Интеллектуальная игра по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Расширять кругозор учащихся.
  2. Развивать речь и логическое мышление.
  3. Воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.
  4. Учить видеть и оценивать хорошие качества в людях.

Оборудование:

  • жетоны – названия команд, карточки с заданиями;
  • плакат «Интеллектуальная игра»;
  • чистые листы, карандаши, фломастеры, плакат – ватман;
  • столы и стулья для команд и жюри (карточки с цифрами для оценки задания);
  • грамоты, сладкие призы.

Ход игры

1. Объявление конкурса игры.

1) Представление команд.

1 команда: «Поиск».

Девиз:

Все разведать,
Все узнать,
Легких тропок
Не искать.

2 команда: «Искорка».

Девиз:

Гореть самим,
Зажечь других,
Быть впереди
И точка.

2. Приветствие команд.

1 команда:

Ваши мало каши ели,
Чтобы наших одолеть.

2 команда:

Кто не горит,
Тот небо коптит.

3. Представление и приветствие команд.

(Выносится поднос, на нем игла и стакан воды.)

Пусть глаз ваш будет остр,
Как эта игла,
А совесть чиста, как эта вода.

4. Вступительное слово ведущего.

Кто не знает Вини – Пуха – медвежонка, который сочиняет забавные шумелки, пыхтелки, ворчалки? Пожалуй таких не найдется.

Но было время, когда у нас в стране никто с ним не был знаком. Правда было это очень давно – целых 30 лет назад! Вини – Пух и Все-Все-Все его друзья жили тогда в Англии, а Зачарованном Лесу и умели говорить только по-английски. Но все они оказались очень хорошими учениками Б. Заходера. Вскоре Вини – Пух стал совсем – совсем русским медвежонком. Одно время он даже по радио учил ребят русскому языку. Вот почему я решила пригласить его.

(Под веселую музыку вбегает Винни-Пух.)

Винни – Пух: Вести помогать игру буду я.

5. Конкурсы.

1) Первый конкурс. Разминка. «Назови одним словом».

(Задание зачитывают поочередно каждой команде.)

1 команда:

  • Храбрый человек.
  • Болтливый человек.
  • Ленивый человек.
  • Мудрый человек.

2 команда:

  • Богатый человек.
  • Грубый человек.
  • Сильный человек.
  • Веселый человек.

2) Второй конкурс. «Ответь на пять» (по три человека от команды).

(Прочти правильно, что здесь написано (запись на доске).)

1 команда:

  • Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр.

2 команда:

  • Алфавит, средство, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофёр.

«Вставь пропущенные буквы там, где это нужно» (раздать карточки).

1 команда:

  • Чудес...ный, мес...ность, гла...кий, но...ки, по...писать, об...явление, тр...пинка, к...ртофель.

2 команда:

  • Прекрас...ный, трос...ник, сколь...кий, ло...ки, о...дать, под...езд, сн...жинка, м...рковь.

«Сосчитай сколько звуков и сколько букв в словах» (показать таблички).

Юла

Коньки

Солнце

Ёж

Деньги

Сердце

3) Третий конкурс. «Кто больше найдет».

Из букв слова транспорт составьте, как можно больше слов (побеждает тот, кто назовет последнее слово).

Пример: спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа.

Игра с болельщиками. «Егоркины скороговорки».

4) Четвертый конкурс. Конкурс «Стихоплетов» (могут участвовать болельщики).

1 команда:

  • Солнце ... оконце.

2 команда:

  • Привет ... кабинет.

5) Пятый конкурс. «Колодец, дай воды напиться» (1 человек от команды).

Колодец позволит напиться воды тому, кто выполнит задание: «Четвертое лишнее».

1 команда:

  • Воды, водитель, подводный, водянистый (объясни почему).

2 команда:

  • Водить, наводнение, паводок, подводный (объясни почему).

6) Шестой конкурс. «Кто в лесу живет?»

  1. Поочередно вспомнить и назвать сказки, где есть действующее лицо медведь.
  2. «Кто что делает?» (Картинка белки на доске.)

За две минуты вы должны подобрать и написать как можно больше слов и словосочетаний, обозначающих действия этого животного.

Игра с болельщиками (задания).

7) Седьмой конкурс. «Конкурс капитанов».

По названным частям составьте слово.

1 команда:

  • Его корень в слове лесной, приставка в слове перелет, суффикс в слове грибок, окончание в слове волк. (Перелесок.)

2 команда:

  • Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц. (Подорожник.)

8) Восьмой конкурс. «Из двух частей составьте народные приметы» (поставь стрелки).

Участие капитанов.

На доске для 1 команды:

Синица пищит ...

Дым столбом ...

Длинные сосульки ...

к долгой весне.

зиму вещает.

к морозу.

На доске для 2 команды:

Ласточка низко летает ...

Шумит хвойный лес ...

Муравьи прячутся в гнезде ...

к грозе.

дождь предвещает.

ожидай оттепель.

(Пока капитаны готовятся, члены команд отвечают на хитрые вопросы.)

  1. Как из маленького хвостика сделать большой? (Хвостик, убрать ик – хвост.)
  2. Можно ли превратить рыбу в человека? (Рыбак, добавить ак – рыбак.)

9) Девятый конкурс. Конкурс «Грамотей».

Записать слова под диктовку. Пишут капитаны, помогают все. Сдать жюри.

  • Повар, люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

10) Десятый конкурс. «Домашнее задание».

Каждая команда загадывает друг другу загадки о лесе и его обитателях.

  • Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
  • Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
  • Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
  • Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые.)

6. Подведение итогов. Награждения.