Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

Разделы: История и обществознание


Урок №4. История России. XIX век. 8 класс.

Цели:

  • Способствовать формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М.Сперанском, о проектах над которыми он работал.
  • Продолжить формирование умений учащихся работать с текстом учебника, с документами, умений анализировать и делать выводы.
  • Способствовать формированию понятий: «реформа», «реформатор», «консерватизм», « идеолог», «инстанция».
  • Подвести учащихся к выводу: несмотря на то, что реформы Сперанского лишь немного задевали основы феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.
  • Воспитывать культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к осознанному восприятию материала на основном этапе.
  4. Изучение нового материала.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.

Ход урока

I. Орг.момент. (Подготовка учащихся к уроку).

II. Проверка домашнего задания. (Контроль знаний).

- Тестирование.

1 вариант:

  1. Финляндия вошла в состав России в результате войны:
    А) Ливонской;
    Б) Первой мировой;
    В) Семилетней;
    Г) Со Швецией.
  2. Союзники России по (третьей) антифранцузской коалиции:
    А) Великобритания, Австрия и Швеция;
    Б) Франция, Австрия и Швеция;
    В) Великобритания, Пруссия и Швеция.
  3. Сражение под Аустерлицем произошло в:
    А) 1805 году;
    Б) 1801 году;
    В) 1811 году;
    Г) 1812 году
  4. Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 году был назначен:
    А) Раевский;
    Б) Тормосов;
    В) Кутузов;
    Г) Багратион
  5. Заполните схему «Основные направления внешней политики в начале XIXвека».

Какое из этих направлений, на ваш взгляд, было главным? Почему?

2 вариант.

  1. В июне 1807 года Наполеон нанес русской армии поражение под:
    А) Фридландом;
    Б) Ватерлоо;
    В) Тильзитом;
    Г) Егерсдорфом
  2. В войне против Ирана в 1808 году командующим Русской кавказской армией был назначен генерал:
    А) Тормасов;
    Б) Кутузов;
    В) Раевский;
    Г) Багратион
  3. Южная часть Бессорабии вошла в состав России в результате войны:
    А) с Ираном;
    Б) с Турцией;
    В) с Францией
    Г) со Швецией
  4. Союзниками России по (четвертой) антифранцузской коалиции были:
    А) Великобритания, Австрия и Швеция;
    Б) Франция, Австрия и Швеция;
    В) Великобритания, Пруссия и Швеция.
  5. Почему Тильзитский мир был не прочным и не долговечным?

- Проверка творческих заданий.

III. Подготовка к осознанному восприятию материала. ( Обеспечить мотивацию учения и принятие учащимися целей урока).

Тема урока: слайд №1 (приложение 1). (Реформы М.М.Сперанского)

- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Совместное целеполагание и планирование изучения нового материала.

План: слайд №2 (приложение 1).

  • Личность Сперанского.
  • Проект политических реформ.
  • Экономические планы.
  • Отставка Сперанского.

Проблемное задание: слайд №3 (приложение 1).

Докажите, что реформы М.М.Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России.

IV. Изучение нового материала. (Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала).

1) Личность Сперанского. слайд №4 (приложение 1). (Сообщение ученика).

Индивидуальное, опережающее задание

Т.О. волей случая Сперанский начинает восхождение к вершинам государственной власти.

2) Проект политической реформы. Слайд №5 (приложение 1).

Как мы видим, Сперанский на 1 место ставит реформы политической системы. Им был разработан проект реформы государственного управления.

Работа с документом в парах. Стр. 18. «Введение к уложению государственных законов». Дифференцированные задания. Карточки с заданиями разного уровня сложности выполняются последовательно (1,2,3).

Задание №1

  1. Прочитайте документ на стр.18.
  2. Выделите в тексте предложения затрагивающие принцип «разделения властей».
  3. Заполните схему «Управление государством». Приложение 2

Задание №2.

  1. Прочитайте документ на стр.18.
  2. Выделите в тексте предложения отражающие реформу сословного строя России в начале XIX века.
  3. Заполните схему «Сословный строй Российского общества». Приложение 3
  4. Проверьте задание друг у друга

Задание №3.

  1. Прочитайте документ на стр.18.
  2. Ответьте на вопросы:
  • Какие цели преследовал реформатор?
  • В чьих интересах действовал? Почему?
  • Реальны и выполнимы ли были предложения Сперанского в тот период времени? Ответ аргументируйте.
  1. Проверьте ответы друг у друга.

Проверка работы:

  • заполнение схем на доске;
  • Ответы на вопросы задания №3. Слайд №6 (приложение 1).

3) Экономические планы. Слайды №7, №8 (приложение 1).

Серебряный рубль провозглашен основой денежного обращения, приостановлен выпуск ассигнаций.

4) Отставка М.М.Сперанского. Слайд №9 (приложение 1).

Работа с документом. Задание слайд №10 (приложение 1).

Проверка познавательного задания: Слайд №11 (приложение 1).

Вывод: слайд №12 (приложение 1).

V. Домашнее задание. СЛАЙД №13. Инструктаж по выполнению.

VI. Подведение итогов.

Оценка работы класса, групп, индивидуальной работы. (Качества и активности).

VII. Рефлексия. «Неоконченное предложение»

Закончите предложение:

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я бы хотел(а)…