Первый урок по теме "Реки"
Цель и задачи:
- сформировать представления о реке и её частях, речной системе;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа;
- развивать умение определять географическое положение объекта (на примере реки);
- показывать реку на географической карте;
- заложить основы знаний о питании реки и её режиме;
Ведущие понятия: река, речная долина, русло, пойма, терраса, исток, устье, речная система, водораздел, режим реки, питание реки, половодье, паводок, межень, горная река, равнинная река, порог, водопад.
Оборудование: учебник географии 6 класс авторы: Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. карта полушарий, физическая карта России, атлас, картины.
Географическая номенклатура:
- реки: Ангара, Терек, Обь, Волга, Лена, Енисей, Амазонка, Нил;
- водопады: Анхель, Ниагарский.
Ход урока
Урок начинается с обсуждения различий между морем и рекой, опираясь на личные впечатления учащихся, их знания из курса "Природоведения", книг и т.д. (СЛАЙД 1)
Учитель: (СЛАЙД 2)
О, Волга!.. колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я?
(Некрасов Н.А.)
Нева всю ночь рвалася к морю:
И спорить стало ей невмочь:
:Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова.
(Пушкин А.С.)
- На сегодняшнем уроке мы изучим тему "Реки"(записали число и тему в тетрадь). Из каких частей она состоит, о речной системе, чем реки будут отличаться от других водных объектов.
- В отличие от морей и океанов, Река - естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении.(записали в тетрадь определение) В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека(канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.
В мире бесчисленное количество рек, которые отличаются друг от друга расположением, течением, красотой.
Работа с картой.
Учитель: давайте откроем физическую карту мира и вместе посмотрим и найдём крупные реки. Скажите, каким цветом выделены реки на картах?
(СЛАЙД 3)
Учитель: Мы с вами нашли и узнали характеристики очень многих рек. Давайте остановимся чуть подробнее на нашей с вами Родине-России.
(СЛАЙД 4 5) Наша страна тоже богата водными ресурсами.
Работа с картой.
(СЛАЙД 6)
Давайте вместе с вами нанесём крупнейшие реки на контурную карту.
Учитель: А теперь мы переходим к изучению строение реки (СЛАЙД 7)
Вы узнали, что у разных рек разные истоки и они отличаются друг от друга. (СЛАЙД 7)
Работа с картой. Отработка навыка показа реки на карте(от истока к устью)
И навыка определения берегов.
Учитель: теперь перейдём к нашему учебнику стр 88. Какой ещё характеристикой обладает река? О чём я не сказала? Найдите и запишите определение.
Дети самостоятельно находят определения: водораздел и бассейн реки, речная система. Пытаются объяснить самостоятельно, учитель помогает.
Работа с картой.
Учитель: найдите на физической карте мира крупнейшие речные бассейны и отметьте их на контурной карте.
Последний этап урока описание географического положения реки Нил по плану на с.94 учебника.
Второй урок по теме "Реки"Учитель: мы продолжаем изучение темы "Реки". Сегодня поговорим о скорости течения, питания и режима рек.
Скорость течения различна в пределах даже одной реки. Самая большая скорость на некоторой глубине, там, где вода не встречает сопротивления воздуха. В тоже время у берегов и придонных толщах воды скорость меньше.
Скорость реки зависит(записываем в тетрадь): от рельефа, поверхности по которой она течёт.(СЛАЙД 9). Различия записываем в тетрадь. Рассказ о порогах и водопадах(СЛАЙД10)
Работа с картой. Учащиеся на карте находят примеры равнинные и горные реки, высокие и знаменитые водопады.
Учитель: Всем рекам необходимо получать питание, так же, как и всем живым организмам для поддержания жизни. Питание рек зависит в первую очередь от их географического положения. (СЛАЙД 11)
Учитель даёт характеристику видов питания, знакомит с режимами рек.
Дополнительно рассказ о значении рек, записать в тетрадь (СЛАЙД 12-13)
Подведение итогов.
Учитель: Ну а теперь, я хочу посмотреть, как вы усвоили эту тему. (СЛАЙД 14-21).
Заключение.
Учитель: Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы знания, приобретённые на этих уроках, вам пригодились в жизни. Вы сможете их применить во время путешествий, походов. Но ещё я хочу пожелать, чтобы вы помнили о том, что реки - наше богатство, которое мы должны беречь и преумножать.