В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. (Приложение 1 - слайд 2)
Интегрируемый ребенок - ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь. Каждый учащийся, независимо от глубины и степени имеющихся у него нарушений, может рассчитывать на оказание необходимой ему поддержки в ходе образовательного процесса. Важнейшим направлением поддержки детей с нарушениями зрения является работа по охране и развитию зрения, профилактике зрительных нарушений. Этой работе уделяется большое внимание в МОУ ООШ №15 г.о. Новокуйбышевска, педагогом которого я и являюсь. (Приложение 1 - слайд 3)
Обучая детей с ОВЗ, я столкнулась с проблемой отсутствия специального дидактического материала по данной проблеме. Мною разработаны ресурсы по разным предметам всех классов начальной школы для обучения детей с ослабленным зрением. Применение различных видов дидактического материала позволяет восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышающие творческую активность учащихся с ОВЗ и обеспечивающие успешное усвоение учебной программы без ущерба для здоровья. Дидактический материал разный по своей структуре, выполнен с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных средств.
Дидактический материал по русскому языку (УМК "Школа России") содержит следующие разделы (Приложение 1- слайд 4):
1 класс (Приложение 1 - слайд 5). Приложение 2.
- Деление слов на слоги.
- Оформление предложений на письме.
- Прописная буква в именах собственных.
2 класс (Приложение 1 - слайд 6). Приложение 3.
- Составление предложений по теме.
- Главные члены предложения.
- Перенос слов.
- Разбор слов по составу. Корень слова.
- Однокоренные слова.
- Приставки и предлоги.
- Части речи.
- Изменение имён существительных по числам.
- Изменение имён прилагательных по числам.
- Изменение глаголов по числам.
- Развитие орфографической зоркости.
3 класс (Приложение 1 - слайд 7). Приложение 4.
- Главные члены предложения.
- Разбор слов по составу.
- Безударные гласные в корне слова.
- Непроизносимые согласные.
- Написание приставок и предлогов.
- Склонение имён существительных.
- Изменение имён прилагательных по числам и родам.
- Изменение глаголов по временам.
4 класс (Приложение 1 - слайд 8). Приложение 5.
- Синтаксический разбор предложений.
- Прямая речь.
- Склонение имён существительных.
- Склонение имён прилагательных.
- Спряжение глаголов.
Каждый раздел содержит задания как для детей с ОВЗ, так и для обычных школьников.
Результативность:
Успеваемость учащихся с ОВЗ:
Из 25 учащихся класса обучаются интегрировано 5 человек (20 %).
Среди них:
- отличников - 3 человека (60 %). (Приложение 1 - слайд 9)
- хорошистов - 1 человек (20 %). (Приложение 1 - слайд 10)
- призёры городских олимпиад - 2 человека (40 %). (Приложение 1 - слайд 11)
Состояние здоровья учащихся с ОВЗ.
По результатам ежегодного обследования врача-офтальмолога наблюдаются улучшения в состоянии здоровья у всех 5 учащихся (100 %). (Приложение 1 - слайд 12)
По итогам своего исследования я делаю вывод, что разработанный и апробированный мной "Авторский дидактический материал по русскому языку для 1-4 классов, составленный с учётом особенностей детей с ОВЗ по зрению", нашёл своё применение и даёт положительные результаты.