Заключительный урок по теме "Площади четырехугольников"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить приобретенные знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях.
  2. Развивать умение сравнивать, анализировать и формулировать выводы.
  3. Воспитывать культуру общения, целеустремленность, желание знать и хорошо учиться.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов действий.

Форма урока: урок-соревнование.

Оборудование: песочные часы, компьютер, проектор. 

Подготовка к уроку: класс разбивается на две команды, чтобы «силы» команд были равными. Выбираются капитаны команд.

Ход урока

Вводное слово учителя.

Сегодня у нас состоится необычный урок – соревнование по теме «Площади четырехугольников». Прошу жюри занять свои места (звучит музыка).

Наш урок-соревнование будет состоять из нескольких конкурсов, за которые вы будете получать определенное количество баллов.

Итак мы начинаем.

Первый конкурс.

«Разминка» (слайд 1. Приложение)

Площадям каких фигур соответствуют данные формулы:

  1. Площадь квадрата S=ahа
  2. Площадь параллелограмма S =½(a+b)·h
  3. Площадь прямоугольника S=½ahа
  4. Площадь треугольника S=a²
  5. Площадь трапеции S=ab

Второй конкурс.

К доске выходят два ученика, остальные ребята работают на листочках. За две минуты найдите среди предложенных фигур, имеющие одинаковую площадь. (слайд 2)

Третий конкурс.

Прекрасно! А теперь за одну минуту найдите среди каждых трех фигур лишнюю. (слайд 3)

Ответ: в этих фигурах присутствуют «формы», площади которых мы еще не умеем находить.

Четвертый конкурс.

Спешите видеть, ответить, решить. (слайд 4)

Задача 1. Найдите площадь параллелограмма ABCD

Задача 2. В трапеции основания равны 4 и 12 см, а высота равна полусумме длин оснований. Найдите площадь трапеции.

Задача 3. В равнобедренной трапеции ABCM большее основание AM = 26см, а высота BH отсекает от AM отрезок AH, равный 6 см. Угол BAM=45°. Найдите площадь трапеции.

Замечательно! А теперь послушаем доказательство теорем. Жюри подводит предварительные итоги.

Пятый конкурс.

А сейчас вы будете слушать сказку. Будьте предельно внимательны, в любой момент вам может быть «послан выстрел» вопрос, на который надо, коллективно обсудив его, в течение 1 минуты дать верный ответ. (слайд 5)

Это было очень давно. В некотором царстве, в некотором государстве жила большая и трудолюбивая семья четырехугольников. Глава семьи – старый Четырехугольник был очень добрым, но строгим. Детей своих – Параллелограмма и Трапецию – воспитал хорошо, привил любовь к труду и порядку. У Параллелограмма противоположные стороны всегда были строго параллельны, но близкие друзья узнавали его по признаку.

Вопрос. По какому признаку параллелограмма? (слайд 6)

Не зря прожил жизнь Параллелограмм, он точно сформулировал и доказал свои три свойства.

Вопрос. Какие три свойства? (слайды 7-9)

Шло время. Параллелограмм воспитал двух сыновей. Одного звали Прямоугольником, другого Ромбом. Определить Прямоугольник было просто.(слайд10

Вопрос. Какое определение прямоугольника? (слайд 11)

Другой сын Параллелограмма – Ромб учился в хорошей школе, получил блестящее образование. Добился признания. У него с рождения все стороны были равны. Братья Ромб и Прямоугольник усыновили мальчика, назвали его Квадратом.

Вопрос. Какое определение квадрата. (слайд 12)

Квадрат был трудолюбив, жил тихо и скромно, по законам семьи.

«Присмотритесь-ка к Квадрату
Он здоровый, староватый.
Он надежнее, как друг,
Чем уж слишком круглый круг.
Каждый может быть свидетель,
Что в нем дышит добродетель
В нем четыре стороны,
И все стороны равны.
Без обмана перед нами
На бумаге он с углами.
Честен каждою чертой
Каждый угол в нем прямой.
Ничего нет сомнений,
Ничего нет изменений!
Каждый должен быть здесь рад,
Что на свете есть квадрат!

Кто внимательно слушает, сказку помнит, что у Четырехугольника была еще дочь Трапеция, у которой две стороны были параллельны, а две другие нет.

Вопрос. Сформулируйте определение трапеции. (слайд 13)

Много веков прошло с тех пор, но и сейчас вы, живущие в 21 веке, изучаете труды этой замечательной семьи.

Итак, жюри подводит окончательный результат.

Звучит музыка.

Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: (слайд 14)

  1. Составить кроссворд по теме «Четырехугольники».
  2. Разделить квадрат на максимальное число остроугольных треугольников.