Маски тропической Африки

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Ознакомление с декоративно-прикладным искусством.
  • Формирование навыка создания и использования вариантов гармонии цвета.

Задачи:

  • закрепить понятие тона
  • развивать чувство тоновой гармонии;
  • научить передавать основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота.

План и ход урока

Организационная часть: (2 -3 минуты) установить должную дисциплину в классе. Отметить отсутствующих. Сообщение цели и задач нового задания.

Вводная беседа: МАСКИ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

Употребление масок распространено по всему миру - от Центральной Австралии до Северной Америки, от Китая и Японии до Южной Америки, от Западной Европы до Океании. В Африке существование масок в доисторическое время засвидетельствовано наскальной живописью Тассили в Сахаре. В современной Африке маски занимают значительное место и в ритуальных обрядах и в искусстве.

Маски-личины являются основным элементом ряженья - изменения внешности человека - и составляют одно целое с ним. Под словом "маска" чаще подразумевается образ, воплощаемый ее носителем, но так же обозначается и взятый в отдельности предмет, закрывающий лицо и изменяющий облик человека. Хотя различные формы поверхностных изменений лица и тела или раскраска, рубцевание, татуировка и т. п. существовали и продолжают существовать у населения всего мира, многие народы не знают масок. В Африке их распространение ограничено в общих чертах достаточно четко: это - Тропическая Африка, главным образом Западная.

Маски-личины изготовляются из однородных материалов -дерева, кости, металлов - или их комбинаций с добавлением кожи, волос, шерсти, перьев, растительных волокон, зубов, рогов, раковин, бус. Большую роль играет раскраска, чаще всего полихромная. Вырезанные из дерева или отлитые из металла маски являются произведениями скульптурного искусства. Личины дополняются волосами и головными уборами, часто особенно эффектными наголовниками; последние нередко представляют собой отдельные скульптуры. Далее, хотя лицо и вообще голова занимают главное место в фигуре маскированного, полный облик последнего составляется только в сочетании личины с особым костюмом. Полный наряд маски закрывает часто не только весь корпус, но и руки и ноги. Нередко применяются ходули или подставки под головы-личины, так что фигура ряженого приобретает гигантские размеры. Главное, конечно, что маска в целом, от наголовника до волочащейся бахромы одеяния и украшений-погремушек, рассчитана на движение. Будь то медленное шествие или головокружительная пляска, маска постоянно подвижна, она живет. И так как маски всегда выступают под звуки барабанов, рогов или по крайней мере погремушек, то не трудно себе представить то ошеломляющее или потрясающее впечатление, какое, по свидетельству наблюдателей, производят эти представления в Тропической Африке.

Главный момент воздействия маски на психику окружающих - это тайна личности ее носителя. Африканцы верят, что в маске воплощается изображаемый дух - душа умершего предка или дух какой-либо стихии, воды, леса. Однако производимое впечатление варьируется в зависимости от разных функций масок. Как и на других континентах, в Африке обряды масок возникли в глубокой древности и сохранились до наших дней. В Тропической Африке, в родоплеменных обществах и в ранних государствах эти нормы поддерживались особыми организациями - тайными ритуальными союзами.

При родовом строе они объединяли всех взрослых мужчин. Руководителями были старейшины, знахари, колдуны. Там, где родовая община расслаивалась, выделялись более влиятельные и богатые патриархи и вожди. Эта верхушка использовала тайные союзы для усиления своего влияния. Члены тайных союзов во время церемоний скрывались под масками, якобы воплощавшими духов. Личина с нарядом скрывала не только всего человека, но волочащийся шлейф даже заметал следы. Маска вещала измененным голосом. Женщинам и непосвященным не разрешалось даже видеть маски - при звуках, извещавших о появлении последних, женщины и подростки скрывались в хижинах. Главари союзов распоряжались судьбами своих соплеменников, вершили суд и расправу.

Главный праздник у догонов назывался Сиги и справлялся раз в шестьдесят лет. Каждое селение или группа близлежащих селений имели свою Великую маску.

Если остальные празднества с ряжеными имели у догонов местный характер, то праздник Сиги был, так сказать, всенародным. Это был передвижной праздник, который начинался у племени ару и затем в течение ряда лет перемещался с востока на запад, пока не охватывалась вся территория догонов. Великая маска изготовлялась в течение нескольких месяцев и потом хранилась до нового Сиги в потаенном месте под наблюдением олубару. Хранители Великой маски подбирались в каждом селении среди мужчин в возрасте от пятнадцати до сорока лет; они подвергались предварительному испытанию. Эти будущие члены Общества масок должны были соблюдать ряд ограничений и запретов, усвоить много гимнов на сакральном языке сиги со, овладеть игрой на ритуальных инструментах, например гуделках, железных погремушках и т. д.

Праздник Сиги продолжался в каждом селении по три недели и сопровождался многочисленными церемониями с пением и плясками маскированных людей, обильными трапезами, во время которых члены Ава пили ритуальную брагу, а также шумными процессиями из селения в селение, хождением в гости, торговыми сделками и матримониальными переговорами. Для новорожденных мальчиков считалось великой удачей, если они родились во время Сиги, а барда, оставшаяся после варки проса на пиво, употреблялась как целебное снадобье.

Великая маска может именоваться маской лишь весьма условно. Она, правда, напоминает формой змею, но служит лишь наголовником. Если Великая маска неизменно воспроизводила образ змеи, то индивидуальные маски изображали и зверей - льва, гепарда, гиену, обезьяну, антилопу и т. п., и птиц - сову, аиста, страуса и др., и пресмыкающихся - крокодила, и персонажи из родного или чужеземного быта - кузнеца, барабанщика, жреца огона, старика, мусульманского святого, европейского врача и т. д., и даже неодушевленные предметы - строение в несколько этажей, калебасу - тыквенный сосуд и т. п. С каждой маской был связан свой, объясняющий ее происхождение миф, для каждой существовал свой наряд в виде юбок, ожерелий, браслетов, подвесок и т. д., каждая маска исполняла свой особый -- в смысле ритма и жестикуляции - танец. Для каждой маски существовала своя традиция, обязывающая изготовлять ее либо только из резного дерева, либо из плетеных волокон определенных растений. Если Великая маска обновлялась раз в шестьдесят лет, то индивидуальные маски изготовлялись заново для каждого праздника.

Маски участвовали во всех обрядах, которые, по представлениям людей родоплеменного общества, имели жизненно важное значение: в колдовских церемониях вызывания дождя, в обрядах начала посева-посадки и сбора первых плодов нового урожая, в ритуале посвящения подростков в разряд полноправных членов общины (так называемых инициациях), в знахарских манипуляциях, в похоронах и поминках. Среди масок Африки, как и везде, четко выделяется тип зооморфных образов, обычно исполняющих пляски, напоминающие движения данных зверей, птиц. С ними часто связаны мифы. В Африке имеются зооморфные маски реалистического типа. Но большей частью образ животного видоизменен в сочетании с чертами человеческого лица.

Подавляющее большинство масок Африки - воплощение духов предков, поэтому многие личины воспроизводят облик мертвеца. Их выступления непременно входят в похоронный и поминальный ритуал. Маски участвуют в шествиях с телом умершего, они исполняют ритуальную пляску после захоронения; эта пляска обычно служит кульминационным моментом траурной церемонии. Так как у большинства африканских народов похоронный ритуал состоит из нескольких этапов и растягивается на недели и даже месяцы, то роль масок очень велика. Маски погребального культа разнообразны, у масок-мертвецов личины выкрашены белой краской, символизирующей у африканцев смерть, загробное существование.

На похоронах и поминках участвуют и зооморфные маски. Помимо религиозных обрядов маски употреблялись и в быту, при исполнении некоторых обязанностей в родоплеменных обществах . Интересны сообщения о масках-пожарниках. В селениях, расположенных в саванне, особенно в жаркое время года, жители обязаны были тушить огонь в очагах утром, когда все находятся на работах. Особый уполномоченный в маске, обычно легкий на ногу юноша, обегал все селение, чтобы удостовериться, что огонь везде потушен. В случае пожара он бежал на поля и сзывал всех. Наконец, даже гигиеническо - санитарную службу в селении часто также несла особая маска.

Однако в числе масок у народов Африки, как и в других частях мира, существуют и такие, которые имеют чисто развлекательные функции. Это скоморохи, шуты, клоуны, выступающие перед всем народом с плясками и комическими представлениями.

Маски разыгрывают иногда небольшие сценки с несложными сюжетами.

Для масок - участников зрелищ развлекательного характера, как и для ритуальных масок, необходимо помимо внешнего и внутреннее превращение. Но носитель маски второго рода не верит, будто он мистически перевоплощается в создаваемый образ; вместо одержимости происходит творческое преображение.

Маски участвуют и ныне в празднествах тех африканских народов, у которых они возникли исстари.

В историческое время, насколько проникают в глубь веков научные источники, засвидетельствованы различные функции масок: ритуальные, обычно-правовые, развлекательные. Почти у всех народов Тропической Африки, которой ограничивается распространение масок на этом континенте, существовали особые типы масок, открыто выступавших перед всем народом, назначением которых было развлекать, веселить народ.

Представления масок в Тропической Африке положили начало театру.

С развитием светского сценического искусства в Тропической Африке возможно выделение наиболее популярных масок, которые войдут в драматургию и в профессиональный театр.

Практическая работа учащихся: Объяснить методическую последовательность работы над рисунком.

Цветовое окружение - одна из характерных черт климата, влияет и на темперамент человека, так как обилие ярких красок стимулирует эмоции, обостряет чувства. Тут и вступает в силу "память предков", на уровне подсознания выбирается то, что традиционно определяется национальными особенностями.

  • Выполнение эскизов
  • Выкраски гуашевыми красками
  • Покрытие эскиза цветом
  • Работа в листе графическим карандашом
  • Заполнение цветом больших форм
  • Проработка деталей

Подведение итогов: проанализировать выполненную работу учащимися.

Приложение.