Урок по информатике "Microsoft Exсel. Построение графиков сложных функций"

Разделы: Информатика


Используемое оборудование и ПО: Программы Microsoft Office Excel 2003, Microsoft Office Power Point 2003, проектор, компьютеры.

Учебно-методические материалы: инструкции (Приложение 1, Приложение 2), презентация (Power Point 2003) (Приложение 3).

План урока:

  1. Актуализация.
  2. Повторение.
  3. Инструктаж по выполнению работы. Рассмотрение примера построения графика функции.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.

Ход урока

I. Актуализация.

Раскрыть значимость данного урока в теме, межпредметные связи (с математикой).

II. Повторение.

Перед практической работой необходимо повторить знаки основных арифметических операций, а так же правила записи функций SIN, COS, КОРЕНЬ и аргументов функций (Приложение3 , Слайд 2). Правила записи формул по математическим выражениям.

Знак математической операции Правила записи в электронных таблицах Пример
Деление / а/в
Умножение * а*в
Сложение + а+в
Вычитание - а-в
Квадратный корень КОРЕНЬ() КОРЕНЬ (а)
Синус Sin() Sin(a)
Косинус Cos() Cos(a)

Напомнить учащимся основные ошибки, которые могут возникнуть при заполнении таблиц и способы их устранения .

При использовании формул возможны ошибки, вследствие которых формула вместо нужного результата возвращает соответствующее сообщение (Приложение 3, Слайд 3-4).

Сведения об ошибках 

Сообщение об ошибке Пояснение
#### Числовое значение полностью не помещается в ячейке. Для устранения ошибки выполните двойной щелчок на правой границе соответствующего столбца для установки оптимальной ширины, либо установите формат с меньшим количеством знаков после запятой.
#ИМЯ? Microsoft Excel не может распознать имя, использованное в формуле. Это может произойти, если используемое в формуле имя было удалено, в формулу включен текст без двойных кавычек или отсутствует двоеточие в ссылке на диапазон ячеек.
#ДЕЛ/0 В формуле возникла ситуация деления на нуль. При создании формулы следует позаботиться о том, чтобы в знаменателе не была задана ссылка, на пустую ячейку, содержащую нуль. Возможно, что при копировании данной формулы из другой ячейки в ней неправильно использована относительная ссылка вместо абсолютной. Для устранения ошибки необходимо выполнить двойной щелчок на ячейке с формулой, при этом программа выделит цветом все ячейки, используемые в формуле, найти пустую ячейку, исправить формулу.
#ЧИСЛО! Нарушены правила операторов, принятые в математике.
#Н/Д Такое сообщение может появиться, если в качестве аргумента задана ссылка, на пустую ячейку, в которой нет данных (см. исправление ошибки в строке #ДЕЛ/0).
#ПУСТО! Неверно указано пересечение двух областей: они не имеют общих ячеек.
#ССЫЛКА! Указана недопустимая ссылка на ячейку (например, ячейка, на которую ссылается формула, была удалена), (см. исправление ошибки в строке #ДЕЛ/0).
#ЗНАЧ! Указан неправильный тип аргумента, например, при использовании текста вместо числового значения.

III. Инструктаж по выполнению работы.

Для распечатки (Приложение 1)

IV. Практическая работа «Графики сложных функций»

(Для распечатки Приложение 2)

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Используемая литература:

  1. Библиотека журнала «Информатика и образование». Е.Н. Новоселова «Практикум по MS Excel 2000». - Москва: «Образование и Информатика», 2004. -128с.
  2. Методическое пособие по MS Excel (для студентов заочного отделения).