Вода Земли. Вода и ее свойства

Разделы: Экология


Цель урока: познакомить детей с некоторыми свойствами воды; дать представление о применении свойств воды в жизни человека; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

1. Актуализация знаний учащихся

Выберите правильный ответ:

Горизонт – это …

А) воображаемая линия;

Б) видимое глазом пространство;

В) это грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.

Ориентирование – это…

А) определение местоположения человека на местности;

Б) определение времени;

В) определение расстояния.

Экватор – это …

А) воображаемая окружность, делящая земной шар на северное и южное полушарие;

Б) газообразная оболочка окружающая Землю;

В) прибор для определения сторон горизонта.

Земля вращается вокруг …

А) оси;

Б) полюса;

В) экватора.

Гидросфера – это …

А) земная кора и верхняя часть мантии;

Б) водная оболочка Земли;

В) воздушная оболочка Земли.

Глобус – это …

А) разрисованный мяч;

Б) вращающаяся модель земного шара;

В) модель Луны.

Постановка целей урока.

2. Разгадайте кроссворд

С высоты большой скрываясь
Грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.
(водопад)

Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
(роса)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
(родник)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(вода)

- Что такое вода?

- Какая вода?

- Какую роль вода играет в жизни человека?

II. Сообщение темы урока

1. Просмотр видеосюжета «Вода – основа жизни». Приложение 1

2. Вода Земли

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если раскрутить глобус, то, кажется, что Земля стала одного цвета – голубого. А всё потому, что этой краски на нём больше. Голубым цветом изображены моря, океаны. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Все воды Земли составляют её водную оболочку, которая называется гидросферой.

3. Сообщения детей о водоёмах Оренбургской области

- Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Но это всё стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Физминутка

4. Свойства воды

- Какая она вода? Давайте её изучим.

- Сейчас мы с вами станем исследователями. Нам предстоит определить некоторые свойства воды. Работать мы будем в лаборатории и свои открытия записывать на лист.

Цель нашей работы: установить свойства воды

Объект изучения: вода.

Состояние:

- Вы сказали, что вода льётся, течёт. Давайте это проверим. Нальём воду в стакан и перельём её в банку. А затем медленно нальём немного воды в блюдце. Почему удалось перелить воду из одной ёмкости в другую?

Вывод: вода жидкая.

Свойства:

А) Форма.

- Посмотрите на предметы (кубик, шарик), какую форму они имеют?

- А если мы эти предметы опустим в воду, положим на блюдце, на ладошку, книгу. Изменят ли они свою форму?

- А есть ли форма у воды? Проведём опыт. Я налью воду в стакан, баночку, блюдце. Какую форму она примет в каждом сосуде? Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Б) Цвет.

Сравнение цвета воды с цветом молока в стакане, сока, при помощи цветных полосок.

Вывод: вода не имеет цвета.

В) Запах.

Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности безопасности. Сосуд должен находиться на некотором расстоянии. Рукой совершаем волнообразные движения к себе и медленно приближаем сосуд.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет запаха.

Г) Вкус.

Перед детьми стакан с водой и стакан с соком. Пробуют на вкус воду и сок и делают вывод.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Д) Текучая.

Немного нальём воду на стекло. Что произошло? (растеклась)

Вывод: текучая.

Е) Прозрачная.

Опустим в стакан с водой ложку и в стакан с молоком. Какой вывод сделаем?

Вывод: вода прозрачная.

Общий вывод: вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая.

Охрана воды

Пословицы

  • Экономно воду лей, дорожить водой умей.
  • Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Кажется, что воды на Земле много. Но это не так. Та вода, которая нужна человеку – пресная. Запасов пресной воды очень мало. Значит, воду надо охранять.

2. Работа в парах (листы на партах)

- Обсудите и зачеркните то, что может навредить воде.

IV. Итог урока

- Что вы узнали на уроке о воде?

- С какими свойствами воды познакомились?

Приложение 2