Современный человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, медицина предлагает нам самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях. Однако не будем забывать, здоровье – это то, что едим мы и наши дети.
Здоровье и питание детей неразрывно связано. Всё больше число детей отчаянно борются с собственным весом. Многие дети имеют повышенный уровень холестерина, такой, который врачи ожидали бы найти у их располневших родителей. Когда научные исследователи смотрят на состояние детских артерий, то они обнаруживают ранние стадии артериальных повреждений, которые являются первыми признаками того, что у ребёнка случится сердечный приступ.
Правильное, рационально организованное питание детей влияет не только на физическое состояние ребёнка , но и на его нервно – психическое развитие. Здоровое питание также является важным условием хорошей успеваемости ребёнка в школе. Обычно, дети, которые питаются правильно и качественной пищей растут быстро и хорошо учатся в школе. Что входит в состав продуктов, которыми вы кормите ребёнка? Полезны ли они в его возрасте? Каким должен быть режим питания в той или иной ситуации? Включая по телевизору какую – нибудь детскую программу, практически невозможно избежать атаки бесконечной рекламы, пропагандирующей продукты для «лёгкого перекуса».А ведь перед этой продукцией зачастую родители не могут устоять, не говоря уже об их детях. Какой бы завлекательной ни была реклама, в какие бы пёстрые коробочки ни упаковывали товар, не забывайте – питание детей должно быть натуральным!
Пища помогает ребёнку расти. Он растёт с самого рождения до юности. Еда даёт ему необходимую энергию.
Ребёнку необходимы различные виды энергии, которая образуется путём сжигания продуктов питания. Растущему организму ребёнка нужна энергия для жизнедеятельности мозга и нервов.
Продукты питания – это топливо для энергии, энергия ведёт к активной жизнедеятельности и выработке тепла, которое используется нашим телом для функционирования всех органов и систем.
Питание влияет на внешность ребёнка. Здоровый блеск волос первый признак правильного питания, так как волосы на 98 % состоят из белка. Поэтому употребление необходимого количества белков способствует улучшению волос, их вида и роста. Также как и волосы, ногти и кожа требуют употребление витаминов и белков, их состояние- индекатор правильности питания вашего ребёнка.
Подростку, особенно важно давать продукты, обогащенные кальцием. Он помогает сохранить стройную осанку. К группе этих продуктов относятся молочные продукты (особенно сыр и творог), яйца, зерновые.
Какие же продукты необходимо употреблять в питании детям и чем богаты эти продукты?
Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно- зелёные овощи с листьями.
Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.
Цельные зёрна: входят рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа.
Цельные зёрна содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.
Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.
Так как вопрос о правильном питании стоит очень остро, то уже с начальной школы необходимо заниматься этой проблемой. Я в своей работе обратилась к курсу «Разговор о правильном питании», так как главная цель этой программы- сформировать у младших школьников основы рационального питания. Как показала практика, программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Очень часто в начальной школе стали использовать проектную деятельность.
Поэтому и мы, со своими первоклассниками, решили тему «Овощи и фрукты- самые витаминные продукты» провести в виде проекта.
Цели проекта:
- обобщить и расширить знания учащихся об овощах и фруктах; познакомить с их значением для организма.
- повторить значение полезных продуктов.
- воспитывать умения правильно выбирать продукты для здорового питания.
- объединить педагога, родителей и детей в общей творческой работе.
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Название этапа. | Сроки. | Ученик. | Педагог. |
Подготовительный. | ноябрь | Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. | Создание проблемной ситуации. |
Проектировочный. | ноябрь | Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. | Координация работы. |
Практический. | декабрь | Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. | Координация работы. |
Контрольно – корректирующий. | Декабрь- январь. | Самооценка. | Координация работы. |
Заключительный. | январь | Представление (презентация) проекта. | Координация работы. Создание портфолио проекта. |
В ходе работы над проектом мы разделились на группы и каждая группа получила индивидуальное задание:
- 1 группа – собрать загадки об овощах и фруктах
- 2 группа- собрать пословицы и поговорки об овощах и фруктах.
- 3 группа – собрать рецепты, с использованием овощей и фруктов.
- 4 группа- рассказать о пользе овощей и фруктов
И общее творческое задание для всех детей- сочинить сказку или стихотворение об овоще или фрукте.
В ходе практического этапа ребята приносили найденный материал. По мере того, как дети приносили материал они рассказывали или зачитывали его на классном часе. Материал дети искали дома, у соседей, в библиотеке. Всю найденную информацию дети оформляли на отдельных листах, писали, рисовали - собирали портфолио.
На уроке «Разговор о правильном питании» ребята доложили о результатах своей работы. Вот какие работы получились у детей:
1 группа: загадки.
Загадок было очень много и самых разнообразных:
Близнецы на тонкой ветке
Всей лозы родные детки
Гостю каждый в доме рад
Это сладкий …. (виноград)Под землёй живёт семья:
Папа, мама, деток тьма
Копни её немножко
Вмиг появится…. (картошка)
2 группа:
Много народных пословиц и поговорок собрали дети. Вот лишь несколько примеров:
Каждому овощу своё место.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Лук от семи недуг. Лук с чесноком – родные братья.
На каждом овоще и фрукте пословица или поговорка.
3 группа: Сбор рецептов. Своими секретами делились и мамы, и бабушки, и прабабушки.
4 группа: О пользе овощей и фруктов дети перечитали много литературы в энциклопедиях и справочниках.
Творческий этап:
Следующий этап нашей проектной работы был выход вне нашего класса. И мы посетили другие классы начальной школы с акцией: «О пользе овощей и фруктов».
Инсценировка «Спор овощей».
Учитель задаёт вопрос:
- Как вы думаете, какие овощи нужнее человеку? Чтобы ответить на него, предлагается посмотреть инсценировку.
Ведущий: Собирают осенью урожай плодов
Много людям радости
После всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем.
Осень. Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор
Затевают длинный
И серьёзный спор.
Морковь Кто из нас, из овощей
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Осень. Выскочил горошек-
Ну и хвастунишка!
Горошек. Я такой хорошенький.
Зелёненькиё мальчишка.
Если только захочу
Всех горошком угощу!
Осень. От обиды покраснев,
Свёкла проворчала:
Свёкла: Дай сказать хоть слово мне.
Выслушай сначала.
Свёклу можно для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай
Лучше свёклы нету!
Капуста: Ты уж свёкла помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики- плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребята кочерыжкой сладкой.
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
Редиска: Я- румяная редиска.
Поклонюсь вам низко- низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь: Про меня рассказ не длинный:
Кто не любит витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку
Будешь ты, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Учитель: Тут надулся помидор
И промолвил строго..
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж конечно, сок томатный
Витаминов много в нём
Мы его охотно пьём!
Картошка: Я. картошка , так скромна
Слово не сказала..
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажан: Баклажанная икра
Так вкусна, полезна,
Спор давно кончать пора!
Спорить без полезно.
Учитель: Кто поможет нам, ребята,
Разрешить весь этот спор
Тётя Нина, мама Кати
Ведь она же доктор.
Тётя Нина: Ну конечно, это я.
О чём спорите, друзья.
Овощи: Кто из нас, из овощей
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Тётя Нина: Чтоб здоровым сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Приложение 1. Презентация.