Урок швейного дела в 5-м классе "Пошив прихватки"

Разделы: Технология


Цель: научить шить прихватки из лоскутов ткани, отрабатывать приемы выполнения швов.

Задачи:

  1. Продолжить знакомить учащихся с современным декоративным оформлением кухни.
  2. Развивать умение переносить опыт, воспроизводить знания в новых условиях.
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении практической работы, умение адекватно оценивать свои действия.
  4. Развивать устойчивость и концентрацию внимания.

Оборудование: иглы, нитки, ножницы, швейная машина, операционно-технологическая карта, схемы-карточки, рисунки-отгадки к загадкам, детали изделия, образец готового изделия.

Речевой материал: приметать, обтачать, пришить, притачать.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Пошив прихватки).

– Сегодня мы продолжим работу по этой теме.

– Чем занимались на прошлом уроке? (Начали шить прихватку).

Для чего служат прихватки?

– Из каких тканей шьют прихватки?

– Какой формы могут быть прихватки?

– Из каких деталей состоит наша прихватка? Покажите на доске. (Две детали туловища, клюв, гребешок, бородка, 2 крыла, донышко, оборка, детали прокладки).

Какие операции вы уже выполнили? (Приметали клюв, гребешок, бородку, стачали основные детали, набили ватой голову, хвост, приметали оборку.)

Какую работу нам осталось выполнить? (Подшить донышко потайными стежками ,пришить глаза- пуговицы.)

В процессе работы мы будем использовать следующие термины: приметать, обтачать, пришить. Давайте вспомним, что эти термины обозначают.

Приметать – временно соединить мелкую деталь с крупной прямыми стежками;

Обтачать – соединить 2 детали машинной строчкой по краю с последующим выворачиванием их на лицевую сторону.

Пришить – прикрепить одну деталь к другой стежками постоянного назначения

Притачать – соединить мелкую деталь с крупной машинной строчкой.

III. Изучение нового материала.

1. Составим план работы:

  • Чтобы было удобно в дальнейшей обработке, сначала наметаем деталь донышка на прокладку.
  • Затем сложить детали туловища и донышка лицевыми сторонами внутрь приметать и обтачать, оставляя 4-5 см, для того чтобы вывернуть изделие на лицевую сторону. Ширина шва – 5 мм.
  • Потом выворачиваем изделие на лицевую сторону, подшиваем потайными стежками отверстие.
  • Пришиваем пуговицы- глаза.

2. Показ операционно-технологической карты «Поэтапная обработка узла». (Повтор поэтапной обработки узла учащимися).

3. Самостоятельное составление учащимися плана работы с использованием карточек.

4. Взаимопроверка выполнения задания в парах.

5. Отгадайте, какие инструменты понадобятся вам для работы.

ЗАГАДКИ

  • По полотняной дорожке скачет на одной ножке. (швейная машинка)
  • Стальная лошадка, хвостик нитяной мелькает птицей по дороге ситцевой. (иголка с ниткой)
  • Маленькая головка на пальце сидит, сотнями глаз во все стороны глядит. (наперсток)
  • Инструмент бывалый – не большой, не малый
    У него полно забот – он и режет и стрижет.
    (ножницы)

Посмотрите на иллюстрации, вы видите основные инструменты, которые необходимы для пошива любого изделия.

6. Повторим правила безопасной работы.

Труд – дело очень важное,
Порой небезопасное.
Правила должны вы знать,
Их нужно точно выполнять.

– На вопросы отвечаете «да» или «нет», ответ нужно обосновать (почему?):

  1. Платформа швейной машины должна быть свободной от посторонних предметов. (да)
  2. Нитку для вдевания в иглу можно отмерить любой длины. (нет)
  3. Нить можно откусывать зубами. (нет)
  4. Булавки и иглы необходимо хранить в подушечке. (да)
  5. Ножницы передавать кольцами вперед. (да)
  6. Сломанную иглу надо выбросить. (нет)

– Какие ещё вы знаете правила безопасной работы с инструментами и швейным оборудованием?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

IV. Подготовка к выполнению практической работы.

С чего начнете работу? Объясни.

– Какую операцию выполните потом? Объясни.

– Что будете делать после этого? Объясни.

– Какой этап работы будет последним? Объясни. (учащиеся по очереди рассказывают и показывают последовательность выполнения работы по этапам)

– Чтобы качественно выполнить работу, вы должны знать, что ширина шва должна быть 5мм, строчка ровная по всему низу изделия, пуговицы пришиты на одном уровне. Если вы точно и аккуратно выполните все операции, у вас должна получиться вот такая красивая прихватка (показ образца). Я думаю, что повара нашей школьной столовой будут очень рады такому подарку.

– А теперь вернемся к карточкам.

На каждой карточке с этапом работы есть пустой квадрат. После выполнения каждой операции вы должны сами оценить свою работу и поставить себе оценку в этом квадрате.

– Теперь приступаем к работе, соблюдая правила ТБ.

V. Самостоятельная практическая работа.

(Учащиесяся выполняют практическую работу, ориентируясь на операционно-технологическую карту. По ходу выполнения операций корректирую работу учащихся, задаю вопросы: какую операцию ты сейчас выполняешь, какую будешь выполнять потом. Закончив работу, учащиеся сравнивают её с образцом, оценивают свою работу и работу друг друга совместно с учителем)

VI. Закрепление материала.

Чем занимались сегодня на уроке? (дошили прихватку, вспомнили ТБ, отгадывали загадки, составляли план работы по пошиву прихватки)

Я вам предлагаю отгадать кроссворд.

КРОССВОРД

По горизонтали:

  1. Изделие, которое вы шили сегодня на уроке.
  2. Название действия, означающее «прикрепить одну деталь к другой стежками постоянного назначения».
  3. Название действия, означающее «соединить 2 детали машинной строчкой по краю с последующим выворачиванием их на лицевую сторону».

По вертикали:

  1. Название действия, означающее «временно соединить мелкую деталь с крупной прямыми стежками».
  2. Название действия, означающее «соединить мелкую деталь с крупной машинной строчкой».

– Посмотрите внимательно на слова в кроссворде и скажите, какие знакомые слова включены в него (приметать, обтачать, пришить, притачать)

– Что это за слова? (словарные слова, названия швов)

Посмотрите на схемы швов и найдите схемы, которые соответствуют этим словарным словам.

VII. Итог урока.

В чем испытывали затруднение при выполнении работы?

– Довольны ли вы своей работой?

VIII. Оценки за урок.

– Я тоже довольна вашей работой. Эти прихватки пригодятся для нужд школьной столовой.

– На следующих уроках мы с вами продолжим знакомиться со способами оформления интерьера кухни, будем учиться шить грелку на чайник.

– Впоследствии вы самостоятельно сможете шить оригинальные кухонные наборы, которые порадуют любую хозяйку.

ОБРАЗЕЦ ГОТОВОГО ИЗДЕЛИЯ