Цель урока: в нетрадиционной, занимательной форме повторить основной программный материал, развить познавательную активность и творчество учащихся, их смекалку, наблюдательность и чувство юмора, расширить технический кругозор.
Развивающие задачи: развить и закрепить навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач, развить устную речь учащихся, учить применять знания в новой ситуации; учить грамотно объяснять происходящие физические явления, формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
Задача учителя на уроке: создание условий для проявления активности обучаемых, развития их индивидуальности; развития исследовательской компетентности учащихся; повышения их интереса к предмету.
Организационный момент.
Класс делится на две команды.
Для деления используют разбивку с помощью карточек: первая -физические величины, вторая - единицы измерения.
На доске плакат
Пусть кипит работа,
Сложны соревнования,
Успех решает не судьба,
А ваши знанья!
1-тур.
Вспомните все измерительные приборы, с которыми вы познакомились в курсе физики 7 класса. Для какой величины предназначен каждый прибор.
2-тур: Кто быстрее правильно заполнит таблицу.
Физическая величина | Условное обозначение | Единица измерения | |
Полное название | Краткое обозначение | ||
масса | m | килограмм | кг |
? | |||
Сила(Вес) | |||
Па | |||
Работа | |||
Вт | |||
Е | |||
скорость | |||
% |
3-тур: "Знакомые буквы"
Ваша задача: прослушав пословицы, поговорки, загадки, поставить им в соответствии одну из этих величин.
1. Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь - дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (Ответ: скорость)
2. С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: длина)
3. Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила)
4. Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса)
4-тур: "Рассказ с ошибками"
Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись. "А я уже физику знаю", - хвалится Коля. "И я тоже знаю", - говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться. Коля: "Я знаю, что мельчайшая частица вещества это молекула". Витя: "Подумаешь! Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов". Коля: "А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в телескоп?". Витя: "Конечно! В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?" Коля: "Еще бы не знать! Это каждому известно! А ты слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?"
Витя: "Конечно, слышал! Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема. Газы меняют форму и объем".
Коля: "Постой, постой! По-моему, ты что-то перепутал!" Витя: "Ничего я не перепутал! Я физику как дважды два знаю". Коля: "Ну, тогда ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Только подумай сначала". Витя: "А что тут думать. Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия".
5-тур: "Пословицы".
Необходимо раскрыть физический смысл трех пословиц.
Ложка дегтя бочку меда портит. Отрезанный ломоть к хлебу обратно не приставишь. Как с гуся вода.
6-тур: "Занимательные опыты".
Положите на дно тарелки или блюдца монету и налейте немного воды. Как достать монету, не замочив пальцы? (надо зажечь бумагу, положить на положить на поплавок из пробки, пламя закрыть стаканом. Воздух в нем нагреется , давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся в стакане воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.)
Возьмите два одинаковых по размерам и массе листа бумаги. Один скомкайте. Одновременно опустите оба листа с одной и той ж высоты. Почему скомканный лист падает быстрее , чем не скомканный. (на скомканный лист действует меньшая сила сопротивления со стороны воздуха)
3.Яйцо опустили в стеклянный сосуд, наполовину заполненный жидкостью, оно плавает на поверхности, если воду подливать осторожно по стенкам сосуда, пока сосуд не наполнится, яйцо останется на прежнем уровне (высоте). Когда это возможно? (в начале в сосуд был налит водный раствор поваренной соли, на поверхности которого яйцо плавало. Затем подливали воду плотность которой меньше )
7-тур: "Кроссворд"
(кроссворды составляются самими детьми в ходе изучения темы, данный кроссворд составила ученица 7 класса Зайцева Алёна)
я | и | н | е | л | о | м | и | к | е | л | л | н | т | м |
л | о | а | ф | в | я | р | т | р | в | ш | у | р | е | а |
к | м | о | ю | ф | е | с | е | о | с | к | а | м | и | т |
с | о | н | з | и | ч | к | м | н | к | а | л | а | н | е |
о | в | с | и | з | и | и | е | м | а | х | и | я | и | р |
В данном кроссворде все слова уже стоят на своих местах, вам с помощью вопроса предстоит определить их местоположение в сетке. Слова могут "изгибаться" по вертикали и горизонтали, вверх и вниз, вправо и влево, но не по диагонали. Из оставшихся не зачеркнутых букв составьте ключевое слово.
- Кем введено слово " физика" в русский язык?
- От какого греческого слова образовалось слово" физика"?
- Таяние льда, ветер, гром, падение камня- что это?
- Механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые , световые явления. Как их назвать, одним словом?
- Как называется буква О в греческом алфавите?
- Основная единица длины в системе СИ?
- Кто создал общую теорию электромагнитных явлений?
- Что как правило, имеют измерительные приборы?
- Что обозначают физические понятия?
- Все существующее во Вселенной не зависимо от нашего сознания?
- Как называется буква Х в греческом алфавите?
1. Ломоносов,2. Фюзис,3. Явления, 4. Физические, 5. Омикрон, 6. метр, 7. Максвелл, 8. шкала, 9. термин, 10. Материя, 11. Хи.