Тип урока: урок-эксперимент
Цели урока:
- Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие.
- Развивать познавательный интерес, навыки аккуратной работы, творческие способности.
- Воспитывать коллективизм, соблюдение правил техники безопасности, научить применять знания об атмосферном давлении для объяснения явлений, происходящем в окружающем мире.
Оборудование:
- кювета,
- стаканы,
- штатив,
- бутылки,
- сосуд с водой,
- свеча,
- вареное яйцо,
- газета,
- линейка,
- бумага,
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
Демонстрации: опыты, доказывающие существование атмосферного давления.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы с вами на прошлых уроках изучили атмосферное давление, узнали, почему существует воздушная оболочка Земли и даже знаем , сколько весит воздух. Но убедить в том ,что атмосферное давление действительно есть, удалось не всех. Поэтому сегодня мы посвятим урок экспериментальному доказательству этого факта. Сначала я хочу напомнить вам о необходимости соблюдать технику безопасности, так как многие опыты достаточно опасны. А работать мы с вами будем так. За неделю до урока группа отважных смельчаков, посвятивших себя науке , получила задание подготовить и провести опыты, доказывающие, что атмосферное давление действует на все тела на Земле. Сейчас мы посмотрим, что у них получилось, затем обсудим и ответим на разные вопросы, для закрепления знаний поработаем с тестом и решим задачи. Итак, начнем.( выходят по очереди дети, показывают опыты и объясняют их).
1 этап. Описание демонстраций.
Самостоятельно делается поилка для птиц: бутылку заполняют водой и опускают в емкость, из которой будут пить птицы, немного ниже уровня воды в емкости. Как только часть жидкости из емкости отпита (вычерпана), вода доливается из бутылки сама. Почему?
Погружают стакан в воду, вода заполняют его частично. Под водой стакан переворачивают вверх дном и медленно поднимают в таком положении. Почему до тех пор, пока края стакана в воде, вода из него не выливается?
Наливают воду в стакан, закрывают листом бумаги, прижимают его рукой и переворачивают. Держа стакан вверх дном, убирают руку снизу – вода не выливается. Почему?
Кладут на стол длинную линейку, сверху – газету, по свободному концу линейки резко ударяют с большой силой – газета рвется. Почему?
В дне пластиковой бутылки делают отверстия, бутылку заполняют водой и закрывают крышкой. Когда крышку немного открывают – вода начинает выливаться струями из отверстий в дне, но перестает выливаться , если крышку закрыть. Почему?
В бутылку с широким горлом опускают зажженный кусок бумаги, свернутый “гармошкой”. Сразу за этим закрывают горлышко бутылки сваренным вкрутую и очищенным яйцом - оно втягивается в бутылку. Почему?
Свечу укрепляют на дне тарелки, наливают в нее воду, зажигают свечу и накрывают стаканом (длина свечи меньше высоты стакана) – вода в стакане поднимается. Почему?
Еще две демонстрации показываются из пособия на тему “Гидроаэростатика,часть 1” с помощью мультимедиапроектора. Это опыты “Магдебургские полушария” и “Сдавливание жестяной банки атмосферным давлением.
Какие вопросы у вас возникли? Что вам непонятно?
2 этап. У каждого на столе лежит опросный лист и задачник. Они нам нужны для выполнения следующего задания: перед вами на экране тест. Выполните его, выбирая правильный ответ. Затем вы видите номера задач, которые вы должны решить на опросном листе.
Задача 1. Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух, лист лопнул. Почему?
Задача 2. Зачем космонавту нужен скафандр?
Задача 3. Можно ли в кабинете космического корабля в условиях невесомости пользоваться пипеткой? Почему?
Задача 4. Почему в жидкостных барометрах используют ртуть, а не воду?
Тест.
1. Атмосферное давление измеряется:
а) динамометром
б) барометром
в) манометром
г) термометром
2. Нормальное атмосферное давление :
а)760 мм.рт.ст.
б)720 мм.рт.ст.
в)780 мм.рт.ст.
г)700 мм.рт.ст.
3.Для атмосферы не измеряется физическая величина:
а) давление
б) плотность
в) температура
г) время
4. При помощи атмосферного давления действуют приборы , кроме:
а) шприц
б) пипетка
в) термометр
г) клизма
Теперь, пожалуйста , проверьте правильность выполнения теста по ответам , которые вы видите на экране, а задачи мы проверим позже.
3 этап. Дополнительный материал “ О работе атмосферного давления”
Как мы пьем?
Неужели и над этим можно задуматься? Конечно. Мы приставляем стакан или ложку с жидкостью ко рту и втягиваем в себя их содержимое. Вот это-то простое втягивание жидкости, к которому мы так привыкли, и надо объяснить. Почему, в самом деле, жидкость устремляется к нам в рот? Что ее увлекает? Причина такова: при питье мы расширяем грудную клетку и тем разрежаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот. Наоборот, захватив губами горлышко бутылки, вы никакими усилиями не втяните из воду в рот, так как давление воздуха во рту и над водой одинаково. Итак, строго говоря, мы пьем не только ртом, но и легкими; ведь расширение легких – причина того, что жидкость устремляется в наш рот.
Атмосферное давление в живой природе.
Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
Рыбы – прилипалы имеют присасывающуюся поверхность, состоящую из ряда складок, образующих глубокие “карманы”. При попытке оторвать присоску от поверхности, к которой она прилипла, глубина карманов увеличивается, давление в них уменьшается и тогда внешнее давление еще сильнее прижимает присоску.
Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голов в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.
Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разреженное пространство. Перевес атмосферного давления в этом случае может достигать 1000 Н на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разреженное пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.
4 этап. Итоги. Комментарии.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание: найти медицинские приборы, в которых используется действие атмосферного давления .
- Подготовить доклад на тему: “ Роль атмосферного давления в жизни человека и животных”.