Цели:
- познакомить учащихся с правописанием суффиксов;
- отработать умения и навыки правописания слов;
- проверить навыки морфемного разбора;
- продолжить работу над формирование навыков самостоятельной работы с текстом;
- совершенствовать работу по развитию речи.
План урока:
1. | Организационный момент | 1 |
2. | Объяснение нового материала | |
2.1 Ребус | 2 | |
2.2 Определение суффикса | 3 | |
2.3 Запись темы урока | 2 | |
2.4 Лексическое значение | 2 | |
2.5 Работа с теорией | 3 | |
2.6 Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е | 5 | |
2.7 Графическое оформление орфограПрезентация (Приложение1)ы | 2 | |
3. | Тренировочные упражнения. Работа с учебником | |
3.1 Словообразование | 2 | |
3.2 Упр. № 925 | 5 | |
4. | Комплексный анализ текста | 5 |
5. | Закрепление материала. Выборочный диктант | 5 |
6. | Подведение итогов | |
6.1 Рефлексия | 1 | |
7. | Самостоятельная работа | 5 |
Оборудование:
учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 кл.” / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; “Русский язык. Практика. 5 класс” / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др., мультимедийное оборудование, презентация “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”, тест
Оформление доски: запись числа и вида работы
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1)-слайд № 1 - титул
2. Объяснение нового материала
2.1. Ребус
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 2 – ребус
- Посмотрите на рисунки, изображенные на экране. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. Запишите слова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 3-слова
- Проверьте правильность записанных вами слов. Подчеркните первую букву.
Составьте предложение, выбрав одно слово из тех, что отмечены звездочкой.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 4-суффикс. Какое слово получилось? (Суффикс)
- Какие суффиксы вы нашли в словах иголка и слоненок? (-к-, -ёнок-). Разберите эти слова по составу в тетради и у доски (2 чел.)
2.2. Определение суффикса (Беседа по вопросам. Работа с теорией)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 5-определение суффикса
- Давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов)
- Какой раздел науки о языке изучает суффиксы? (Морфемика – раздел науки о языке, изучающий части слова)
- Вспомните, какие суффиксы вы уже знаете? Приведите примеры.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с суффиксами -ЧИК- и -ЩИК-
2.3. Запись темы урока
- Запишите, пожалуйста, в тетрадь тему сегодняшнего урока: “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК- и –ЩИК-”. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 6-тема. Запись в тетради).
- Давайте вместе подумаем чему мы должны научиться сегодня? Что должны знать? Что уметь? (Знать лексическое значение суффиксов, узнать правило выбора согласной в суффиксе, научиться его применять)
2.4. Лексическое значение
- Давайте образуем при помощи суффиксов -ЧИК-, -ЩИК- слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске и в тетради, не забудьте выделить суффиксы.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 7-слова с выделенными суффиксами)
- Человек, который читает доклад. (Докладчик)
- Солдат с пулеметом. (Пулеметчик)
- Человек, который занимается погрузкой. (Грузчик)
- Человек, который что-то разносит. (Разносчик)
- Предатель, перебежавший на другую сторону (Перебежчик)
- Человек, работающий в шахте, забое. (Забойщик)
- Человек, который пилит. (Пильщик)
2.5. Работа с теорией
– Вот какие слова мы образовали: и с буквой Ч, и с буквой Щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
- Откройте учебники теории на стр. 111. Прочитайте первое значение основной группы суффиксов: “суффиксы, образующие существительные со значением лица: - ист, -тель, чик, щик, ник”
2.6. Переход к орфограПрезентация (Приложение1)е
- Получается суффиксы -ЧИК-, -ЩИК- образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
- Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -ЧИК-, -ЩИК- пишется буква Ч, когда -Щ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность?
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) - слайд № 8-звездочка орфограПрезентация (Приложение1)ы)
- Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -ЧИК- (-ЩИК-) после букв Д, Т, З, С, Ж пишется буква Ч; в остальных случаях пишется буква Щ. Опознавательный признак орфограПрезентация (Приложение1)ы – согласной – стечение согласных.
2.7. Графическое оформление Презентация (Приложение1)
- Откроем учебники практики на странице 297, проверим наши догадки и посмотрим как оформляется орфограПрезентация (Приложение1)а “Согласные буквы в суффиксах -ЧИК-, -ЩИК-”
- Попробуйте проанализировать еще раз обозначение орфограПрезентация (Приложение1)ы: какие условия написания суффиксов здесь отражены?
3. Тренировочные упражнения. Работа с учебником
3.1. Словообразование
- Давайте попробуем образовать существительные с помощью суффиксов –ЧИК-, -ЩИК-. Я начинаю слово, а вы продолжаете его, сказав суффикс. Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите орфограПрезентация (Приложение1)ы.
- уголь-ЩИК;
- обман-ЩИК;
- ключ-ЧИК;
- заговор-ЩИК;
- Разберите слово заговорщик по составу. (у доски 1 чел.)
3.2. упр. № 925
- Давайте потренируемся в применении нового правила.
- Прочитаем первое предложение “Бетонщки первыми выполнили работу”. Почему в суффиксе пишется Щ? (Перед суффиксом согласная Н).
- Запишите в тетради второе и третье предложение. Выделите в словах орфограПрезентация (Приложение1)у.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 9-офрография, фонетика)
- Объясните написание удвоенной согласной в словах “рассказчик”, “бесстрашным”)
- В каком слове произношение суффикса не соответствует написанию? (рассказчик - раскащик).
4. Комплексный анализ текста
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 10 – текст
Учащийся читает текст:
Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.
Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, перевозчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы. Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка.
(по К. Паустовскому)
- Определите тему текста (Источники русского языка).
- Выпишите предложение, в котором выражена основная мысль текста (первое). Найдите в нем слова с суффиксами -ЧИК- и –ЩИК- и выделите в них орфограПрезентация (Приложение1)у.
- Объясните постановку тире в этом предложении? (подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.)
- Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики? (однородными)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 11 – проверка текста
5. Закрепление материала. Выборочный диктант
- А теперь давайте немного отдохнем, я прочитаю вам небольшой текст. Обратите свое пристальное внимание на слова с орфограПрезентация (Приложение1)ой “Согласные в суффиксах -ЧИК- и -ЩИК-.
В тот день на стройке произошел скандальчик. Заказчик узнал от своего любимого советчика, что известный халтурщик грузчик Кутяпкин стал зачинщиком и подговорил каменщика и сварщика выкрасть у учетчика ключик, открывающий замочек от волшебного шкафчика.
- А теперь запишите в тетрадь слова, которые вы запомнили в этом тексте.
- Кто какие слова записал? Какую согласную вы написали в суффиксе?
- Многие слова, записанные вами, обозначают профессию. А что такое профессия? Давайте обратимся к этимологическому словарю.
- Сообщение ученицы: “Профессия – заимствованно в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности”.
6. Подведение итогов урока
6.1. Рефлексия
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Запомнилось?
7. Самостоятельная работа
- А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильные согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.
I вариант
1. В каком слове пишется Щ:
1) буфет...ица
2) груз...ик
3) прессов...ик
4) объезд...ик
2. В каком слове пишется Ч:
1) развед...ик
2) пиль...ик
3) камен...ик
4) спор...ик
II вариант
1. В каком слове пишется Щ:
1) перебеж...ик
2) вертолёт...ик
3) рассказ...ица
4) надсмотр...ик
2. В каком слове пишется Ч:
1) компьютер...ик
2) экскаватор...ик
3) автомат...ик
4) обман...ик
- Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с вложенными листами теста. Спасибо за урок.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ1) – слайд № 14. Спасибо за работу!)