Авторский дидактический материал по русскому языку для 1–4-х классов, составленный с учетом особенностей детей с ОВЗ по зрению

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ОВЗ, русский язык, 1-4 классы, дидактичекий материал


Презентация. (Приложение 1).

В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. (Приложение 1 - слайд 2)

Интегрируемый ребенок - ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь. Каждый учащийся, независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений, может рассчитывать на оказание необходимой ему поддержки в ходе образовательного процесса.   Важнейшим направлением поддержки детей с нарушениями зрения является работа по охране и развитию зрения, профилактике зрительных нарушений. Этой работе уделяется большое внимание в МОУ ООШ №15 г.о. Новокуйбышевска, педагогом которого я и являюсь. (Приложение 1 - слайд 3)

Обучая детей с ОВЗ, я столкнулась с проблемой отсутствия специального дидактического материала по данной проблеме. Мною разработаны ресурсы по разным предметам всех классов начальной школы для обучения детей с ослабленным зрением. Применение различных видов дидактического материала позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся с ОВЗ и обеспечивающие успешное усвоение учебной программы без ущерба для здоровья. Дидактический материал разный по своей структуре, выполнен с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных средств.

Дидактический материал по русскому языку (УМК "Школа России") содержит следующие разделы (Приложение 1- слайд 4):

1 класс (Приложение 1 - слайд 5). Приложение 2.

  • Деление слов на слоги.
  • Оформление предложений на письме.
  • Прописная буква в именах собственных.

2 класс (Приложение 1 - слайд 6). Приложение 3.

  • Составление предложений по теме.
  • Главные члены предложения.
  • Перенос слов.
  • Разбор слов по составу. Корень слова.
  • Однокоренные слова.
  • Приставки и предлоги.
  • Части речи.
  • Изменение имён существительных по числам.
  • Изменение имён прилагательных по числам.
  • Изменение глаголов по числам.
  • Развитие орфографической зоркости.

3 класс (Приложение 1 - слайд 7). Приложение 4.

  • Главные члены предложения.
  • Разбор слов по составу.
  • Безударные гласные в корне слова.
  • Непроизносимые согласные.
  • Написание приставок и предлогов.
  • Склонение имён существительных.
  • Изменение имён прилагательных по числам и родам.
  • Изменение глаголов по временам.

4 класс (Приложение 1 - слайд 8). Приложение 5.

  • Синтаксический разбор предложений.
  • Прямая речь.
  • Склонение имён существительных.
  • Склонение имён прилагательных.
  • Спряжение глаголов.

Каждый раздел содержит задания как для детей с ОВЗ, так и для обычных школьников.

Результативность:

Успеваемость учащихся с ОВЗ:

Из 25 учащихся класса обучаются интегрировано 5 человек (20 %).

Среди них:

  • отличников - 3 человека (60 %). (Приложение 1 - слайд 9)
  • хорошистов - 1 человек (20 %). (Приложение 1 - слайд 10)
  • призёры городских олимпиад - 2 человека (40 %). (Приложение 1 - слайд 11)

Состояние здоровья учащихся с ОВЗ.

По результатам ежегодного обследования врача-офтальмолога наблюдаются улучшения в состоянии здоровья у всех 5 учащихся (100 %). (Приложение 1 - слайд 12)

По итогам своего исследования я делаю вывод, что разработанный и апробированный мной "Авторский дидактический материал по русскому языку для 1-4 классов, составленный с учётом особенностей детей с ОВЗ по зрению", нашёл своё применение и даёт положительные результаты.