Урок №4. История России. XIX век. 8 класс.
Цели:
- Способствовать формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М.Сперанском, о проектах над которыми он работал.
- Продолжить формирование умений учащихся работать с текстом учебника, с документами, умений анализировать и делать выводы.
- Способствовать формированию понятий: «реформа», «реформатор», «консерватизм», « идеолог», «инстанция».
- Подвести учащихся к выводу: несмотря на то, что реформы Сперанского лишь немного задевали основы феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.
- Воспитывать культуру общения.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
- Подготовка к осознанному восприятию материала на основном этапе.
- Изучение нового материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Орг.момент. (Подготовка учащихся к уроку).
II. Проверка домашнего задания. (Контроль знаний).
- Тестирование.
1 вариант:
- Финляндия вошла в состав России в результате войны:
А) Ливонской;
Б) Первой мировой;
В) Семилетней;
Г) Со Швецией. - Союзники России по (третьей) антифранцузской коалиции:
А) Великобритания, Австрия и Швеция;
Б) Франция, Австрия и Швеция;
В) Великобритания, Пруссия и Швеция. - Сражение под Аустерлицем произошло в:
А) 1805 году;
Б) 1801 году;
В) 1811 году;
Г) 1812 году - Во главе русской армии в войне против Турции в 1811 году был назначен:
А) Раевский;
Б) Тормосов;
В) Кутузов;
Г) Багратион - Заполните схему «Основные направления внешней политики в начале XIXвека».
Какое из этих направлений, на ваш взгляд, было главным? Почему?
2 вариант.
- В июне 1807 года Наполеон нанес русской армии поражение под:
А) Фридландом;
Б) Ватерлоо;
В) Тильзитом;
Г) Егерсдорфом - В войне против Ирана в 1808 году командующим Русской кавказской армией был назначен генерал:
А) Тормасов;
Б) Кутузов;
В) Раевский;
Г) Багратион - Южная часть Бессорабии вошла в состав России в результате войны:
А) с Ираном;
Б) с Турцией;
В) с Францией
Г) со Швецией - Союзниками России по (четвертой) антифранцузской коалиции были:
А) Великобритания, Австрия и Швеция;
Б) Франция, Австрия и Швеция;
В) Великобритания, Пруссия и Швеция. - Почему Тильзитский мир был не прочным и не долговечным?
- Проверка творческих заданий.
III. Подготовка к осознанному восприятию материала. ( Обеспечить мотивацию учения и принятие учащимися целей урока).
Тема урока: слайд №1 (приложение 1). (Реформы М.М.Сперанского)
- Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Совместное целеполагание и планирование изучения нового материала.
План: слайд №2 (приложение 1).
- Личность Сперанского.
- Проект политических реформ.
- Экономические планы.
- Отставка Сперанского.
Проблемное задание: слайд №3 (приложение 1).
Докажите, что реформы М.М.Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России.
IV. Изучение нового материала. (Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала).
1) Личность Сперанского. слайд №4 (приложение 1). (Сообщение ученика).
Индивидуальное, опережающее задание
Т.О. волей случая Сперанский начинает восхождение к вершинам государственной власти.
2) Проект политической реформы. Слайд №5 (приложение 1).
Как мы видим, Сперанский на 1 место ставит реформы политической системы. Им был разработан проект реформы государственного управления.
Работа с документом в парах. Стр. 18. «Введение к уложению государственных законов». Дифференцированные задания. Карточки с заданиями разного уровня сложности выполняются последовательно (1,2,3).
Задание №1
- Прочитайте документ на стр.18.
- Выделите в тексте предложения затрагивающие принцип «разделения властей».
- Заполните схему «Управление государством». Приложение 2
Задание №2.
- Прочитайте документ на стр.18.
- Выделите в тексте предложения отражающие реформу сословного строя России в начале XIX века.
- Заполните схему «Сословный строй Российского общества». Приложение 3
- Проверьте задание друг у друга
Задание №3.
- Прочитайте документ на стр.18.
- Ответьте на вопросы:
- Какие цели преследовал реформатор?
- В чьих интересах действовал? Почему?
- Реальны и выполнимы ли были предложения Сперанского в тот период времени? Ответ аргументируйте.
- Проверьте ответы друг у друга.
Проверка работы:
- заполнение схем на доске;
- Ответы на вопросы задания №3. Слайд №6 (приложение 1).
3) Экономические планы. Слайды №7, №8 (приложение 1).
Серебряный рубль провозглашен основой денежного обращения, приостановлен выпуск ассигнаций.
4) Отставка М.М.Сперанского. Слайд №9 (приложение 1).
Работа с документом. Задание слайд №10 (приложение 1).
Проверка познавательного задания: Слайд №11 (приложение 1).
Вывод: слайд №12 (приложение 1).
V. Домашнее задание. СЛАЙД №13. Инструктаж по выполнению.
VI. Подведение итогов.
Оценка работы класса, групп, индивидуальной работы. (Качества и активности).
VII. Рефлексия. «Неоконченное предложение»
Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я…
- Больше всего мне понравилось…
- Я бы хотел(а)…