"Развитие речи"

Разделы: Начальная школа


Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6–7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов. Книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной.

А ведь нам нужно приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятным другими.

И чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников – детей того возрастного периода, когда они еще обладают способностями к “впитыванию” речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

Разговорная речь ребенка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать ее. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребенка в школе.

Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определенной информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.

Приведу примеры заданий по теме: “Слово. Предложение. Текст”.

1. Составить предложения по данным схемам.

|_______ _______ .
|_______ _______ .
|_______ _______ |_______ _______ _______ _______ .

2. Составить из слов предложения и записать.

В, Яша, саду, был.
Ямки, и, я, моя, мама, копали.
Яблони, посадили, мы.

Получился ли текст? Обоснуйте свое мнение.

3. Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Там есть сказки. Мама купила Коле книгу. Он умеет читать. Коле шесть лет.

4. Вставь подходящее по смыслу и рифме слово.

а)

Кот живет у нас на ...
А в чулане живут ... (мыши).

б)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ... (машина).

в)

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте ... (лыжи).

г)

По полям бегут ручьи,
На дорогах ...
Скоро выйдут муравьи
После зимней ...

(С.Маршак)

5. Прочитать вопросы. Составить и записать ответы на вопросы, используя данные слова.

  1. Где жил ежик? (Под, ежик, елкой, жил).
  2. Что грызет пес Шарик? (Грызет, пес, кость, Шарик).
  3. Кто жует сено? (Наша, сено, жует, Буренка).

6. Дописать предложения.

Я рисую ...
Я читаю ...
Птички зерна ...

7. Записать ответы на вопросы, используя слова 2-го столбика.

а)

  1. У кого клюв Острый? (Острый, у, клюв, грача).
  2. Куда идут дети? (Идут, в, дети, рощу).
  3. Какая туча плыла по небу? (Плыла, по, темная, небу, туча).
  4. Где скрылась рысь? (Рысь, в, лесу, чаще, скрылась).

б)

  1. У кого были котята? Как их звали? (Кошки, были, Мурки, у, Котята; Мурзик, Васька, звали, и, их).
  2. Где паслась корова Буренка? Что любит Буренка? (Буренка, на, паслась, лугу, корова сочную, траву, она, любит).
  3. Кого Алеша ведет к пруду? Что будет Алеша делать? (Орлика, пруду, к, ведет, Алеша Орлика, купать, Алеша, будет).
  4. Кто сторожит дом? Где спит Жучка? (Дом, сторожит, Жучка; Жучка, на, крыльце, спит).

8. Закончить предложения.

  1. У зайчихи были (грачата).
  2. У грачихи были (галчата).
  3. У галки были (зайчата).

9. Игра “Кто быстрее?”

Из слов составить предложения и поставить в конце предложения нужный знак (.!?).

  1. Покрылся, лес, снегом, зимой.
  2. Красив, лес, как зимой.
  3. Дети, делают, зимой, что.

10. Коллективная игра “Кто он?” (устная работа).

Живет в лесу симпатичный зверек.

Составьте из слов три предложения. При составлении предложения задавайте вопросы от слова к слову.

Глазки Хвост Ушки
Блестят Дрожит Торчат
Круглые Короткий Длинные
Испуганные Пушистый

11. Письменно ответьте на вопросы, используя слова: льдом, на коньках, ребята, синички.

– Чем покрыта зимой речка?
– На чем катаются дети?
– Кто развешивает кормушки для птиц?
– Кто прилетел к кормушке?

12. Прочитайте отрывок из русской народной сказки.

Мужик и медведь.

Подружились медведь с мужиком. Вздумали они репу сеять. Выросла славная репа. Мужик взял себе корешки. Медведю он отдал вершки. Поворчал Миша, да делать нечего.

Письменно ответьте на вопросы:

  1. С кем подружился медведь?
  2. Что они надумали посеять?
  3. Какая выросла репа?
  4. Что взял себе мужик?
  5. Что он отдал медведю?

13. Составьте 2–3 предложения на тему “Зима”, используя любые из данных слов:

Зима, снежинки, ребята, мороз, пришла, наступила, летят, кружатся, играют в снежки, катаются на лыжах, нарисовал, украсил, узоры, деревья.

14. Прочитайте стихотворение так, будто в тексте расставлены все знаки препинания.

Вот так чудо, прямо чудо
Что за дождик и откуда
Чист и ясен небосвод
Тучки нет, а дождь идет.

(П.Воронько)

Спишите стихотворение, расставляя знаки препинания (! ? .).

15. Расположите строки так, чтобы получились стихи. Обрати внимание на рифму.

Земляника.

Плетут для меня
Кузовки и лукошки.

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
И имя дала мне
Родная землица.

Кто любит меня –
Тот и рад поклониться.

  1. Как ты думаешь, с какого предложения начинается это стихотворение?
  2. Запиши это предложение.

16. Запишите предложения по схеме. Поставьте нужный знак препинания.

|_______ _______ _______ _______ ?
|_______ _______ _______ _______ .
|_______ _______ _______ _______ .
|_______ _______ _______ _______ _______ _______ _______ _______ !

Дятел стучал по дереву (. ! ? )
Тихо шепчут молодые осины (. ! ? )
Как хороши золотые листья в лучах осеннего солнца (. ! ? )
Вам нравится в лесу (. ! ? )

– Можно ли назвать записанные предложения текстом? Обоснуйте ответ.

17. Задание-игра “Рассказ склеенный”.

Вам нужно освободить целый склеенный рассказ. Сначала отделите друг от друга сцепившиеся слова вертикальной чертой. А потом расставьте точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначьте большой буквой. А теперь прочтите рассказ вслух, делая паузы между предложениями.

Красиврусскийлесзимойбелыекружевазастылинаберезахблестятпушистыешапкинавековыхеляхисоснах.

18. Прочитайте строки из стихотворения А.Пушкина.

Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.

  • Определить тему этих строк: о чем пишет поэт?
  • Объясните значение выделенного выражения.

19. Прочитайте группы слов. Вспомните, из какой они сказки.

На краю леса
Жила-была коза
Жили дружно маленькие козлята
Построила себе коза в лесу избушку
Никому дверей не отпирать
Каждый день уходила коза за кормом
Козлята крепко запирали дверь

  • Запишите только предложения.
  • Составляют ли они текст?

20. Прочитайте стихотворение “Я да я”.

Что содержит каждое предложение: сообщение, вопрос, просьбу?

- Кто спешит к столу присесть
- Я
- Кто спешит варенье съесть
- Я
- А посуду мыть кто будет
- Ты спроси об этом Люду
Почему все я да я.

(Г.Бойко)

  • Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания.

21. Составьте рассказ из четырех-пяти предложений на тему “Осень”, используя данные слова:

Осенью Дождь Льет
Зверьки Улетели Листья
Деревья Птичьи Ненастье

22. Прочитайте, выделяя предложения.

Наступило утро громко запели петухи в окно заглянуло яркое солнышко Никита проснулся.

  • Запишите текст, расставляя знаки препинания.
  • Подчеркните предложения, которые состоят только из главных членов.
  • Прочитайте предложения, в которых слова отвечают на вопросы в таком порядке:

Куда? Что сделало? Какое? Что? Как? Что сделали? Кто?

23. Прочитайте группу слов. Объясните, составляет ли она предложение:

Ученик, убрал, учебники, портфель.

  • Подумайте, какое слово надо добавить к этой группе слов, чтобы получилось предложение.
  • Вспомните, как называется в грамматике это слово. Составьте и запишите предложение. Подчеркните слова, между которыми предлог в устанавливает связь.