Используемое оборудование и ПО: Программы Microsoft Office Excel 2003, Microsoft Office Power Point 2003, проектор, компьютеры.
Учебно-методические материалы: инструкции (Приложение 1, Приложение 2), презентация (Power Point 2003) (Приложение 3).
План урока:
- Актуализация.
- Повторение.
- Инструктаж по выполнению работы. Рассмотрение примера построения графика функции.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Актуализация.
Раскрыть значимость данного урока в теме, межпредметные связи (с математикой).
II. Повторение.
Перед практической работой необходимо повторить знаки основных арифметических операций, а так же правила записи функций SIN, COS, КОРЕНЬ и аргументов функций (Приложение3 , Слайд 2). Правила записи формул по математическим выражениям.
Знак математической операции | Правила записи в электронных таблицах | Пример |
Деление | / | а/в |
Умножение | * | а*в |
Сложение | + | а+в |
Вычитание | - | а-в |
Квадратный корень | КОРЕНЬ() | КОРЕНЬ (а) |
Синус | Sin() | Sin(a) |
Косинус | Cos() | Cos(a) |
Напомнить учащимся основные ошибки, которые могут возникнуть при заполнении таблиц и способы их устранения .
При использовании формул возможны ошибки, вследствие которых формула вместо нужного результата возвращает соответствующее сообщение (Приложение 3, Слайд 3-4).
Сведения об ошибках
Сообщение об ошибке | Пояснение |
#### | Числовое значение полностью не помещается в ячейке. Для устранения ошибки выполните двойной щелчок на правой границе соответствующего столбца для установки оптимальной ширины, либо установите формат с меньшим количеством знаков после запятой. |
#ИМЯ? | Microsoft Excel не может распознать имя, использованное в формуле. Это может произойти, если используемое в формуле имя было удалено, в формулу включен текст без двойных кавычек или отсутствует двоеточие в ссылке на диапазон ячеек. |
#ДЕЛ/0 | В формуле возникла ситуация деления на нуль. При создании формулы следует позаботиться о том, чтобы в знаменателе не была задана ссылка, на пустую ячейку, содержащую нуль. Возможно, что при копировании данной формулы из другой ячейки в ней неправильно использована относительная ссылка вместо абсолютной. Для устранения ошибки необходимо выполнить двойной щелчок на ячейке с формулой, при этом программа выделит цветом все ячейки, используемые в формуле, найти пустую ячейку, исправить формулу. |
#ЧИСЛО! | Нарушены правила операторов, принятые в математике. |
#Н/Д | Такое сообщение может появиться, если в качестве аргумента задана ссылка, на пустую ячейку, в которой нет данных (см. исправление ошибки в строке #ДЕЛ/0). |
#ПУСТО! | Неверно указано пересечение двух областей: они не имеют общих ячеек. |
#ССЫЛКА! | Указана недопустимая ссылка на ячейку (например, ячейка, на которую ссылается формула, была удалена), (см. исправление ошибки в строке #ДЕЛ/0). |
#ЗНАЧ! | Указан неправильный тип аргумента, например, при использовании текста вместо числового значения. |
III. Инструктаж по выполнению работы.
Для распечатки (Приложение 1)
IV. Практическая работа «Графики сложных функций»
(Для распечатки Приложение 2)
V. Подведение итогов, выставление оценок.
Используемая литература:
- Библиотека журнала «Информатика и образование». Е.Н. Новоселова «Практикум по MS Excel 2000». - Москва: «Образование и Информатика», 2004. -128с.
- Методическое пособие по MS Excel (для студентов заочного отделения).