Подготовка к ЕГЭ в рамках модульно-рейтинговой системы обучения

Разделы: Физика


Введение.

На протяжении последних пяти лет, мною обучение в старшей ступени школы ведется по модульно-рейтинговой системе, что позволило изменить не только отношение к такому непростому предмету, как физика, но и в определенной мере изменить сам процесс обучения.

Новые цели и ориентиры общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени школы, многообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения.

Одной из наиболее перспективных среди инновационных форм и методов обучения, которые с успехом можно использовать и в вузе, и на старшей ступени школы, является зачетно-модульная или модульно-рейтинговая система обучения.

Основные этапы построения модульно-рейтинговой системы в рамках подготовки к ЕГЭ.

Работа по модульно-рейтинговой системе требует понимания, что этот метод содержит четыре основных этапа:

  1. определение учебных целей – анализ учебного материала и его представления в модульном варианте
  2. анализ и предварительная оценка возможностей учащихся - постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей;
  3. последовательное расположение материала курса по модулям -разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности преподавания и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям учащихся;;
  4. определение критериев оценки результатов, достигнутых учащимися

При разработке модульно-рейтинговой системы в изучении темы «Кинематика» стояла задача не только реализовать базовый уровень обучения, но и привнести возможные способы для освоения профильного уровня. В рамках двухчасового курса физики выполнить подобные задачи не представляется возможным, поэтому для мотивированных учащихся была задействована система дополнительного образования в малых группах (школьный компонент по подготовке к ЕГЭ.)

К достоинствам этого метода относится, в первую очередь, то, что учащийся может сам выбирать для себя объем материала (правда, определенная часть является обязательной). Гибкость такого решения основана на вариативности содержания и уровней сложности учебной деятельности. Модульное обучение предусматривает возможность выбора учащимся наиболее подходящего ему пути организации процесса обучения (например: посещение только уроков по расписанию или также работа в системе дополнительного образования по предмету) и желаемого уровня усвоения учебного материала (А, В или С). Уровень А является базовым и обязательным для всех. Для достижения уровня В или С ученику предлагается комплект способов деятельности, наиболее подходящих его интересам и потребностям ( на уроках дополнительного образования широко используются различные информационные ресурсы). Модульное обучение полностью реализуется дифференцированость обучения по предмету, создается режим психологического комфорта при обучении и в тоже время учащиеся, мотивированные на высокий результат или сдачу ЕГЭ получают необходимые знания.

Модульное построение содержания обучения как средство систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Модуль как базовая единица учебной программы представляет относительно завершенный по содержанию элемент обучения. Продолжительность изучения курса может быть различна – так например тема «Механика» в двухчасовой программе для 10 класса рассчитана на 24 часа учебного времени. В соответствии с данным определением, большие по объему компоненты содержания обучения (курсы, разделы, темы) могут быть разделены на несколько дидактически упорядоченных с точки зрения их целей, содержания, средств и методов единиц программы – модулей.

Раздел «Механики» – «Кинематику» целесообразно разбить на следующие модули:«Равномерное движение», «Равноускоренное прямолинейное движение», «Движение по вертикали. Свободное падение» «Движение по окружности», «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Каждый из этих модулей логично разбивается на малые элементы – проверочные работы, которые в обязательном порядке реализуются на каждом уроке. Перечень проверочных работ по рейтинговой системе обязательно доступен вниманию учащихся, что позволяет более продуманно организовать учебный процесс каждому ученику. Причем последняя работа каждого модуля рассчитана на учащихся мотивированных на успешные знания по данному предмету и на учащихся сдающих ЕГЭ по предмету. Один из возможных вариантов модулей по теме «Кинематика»

Тема: «Кинематика»

«Равномерное движение»

  1. Проверочная работа №1 «Путь, перемещение, проекция вектора перемещения и скорости на оси координат, действие с векторами» (§§ 6-8)
  2. Проверочная работа №2 «Уравнение равномерного прямолинейного движения, графические задачи» ( §§ 9-10)
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Равноускоренное прямолинейное движение»

  1. Проверочная работа №1 «Ускорение и скорость при движении с постоянным ускорением, графические задачи» (§§1316)
  2. Проверочная работа №2 «Уравнение движения с постоянным ускорением» (§§13-16)
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Движение по вертикали. Свободное падение»

  1. Проверочная работа №1 «Уравнения зависимости проекции скорости и координаты при движении в вертикальной плоскости» (§§ 17-18)
  2. Проверочная работа №2 «Решение задач на движение в вертикальной плоскости»
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Движение по окружности»

  1. Проверочная работа №1 «Тестирование по теме движение по окружности» (§§ 19)
  2. Проверочная работа №2 «Решение задач на движение тела по окружности» (§§ 19)
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

«Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

  1. Проверочная работа №1 «Решение задач на движение тела под углом к горизонту»
  2. Проверочная работа №2 «Решение задач на движение тела брошенного горизонтально»
  3. Проверочная работа №3 «Решение задач повышенного уровня»

Цельность, завершенность, полнота и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов, дает полную картину изучаемого материала. Из блоков-модулей, как из кубиков, конструируют учебную программу по предложенной теме.

Каждый ученик может выбрать одну наиболее пригодную организационную схему обучения или комбинировать несколько вариантов, в нашем случае это занятия в рамках школьного расписания и вне их, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств обучения, консультации с более успевающими учениками или педагогом и т.д. Основной целью такой модели построения содержания обучения является организация учебного процесса, позволяющая развивать познавательную самостоятельность, индивидуальные возможности и способности обучаемых.

В каждом модуле для учащихся указаны критерии, отражающие уровень овладения учебным материалом то есть максимальный рейтинговый балл. Данный рейтинговый балл позволяет оценить степень освоения стандарта образования и уровень подготовки к ЕГЭ. Каждый предложенный модуль предполагает при активности на всех учебных занятиях фиксированное количество рейтинговых баллов, которые отражают уровень знаний по теме данного модуля. С целью подтверждения понимания учеником целей обучения проводится устный контроль при проведении семинарских занятий по решению задач данного модуля. При выполнении письменных работ используются как тестовые задания, расчетные задачи так и теоретические опросы по теме.

Рейтинговая система оценки.

В контексте модульного обучения должна будет претерпеть изменения и оценка подготовки обучающихся, в частности, существенно меняется функция текущего контроля. Мною, в частности, используется накопительная системы оценивания. Так как каждый модуль состоит минимум из трех письменных работ. Каждая из работ, согласно количеству выполненных заданий, дает определенный вклад в рейтинговый балл по данному модулю. Дополнительные баллы учащиеся могут получать во время устных ответов на семинарских занятиях, при самостоятельной работе с предложенным ресурсом Интернета или при выполнении индивидуального задания в рамках текущего модуля. Итоговый результат набранных баллов пересчитывается в оценку по пятибалльной системе по данному модулю, а затем и по всей теме учебного материала.

С положением о рейтинге учитель знакомит школьников на первом занятии. В положении перечислены обязательные и дополнительные виды работ, их оценка в баллах.

Рейтинговая сумма баллов формируется по результатам всех видов учебной деятельности и в конечном итоге формирует оценку по данному модулю, а затем по всей теме.

Анализируя результаты успеваемости учащихся за последние годы, с достаточной степенью достоверности, можно утверждать, что модульно-рейтинговая система повышает уровень ответственности при изучении предмета и позволяет улучшить результаты учебного процесса.

Позитивные и негативные стороны использования модульно-рейтинговой системы обучения.

Проведенный анализ позволяет выделить ряд позитивных и негативных сторон использования модульно-рейтинговой системы обучения.

К числу позитивных следует отнести следующие:

  1. Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности.
  2. У школьников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки.
  3. Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний.
  4. Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки.
  5. Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся., повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися.

К негативным аспектам использования модульно-зачетной системы можно отнести следующее: возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов.

Это только самые первые, приблизительные оценки позитивных и негативных аспектов системы. Многое еще предстоит обдумать и проверить в эксперименте, и задача эта интересная и перспективная.

Предлагаю для рассмотрения некоторые и методических материалов, формирующих банк задач разной степени сложности, тестовых заданий и т.д. Примеры рейтинговых работ различной степени сложности

Проверочная работа № 1 «Путь, перемещение, проекция вектора перемещения и скорости на оси координат, действие с векторами»

  1. Какие из перечисленных ниже величин являются векторными:
    а) путь;
    б) перемещение;
    в) скорость?
  2. Стул передвинули сначала на 6 м, а затем еще на 8 м. Величина полного перемещения в этом случае равна:
    а) 2 м;
    б) 14 м;
    в) нельзя сказать.
  3. Тело, брошенное вертикально вверх, достигло наибольшей высоты 10 м и упало на землю. Укажите пройденный телом путь L и перемещение S?
    а) L= 20 S= 10;
    б) L= 10 S= 20;
    в) L= 20 S= 0.
  4. Автомобиль дважды объехал Москву по кольцевой дороге, длиной 109 км. Чему равны пройденный телом путь L и перемещение S?
    а) а0L= 109 S= 0;
    б) L= 218 S= 218;
    в) L= 218 S= 0.
  5. Тело, брошенное горизонтально с башни высотой 6 м, упало на расстоянии 8 м от подножия башни. Величина перемещения тела равна:
    а) 6 м;
    б) 8 м;
    в) 10 м.
  6. Камень, брошенный из окна второго этажа, с высоты 4 м, падает на землю на расстоянии 3 м от стены дома. Чему равен модуль перемещения камня?
    а) 5 м;
    б) 4 м;
    в) 3 м.
  7. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в одном направлении. Направим ось ОХ вдоль шоссе. Проекции скоростей на ось ОХ:
    а) обе положительны;
    б) обе отрицательны;
    в) имеют одинаковые знаки;
    г) имеют разные знаки.
  8. Два автомобиля движутся по прямому шоссе в противоположных направлениях. Направим ось ОХ вдоль шоссе. Проекции скоростей на ось ОХ:
    а) обе положительны;
    б) обе отрицательны;
    в) имеют одинаковые знаки;
    г) имеют разные знаки.
  9. Проекции скорости на оси ОХ и ОУ равны соответственно 0 м/с и 4 м/с При этом угол между вектором скорости и осью ОХ равен:
    а) 30°;
    б) 45°;
    в) 90°;
    г) 135°.
  10. К перекрестку приближается грузовая машина со скоростью V1 =10м/с и легковая машина со скоростью V2= 20 м/с (см. рис.) Какое направление имеет вектор скорости легковой машины V21 в системе отсчета, связанной с грузовиком.

По данной работе можно предложить следующую систему баллов:

№ вопроса  1     2     3     4     5     6     7     8     9     10  
Количество баллов 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3

Количество заданий предполагает не менее двух вариантов. В этой же проверочной работе целесообразно использовать дидактические карточки Склерина Л.И., которые тоже позволяют проводить дифференцированность работы по уровню сложности. Максимально возможный балл в рамках школьного расписания по этой работе составляет 20 баллов. Каждому обучающемуся предоставляется возможность исправить ситуацию в случае неудачно выполненной работы или при необходимости получить больший по объему материал в рамках дополнительных занятий в послеурочное время.

На дополнительных занятиях учителю проще организовать самостоятельную работу учащегося в индивидуальном режиме.

Модуль «Равномерное движение» (повышенный уровень)

  1. Две лодки движутся из одной точки под углом 60° по направлению друг к другу с одинаковой по модулю скоростью относительно берега. Одна лодка переместилась на другой берег по кратчайшему пути, равному 20м. Каково расстояние от второй лодки до берега в этот момент?
  2. Величина скорости течения реки и скорости лодки относительно берега одинаковы и образуют угол 60°. Под каким углом к направлению течения направлена скорость лодки относительно воды?
  3. Лодка переплывает реку шириной 600 м, причем рулевой все время держит курс перпендикулярно берегу. Скорость лодки относительно воды равна 5 м/с, скорость течения реки 3 м/с. Через какое время лодка достигнет противоположного берега?
  4. Материальная точка движется в плоскости равномерно и прямолинейно по закону: X=4+3t Y=3-4t Какова величина скорости тела?
  5. Точка перемещается вдоль оси ОХ так, что ее координата меняется по закону X=6t-0,25t2 Найти ускорение и скорость в момент времени t=2 с, построить график зависимости x(t), S(t) и V(t) , Определить среднюю скорость за первые 30с движения.
  6. Автомобиль прошел первую половину пути со скоростью V0. Вторую половину пути, двигаясь в том же направлении, со скоростью V1 Чему равна средняя скорость данного автомобиля?
  7. Автомобиль прошел первую половину времени со скоростью V0. Вторую половину времени, двигаясь в том же направлении, со скоростью V1 Чему равна средняя скорость данного автомобиля?
  8. Автомобиль прошел первую половину времени со скоростью V0. Оставшуюся часть пути он половину времени двигался со скоростью V1 , а последний участок со скоростью V2. Чему равна средняя скорость данного автомобиля за все время движения?
  9. Два автомобиля движутся с постоянными скоростями V1 и V2 по дорогам, пересекающимся под прямым углом. Когда первый автомобиль достиг перекрестка, второму осталось проехать до этого места расстояние L Спустя какое время t после этого расстояние между автомобилями будет наименьшим? Чему равно это расстояние Smin?
  10. От А к В по реке отправляется лодка со скоростью 3км/ч относительно воды. Навстречу лодке одновременно с ней от В к А отправляется катер со скоростью 10км/ч относительно воды. За время движения лодки от А к В катер успевает дважды пройти туда и обратно и прибывает в В одновременно с лодкой. Какова по величине и направлению скорость течения?

Литература:

  1. Интенсивная подготовка к ЕГЭ 2009 Физика сборник заданий Москва издательство «Эксмо», 2009.
  2. ФИПИ ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся Физика издательство «Интеллект-Центр», 2009.
  3. ФИПИ ЕГЭ универсальные материалы для подготовки учащихся Физика издательство «Интеллект-Центр», 2010.
  4. В.А.Орлов Г.Г. Никифоров «Тематические и итоговые контрольные работы для подготовки к ЕГЭ.» Физика. Москва. Образование, 2006.
  5. Дидиктические тестовые материалы ЛАТ МИКПРО по физике Москва, 1999.
  6. Л.Н. Коршунова «Кинематика» Москва, издательство Контур-М, 2004.
  7. И.М. Гельфгат Л.Э. Генденштейн Л.А. Кирик «1001 задача по физике» издательство «Илекса» «Гимназия», Москва-Харьков, 1997.
  8. В.А. Шевцов Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.