
– Что будете делать после этого? Объясни.
– Какой этап работы будет последним? Объясни. (учащиеся по очереди рассказывают и показывают последовательность выполнения работы по этапам)
– Чтобы качественно выполнить работу, вы должны знать, что ширина шва должна быть 5мм, строчка ровная по всему низу изделия, пуговицы пришиты на одном уровне. Если вы точно и аккуратно выполните все операции, у вас должна получиться вот такая красивая прихватка (показ образца). Я думаю, что повара нашей школьной столовой будут очень рады такому подарку.
– А теперь вернемся к карточкам.
На каждой карточке с этапом работы есть пустой квадрат. После выполнения каждой операции вы должны сами оценить свою работу и поставить себе оценку в этом квадрате.
– Теперь приступаем к работе, соблюдая правила ТБ.
V. Самостоятельная практическая работа.
(Учащиесяся выполняют практическую работу, ориентируясь на операционно-технологическую карту. По ходу выполнения операций корректирую работу учащихся, задаю вопросы: какую операцию ты сейчас выполняешь, какую будешь выполнять потом. Закончив работу, учащиеся сравнивают её с образцом, оценивают свою работу и работу друг друга совместно с учителем)
VI. Закрепление материала.
– Чем занимались сегодня на уроке? (дошили прихватку, вспомнили ТБ, отгадывали загадки, составляли план работы по пошиву прихватки)
– Я вам предлагаю отгадать кроссворд.
КРОССВОРД
По горизонтали:
- Изделие, которое вы шили сегодня на уроке.
- Название действия, означающее «прикрепить одну деталь к другой стежками постоянного назначения».
- Название действия, означающее «соединить 2 детали машинной строчкой по краю с последующим выворачиванием их на лицевую сторону».
По вертикали:
- Название действия, означающее «временно соединить мелкую деталь с крупной прямыми стежками».
- Название действия, означающее «соединить мелкую деталь с крупной машинной строчкой».
– Посмотрите внимательно на слова в кроссворде и скажите, какие знакомые слова включены в него (приметать, обтачать, пришить, притачать)
– Что это за слова? (словарные слова, названия швов)
– Посмотрите на схемы швов и найдите схемы, которые соответствуют этим словарным словам.
VII. Итог урока.
– В чем испытывали затруднение при выполнении работы?
– Довольны ли вы своей работой?
VIII. Оценки за урок.
– Я тоже довольна вашей работой. Эти прихватки пригодятся для нужд школьной столовой.
– На следующих уроках мы с вами продолжим знакомиться со способами оформления интерьера кухни, будем учиться шить грелку на чайник.
– Впоследствии вы самостоятельно сможете шить оригинальные кухонные наборы, которые порадуют любую хозяйку.
ОБРАЗЕЦ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ