Цель урока:
- учить детей упорядочивать объекты;
- развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, внимание, память;
- воспитывать вежливость, чувства товарищества, взаимопомощи, самоконтроль.
Тип урока: открытие новых знаний.
Место урока в теме: первый урок в теме «Натуральный ряд чисел».
Краткая характеристика класса: в классе 27 человек, 23 человека посещали ДОУ до школы, 4 человека до школы ДОУ не посещали.
2 человека с низким уровнем актуального развития, 1 ребенку рекомендовано обучение по программе коррекционной школы 8 вида.
Ожидаемый результат. Каждый ученик должен:
- иметь представления о том, как располагать объекты в порядке возрастания или убывания заданного параметра;
- уметь находить отличительные признаки предметов, по которым можно располагать объекты в определенном порядке, располагать предметы в порядке возрастания или убывания заданного параметра.
План урока
Этапы урока | Используемая организационная форма | Действия учителя | Действия учащихся | Такты усвоения | Примечание |
Организационный момент. | ФОФ | Здравствуйте ребята! Говорят, что улыбкой можно лечить, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем чего-нибудь доброго. А сейчас подарите свои улыбки нашим гостям. И мы будем надеяться, что у всех сегодня будет хорошее настроение, хотя бы до конца урока. | Учащиеся обращаются к своим одноклассникам с добрыми пожеланиями и улыбкой приветствуют присутствующих взрослых. | Осознание. | |
Мотивационный. | ФОФ | За окном – ноябрь серебрится пушистым снегом. И к нам пришла сегодня гостья – ёлочка. Но вместо снега на ней карточки с заданиями. Поможем ёлочке, снимем карточки с заданиями и оденем её в белоснежный наряд. Согласны? | Согласны! | Восприятие. | На доске- рисунок ёлочки, на ней карточки с заданиями. |
Актуализация опорных знаний. | ФОФ
ПОФ |
Прозвенел друзья звонок, начинается урок.
Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело! Математика нас
ждёт начинаем устный счет!
Ответы покажите на веерах. Весёлые задачи: А) На плетень взлетел петух повстречал. Б) На пасеке три медвежонка В) Два мяча у Ани, Г) Три зайца шли из школы Ответы от задач вывешиваются на доску, в ряд. 2. Вокруг нашей елочки появились гости – зайчики-ушастики. - Как вы думаете, с каким заданием они к нам пришли? - Поставьте по порядку зайцев! - По каким признакам вы это сделаете? 3. Вернемся к нашему ряду чисел, что вы можете сказать про эти числа? - Какие это числа? - Проговорите в парах какие числа называются натуральными. - Чья пара озвучит свой диалог? |
1.
А) 1 + 2 = 3 петуха Б) 3 - 1 = 2 медвежонка В) 2 + 2 = 4 мяча Г) 3 - 2 = 1 заяц 2. Дети предлагают варианты заданий: - Можно посчитать зайцев, составить с числом их обозначающим математический рассказ, сравнить, поставить по порядку… - Можно установить по порядку по величине головы, хвостов, длине ушей, величине носа, по яркости окраски, по выражению мордочки… 3. Это натуральные числа, так, как они получаются при счете предметов и большие нуля. Числа от 1 и далее называются натуральными. Натуральные числа получаются при счете предметов. |
Восприятие, припоминание, применение. | Учащиеся на веерах показывают свои ответы, по желанию один озвучивает решение. |
Целеполагание. | ФОФ | - А вы все уже знаете про натуральные
числа и все умеете выполнять с ними?
- А кто догадался с чем мы будем сегодня заниматься на уроке, может не случайно мы сначала зайчиков ставили в ряд, а теперь к числам перешли? - Какие задания мы будем выполнять? - А зачем нам это надо? |
- Наверное не все.
- Продолжать изучать натуральные числа. - Можем посчитать, дополнить ряд дальше, сравнить числа, составить выражения, составить математические рассказы, написать цифры в тетрадки… - Знания пригодятся дальше при обучении… |
Восприятие, осознание. | |
Новый материал. | ПОФ
ФОФ |
- Посмотрим, что предлагает нам ёлочка!
- Рассмотрите рисунок в тетрадях. Кто нарисован? Поработайте в парах и найдите варианты, по которым можно клоунов расставить по порядку. - Какие варианты вы нашли? - Как вы расставили клоунов? В каком порядке? - Итак, по каким признакам можно поставить предметы по порядку? |
Нахождение вариантов решения в постоянных
парах.
Озвучивание своих решений, разбор каким образом они расставили клоунов. - Предметы можно поставить по порядку: по величине, форме, цвету, отличительным признакам… Их можно расставить в порядке увеличения и в порядке убывания. |
Осмысление, применение. | Работа в тетрадях с печатной основой. |
Физкультурная минутка. | ФОФ | - Мы много уже успели, давайте отдохнем. | Один ученик проводит физминутку, остальные повторяют за ним движения. | Выполнение по образцу. | |
Закрепление нового материала. | ПОФ
ФОФ |
- Молодцы, вы нашли верные решения и
правильно расставили всех клоунов. А сейчас вам в №124 предстоит
расставить ряд чисел в определенном порядке и составить с этими
числами неравенства. Ряд чисел и неравенства вы запишите на листах.
Но проблема листов меньше, чем вас, как будете работать?
- Вспомните правила работы в группе! - Кто повторит, что вам надо сделать? - Представьте свои решения. Докажите их. - Посмотрите, а вот ещё один лист. Посмотрите на это решение, отнеситесь к нему. (4 3 2 1….) - Итак, как можно расставить по порядку числа? |
- Работать можно в группах.
- Надо распределить обязанности членов группы, быть вежливыми, тактичными друг к другу. Все должны высказать свою точку зрения. Ряд чисел составлен в порядке убывания чисел. Числа можно расставить по порядку двумя способами: в порядке увеличения и в порядке убывания. |
Припоминание.
Применение. Доказывание. Подытоживают информацию. |
Работа с учебником. |
Закрепление ранее изученного материала. | ИОФ | - А вы умеете уже писать цифры?
- Кто напомнит какие цифры пишутся с этой точки! - А теперь сами напишите эти цифры. -Оцените своё письмо по волшебной палочке. -Запишите ряд чисел от 1 до 10. - Кто знает как называется этот ряд чисел? А вам интересно узнать особенности натурального ряда? - Об этом мы поговорим на следующем уроке. |
- Да умеем.
По одному трое учащихся напоминают написание цифр. Учащиеся самостоятельно пишут в тетрадях. - Нет. (Натуральный ряд.) |
Припоминание, запоминание, применение. | |
Итог урока. | ФОФ
ИОФ |
- Наш урок подходит к концу.
- Что интересного запомнилось с урока? -Вспомните о чем мы говорили в начале урока? О чем новом сможете рассказать родителям? - Оцените свою работу и работу своих товарищей. - Посмотрите, мы не только все задания выполнили, но и ёлочку укрыли и украсили снежинками. Ей теперь будет тепло всю зиму, и она нам прочитайте, что говорит? Я вам тоже хочу сказать спасибо за работу и если вам урок понравился, украсьте нашу ёлочку еще и разноцветными шарами. |
Учились устанавливать порядок в группе
предметов по разным признакам, и порядок в ряде чисел.
Дети подводят итог своей работы на уроке, и работы своих напарников по парте, по классу. Высказывают свое мнение. Учащиеся прикрепляют к ёлочке: красные шары - урок очень понравился, было интересно; жёлтые - не всё время было интересно; синие - было трудно и скучно на уроке. |
Припоминание.
Осмысление, оценивание. |