Классный час "Времена года"

Разделы: Классное руководство


Цель: приобщить учеников к природе путем живописи, поэзии и музыки, расширить кругозор учащихся

Задачи:

  • знакомство с картинами И.И.Левитана, музыкой П.И.Чайковского, лирикой А.С.Пушкина;
  • показать, как различными средствами (кистью, пером, музыкой) художники, поэты и композиторы раскрывают одну тему - времена года.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация по теме “Времена года”, компьютер, мультимедийный проектор.
В классе оформлен стенд детских рисунков “Мое любимое время года ”.

Ход мероприятия

Презентация.

I. Вступительное слово учителя.
Слайд 1.
Велика и прекрасна наша необъятная Родина: далеко раскинулись её необозримые просторы. Шумят леса, синеют реки, колышется золотая пшеница, белеют снежными вершинами горы; и каждый россиянин с любовью вглядывается в окружающую его природу. Южане гордятся широтой привольных степей, яркой краской моря и гор. Северяне же влюблены в свои «поля и леса, покрытые туманом».
У русской природы много певцов. Каждый из художников, писателей, музыкантов, открывая в природе те или иные пленяющие его черты, стремился передать свою любовь современникам и потомкам. В их прекрасных творениях вы найдете «и весеннее бурное пробуждение природы, и горячий летний зной, и золото осенних лесов, и русскую красавицу зиму.
Мы же с вами проследим, как различными средствами (кистью, пером, музыкой) художники, поэты и композиторы раскрывают одну тему - времена года. Остановимся на двух временах года – на нежной и тихой весне и грустной, задумчивой осени.

Ученик 1:
Слайд 2.
Тонким проникновенным певцом русской природы был талантливый русский художник - передвижник Исаак Ильич Левитан. В картинах Левитана природа вечно живая, созвучная человеческому чувству, то полная светлой, тихой радости, то глубокой скорби то, наконец, торжествующей и всепобеждающей силой жизни. Левитан создал замечательные, глубоко проникновенные образы русской природы, показав задушевную красоту и выразительность самых обыденных её мотивов и картин. Он сумел выразить в пейзажной картине свои самые сокровенные мысли чувства и переживания и одновременно раскрыть саму душу и очарование русской природы, особенно это передано в его картинах о весне и осени.
«Весны» Левитана несут в себе множество оттенков как радость, обновление, пробуждение.
Слайд 3.
В полную силу этот трепет жизни ощутим в его картине «Март». Небо здесь ясное, синее, от него на снегу, под деревьями, расходятся голубые  тени. В прозрачном воздухе как бы слышен звон капели. Стоят легкие стройные березки.  Солнце золотит их белоснежные стволы, желтую стену деревянного дома, а на крыше крылечка тает последний вешний снег… Скворечник ждет своих первых пернатых гостей.
Слайд 4.
А вот и другая  картина «Весна. Большая вода».
Весна здесь светлая, радостная. Нежной голубизной сияет лазурное небо. Широко разлились вешние воды. Юные, тонкие березки стоят по колено в воде, их чуткие отражения видны в её чистом прозрачном зеркале.
Кажется, вода умоет землю, сделает её более чистой, нарядной.
Смотришь на картину, и как бы ощущаешь аромат тающего снега, пригретый солнцем воздух и прозрачную хрустальность холодноватых дней, и кажется – впереди ждет тебя большое человеческое счастье.

Ученик 2:
Слайд 5.
А кто не знает знаменитую картину «Золотая осень» Левитана. Перед нами белые стволы и пылающая листва берез, пожелтевшая трава.  Мы словно прошли по берегу ручья, тронули плечом березу, и она осыпала нас легкими золотыми листьями и каплями дождя. Чистый воздух врывается   в грудь.  По – особенному,  во всем теле чувствуется бодрость, которой заряжает нас этот погожий осенний денек. И в то же время к нам приходит грусть, грусть от того, что кончится праздник, а за ним последует увядание, а затем наступит черно – белый зимний сон. Посмотрите на реку!  Видно, что вода в ней холодная, не зовет купаться.  И облака уже не летние, а низкие. Осень вступает в свои права. Зеленеют озимые всходы. К покою готовится земля.
Слайд 6.
В полотнах Левитана чувствуется и очарование тихой грусти и тоска, горечь одиночества. Остро  передано это в картине «Осенний день. Сокольники». В ней художник изобразил узенькую аллейку в тихом, опустевшем парке, низкое серое небо, с молодых кленов уже осыпаются желтые листья. От  ветра качаются верхушки старых елей, за которыми начинается лес, янтарная смола застыла на их стволах. Хрупкие деревца стоят в осеннем уборе, они выделяются  на фоне темной хвои высоких елей. Кажется – вот – вот появятся первые  капли дождя.
На аллее одинокая фигура молодой женщины в черном одеянии. Она опустила голову, и мысли её, вероятно, так же печальны, как этот грустный осенний день.
Учитель:
Мы с вами рассмотрели чудесные картины Левитана и увидели, как умело сочетая краски, художник представляет весну и осень.
А сейчас послушайте, как Александр Сергеевич Пушкин восхищался  этими  временами года.

Ученик 3:
Слайд 7.
Огромным чувством любви к родине проникнуто всё творчество Пушкина. Поэт помогает нам увидеть красоту и величие нашей Родины, он пробуждает в нас любовь к земле, на которой мы родились и выросли и которую должны беречь. В его поэзии часто проходят перед нами два времени года – это весна с её первыми ручьями, песнями жаворонка и золотая осень с её застывшим прудом и перелетными птицами, держащими свой путь на юг.
Пушкин не раз повторил, что осень – его любимое время года. В это  время его посещало «вдохновение», то есть такое состояние, как писал сам поэт, «когда стихи легко ложатся под перо ваше, и звучные рифмы бегут навстречу стройной мысли». Так, в стихотворении «Осень» чудесным описанием природы Пушкин хочет передать читателю свою особенную любовь к этому времени года.

Ученик 4:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день
Лесов таинственная сень.
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.

Ученик 3:
Замечательны  картины  осени, описанные  Пушкиным в  романе  «Евгений  Онегин».

Ученик 5:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
И в сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Ученик 3:
Тема весны,  чудесного праздника природы, звучит также в романе «Евгений Онегин». Поэт прославляет пробуждение и расцвет жизни. Распускаются почки на деревьях, в поле первая робкая зелень – все живое тянется  к свету, теплу. Пушкин назвал весну утром года.

Ученик 6:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель:
Мы видим, что у каждого писателя, как и у каждого художника, своя манера изображения, свои краски. Радостное чувство, которое охватывает человека с приходом весны и осени, выразили не только поэты и художники, но и композиторы. Давайте рассмотрим  творчество русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Ученик 7:
Слайд 8.
Мы с вами познакомимся лишь с пьесами Чайковского из цикла «Времена  года», раскрывающими красоту русской природы. В этих небольших музыкальных рассказах звучит любовь к родине, природе, русскому народу.
Сейчас вы услышите, как говорит об осени музыка Чайковского. Мы познакомим вас с его пьесой «Октябрь», которая называется «Осенняя песня». Мелодия песни звучит устало, задумчиво. Её замедленное движение прерывается остановками, будто душа зовет кого – то и не находит отклика. Потом музыка становится оживленной.
А к концу пьесы вновь возвращается прежнее настроение, снова звучит печальная мелодия. Она передает невыразимую грусть, которая охватывает человека хмурой осенью, это расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. Вслушайтесь в музыку, и вам почудится шелест падающей листвы, грустная песня осеннего дождя.
( Звучит пьеса Чайковского «Октябрь»).

Ученик 7:
В своем цикле «Времена года» Чайковский также прославляет весну. Весне посвящены его пьесы «Подснежник», «Песнь жаворонка», «Белые ночи». Мы прослушаем лишь одну из них – «Подснежник».
Интонации нежной и задушевной темы этой миниатюры широко распевны, близки  романсовым. Здесь ожидание весны волнующе радостное, устремленное навстречу солнцу, надеждам и счастью.
Вслушайтесь в эту музыку, и вы услышите в ней и журчанье ручья, и раскаты грома, и веселые капли дождя и сияние солнца.
( Звучит пьеса Чайковского «Подснежник»).
Действительно, полон красоты окружающий мир. Прекрасна природа, прекрасен труженик – человек, прекрасно  искусство,  рассказывающее о мыслях и чувствах людей.
Поэзия, живопись, музыка приносят нам удовлетворение не только потому, что  они  ласкают наш глаз и слух. Искусство пробуждает в человеке высокие стремления, учит его отличать правду от лжи, ненавидеть зло, бороться за счастье. Без него жизнь становится скучной  и пустой. В этом вы убедились, познакомившись с изумительными картинами Левитана, с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина, выдающегося  русского  композитора  П.И. Чайковского.

Ученик 8: На стенде показывает рисунки учащихся

Итог занятия:

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали на занятии?
Сегодня на уроке мы проследили взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства в создании образов осени и весны.
Времена года никогда не повторяются – каждый раз они преподносят что-то новое, неведомое, восхищают и радуют людей прекрасным зрелищем.
Спасибо за внимание!