Интегрированный урок математики и окружающего мира по теме "Повторение и закрепление изученного материала"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: интегрированный урок (математика и окружающий мир).

Программа: «Школа России».

Цели урока: закрепить знания таблицы умножения, познакомить с понятием «Солнечная система», познакомить с отличительными признаками Земли от других планет.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепить изученные приёмы умножения; формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их; совершенствовать знания в области геометрии; формировать интерес к процессу познания.
  2. Развивающая: развивать каллиграфический навык письма; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы; развивать мелкую моторику рук; формировать креативность мышления.
  3. Воспитательная: создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях.

Ход урока

В своих мечтах, воплощённых в сказках, легендах, фантастических рассказах, человечество уже давно стремилось в космос, об этом свидетельствуют и многочисленные произведения прошлого. Шло время, проходили тысячелетия, и люди смогли подняться в воздух. Они летали так высоко, как до сих пор летали только птицы. Но и этого вдруг показалось мало, и люди решили покорить космос, подняться к далёким далёким звёздам.

(Слайд 1 Презентации, с музыкой)

– Сегодня мы с вами полетим в космос к далёкой Галактике «Знаний»

– Подскажите, на чём летают в космос?

– Правильно. Но ракету нам ещё нужно построить. Для этого давайте вспомним геометрические фигуры, которые расположены на рисунке. (Слайд 2)

– Укажите прямую.

– Что такое прямая?

– Укажите отрезок.

– Что такое отрезок?

– Укажите луч.

– Что такое луч?

– А если из одной точки провести два луча, какая фигура получится?

(Слайд 3)

– А какие виды углов вы знаете?

– Возьмите счётные палочки и постройте ракету по образцу, на которой мы отправимся путешествовать.

(Слайд 4)

– Сосчитайте палочки, из которых выполнена фигура. Сколько их.

– Сосчитайте треугольники. Сколько их?

– Какие они?

– Сосчитайте квадраты. Сколько их?

– Что такое квадрат?

– Сосчитайте прямоугольники. Сколько и?

– Что такое прямоугольник?

– Вот мы и построили ракету, на которой отправимся в путь.

– Скомандует диктор: «Внимание! Взлёт!»
(Слайд 5)
И наши ракеты уж мчатся вперёд.

Ребята, первый запуск спутника был осуществлён в 1957 году.

Через 4 года в космос полетел Ю.А. Гагарин. В каком году это было?

(Слайд 6)

– Полёт первого в мире космонавта Юрия Гагарина продолжался 108 минут. Сколько это часов и минут?

(Слайд 7)

– Откройте свой бортовой журнал, т.е. тетрадь запишите число, классная работа. На следующей строчке выполните вычисления для полёта:

12, 19 (каждое последующее число увеличено на 7)
87, 84 (каждое последующее число уменьшено на 3)

– Представьте, что мы – учёные. Нам нужно найти ошибки в вычислениях для исследований на планетах. С. 62 №5 (выполняют по рядам)

1 ряд – выделали исследования на планете Меркурий.

(Слайд 8)

На Меркурии сутки в 2 раза больше года. День длится 3 месяца. Температура на поверхности достигает 300 градусов тепла.

2 ряд – а вы проводили исследования на Марсе.

( Слайд 9)

Он укутан лёгкой прозрачной атмосферой. Облаков нет. Цвет - песчаное- красный. Планета холодная.

Температура доходит до – 100 градусов.

3 ряд – проводил исследования на Юпитере.

(Слайд 10)

Планета состоит из одних облаков.

– Что же продолжим наш полёт. Выполним задания, и узнаете, о каких планетах будет идти речь.

– Расшифруйте названия планет, а для этого надо решить примеры.

(Слайды 11-12)

Венера. На этой планете так много облаков, что кажется, вся окутана ватой. Температура достигает 450 градусов. (Слайд 13)

Уран очень похож на Юпитер. Это планеты, которые состоят почти из одних облаков(Слайд 14)

Каждый космонавт – спортсмен. Выполним космические тренировочные упражнения.

Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз хлопок, два хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты ты садись.
– Продолжаем наш полёт
Чтоб космонавтом, моряком
Или лётчиком стать
Надо твёрдо на пять
Математику знать!
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё узнать
Измерить и исчислить.

– Прочитайте задачу на стр.63 2

– О чём говорится в задаче?

– Составьте задачу, обратную данной.

– Сейчас наш космический корабль пролетает мимо планеты Сатурн.

(Слайд 16)

Сатурн – огромный облачный шар, окружённый кольцом. Но кольцо не твёрдое, оно состоит из мелких осколков, которые мчатся вокруг планеты.

– В свободное от исследований время космонавты разгадывают ребусы, кроссворды, решают уравнения. Давайте тоже решим уравнения, пока наша ракета подлетает к следующей планете.

4*4+Х=150+14 (записаны на доске)

Вот мы подлетели к планете Нептун.

Нептун – совершает оборот вокруг солнца за164 года. Сутки длятся 16 часов. (Слайд 17)

(24*6)-х=248

Плутон совершает оборот вокруг солнца за 248 лет. Сутки длиннее наших в 6 раз. (Слайд 18)

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим –
На такую полетим!

– На доске прикреплены таблички с номером планет: Меркурий-2, Венера-5, Марс-6, Юпитер-3, Сатурн-8, Уран-7, Нептун-4, Плутон-9, Земля-1. У каждого на парте лежит ракета с примером. Решив пример, вы находите табличку с её номером и рядышком встаёте. Затем проверяем правильность решения примеров. (А в это время звучит мелодия «Трава у дома»)

– Пора возвращаться домой.

Мы с вами рассмотрели все планеты, кроме самой главной планеты. Какой? (слайд 19)

– Ребята, а чем отличается наша планета Земля от других планет?

Закончить наш урок я хочу стихотворением. (Слайд с музыкой 22)

Ночь пришла и на небе раскинула бусы из звёзд,
И рассыпались звёзды на тысячи вёрст.
Как манят они и зовут за собой,
Что вот ты уж готов идти за звездой.
Они ж миллионы загадок таят,
Сверкают, мерцают, на небо манят.
Вот если б у нас были крылья свои,
Мы тоже бы оторвались от земли.
Летали бы в этой звёздной тиши,
Где нету совсем никого, ни души
И сверху увидели б, дух затая,
Как всё же прекрасна наша ЗЕМЛЯ!!!

Итог урока: Что нового сегодня на уроке вы узнали?

Вы Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.