Урок математики в 4-м классе на тему "Решение задач. Арифметические действия над числами"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить и проверить знания и умения учащихся в решении задач на движение, умножении и делении многозначных чисел;

Задачи:

  • Закрепить умение решать задачи по формуле нахождения расстояния, скорости, времени, нахождению числа по части, закреплять вычислительные навыки умножения и деления многозначных чисел.
  • Развивать познавательную активность, интерес к изучению Костромского края, умение работать в группах.
  • Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, пропагандировать здоровый образ жизни (активный отдых в своей природной зоне)

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Знакомство.

Приветствие. Мобилизующее начало урока.

Устный счёт.

Задача 1. Протяжённость Костромской области с севера на юг - 270 км. За сколько часов преодолеет это расстояние автомобилист, если будет двигаться со скоростью 90 км/час?

Задача 2. Протяжённость Костромской области с запада на восток - 420 километров. Какова средняя скорость автобуса, если он был в пути 6 часов?

- Какими формулами пользовались?

(Ученик переворачивает карточки).

Костромской край

- Прочитайте запись. Как вы думаете, почему на уроке математики возникли слова "Костромской край?"

(Мы сегодня будем говорить о Костромском крае).

- Давайте проверим работу ребят. Они выполняли задачи самостоятельно.

1. Мотоциклист проехал путь от города Костромы до посёлка Сусанино за 2 часа, двигаясь со скоростью 40км\час. Чему равен путь от города Костромы до посёлка Сусанино? 40* 2=80

2. Автомобиль выехал из города Костромы в город Галич со скоростью 60 км\час и был в пути 3 часа. Чему равен путь от города Костромы до города Галича? 60* 3=180

(Дети читают у доски свои задачи и переворачивают карточки, прикрепляя их к доске. На доске запись - 1944-2009.

-Кто знает, что обозначают эти числа? (1944- год основания Костромской области, а 2009 - год, который идёт сейчас).

Скажите, какой юбилей области готовятся отметить костромичи? (65 лет)

Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (решать задачи)

-Да, сегодня мы с вами закрепляем решение задач, познакомимся с важной функцией леса- здоровьесберегающей и будем заниматься математическими расчётами туристических маршрутов.

- Какие задачи вы ставите перед собой? (Я хочу научиться решать задачи, побольше узнать нового о Костромском крае:.)

- Ваша активная работа на уроке (я надеюсь) будет способствовать дальнейшему развитию интереса к изучению родного края, его богатств, достопримечательностей, его проблем, направлений развития, чтобы стать в будущем активными участниками развития экономики, культуры, общественной жизни области, её рачительными хозяевами. Математические расчёты нужны не только экономистам. Вы принесёте огромную пользу родному краю, если станете хорошими специалистами, врачами, учителями, инженерами, агрономами, водителями и строителями, лесоводами.

Слайд 3.

-Чем богата наша область? (Наша область богата лесами, реками, памятниками архитектуры)

- Основное богатство нашей области - лес. Слайд 4.

-Лес - это строительный материал, топливо, целлюлоза, продукты питания, чистый воздух, здоровье. Фармакологическая промышленность использует много растений леса в приготовлении лекарств (дети рассматривают аптечные коробки сборов лекарственных трав и в списке состава сбора находят названия растений, произрастающих в костромских лесах).

Слайд 5.-Открываем тетради, записываем число, классная работа и решим задачу, с помощью которой мы узнаем, какую площадь занимают леса в нашей области.

Задача на слайде : Площадь территории Костромской области 60200 км?. ? территории области занимают леса. Какую площадь территории Костромской области занимают леса?

Начертим схему. 1 человек идёт за шторку.

60200:4*3=45180 (км?) Ответ: 45180 км?

-Проверяем задачу.

- Назовите правило, которым пользовались при решении задачи. (Чтобы найти часть от числа, выраженного дробью, надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель).

-Поднимите руку, у кого получился такой же ответ.

-Обратите внимание на ответ задачи, какую огромную территорию нашего края занимают леса.

Слайд 6.

- Прочтите информацию на слайде.

Лес - основное богатство нашей области. Ежегодно его заготавливают более 4 400 000 кубических метров. В основном, это ель, сосна, берёза. Встречаются и редкие породы, такие как ольха и осина. Более 3 000 000 кубических метров леса область продаёт не только соседним регионам, но и за границу. От всех видов рубки в бюджет области в 2008 году поступило 805 600 000 рублей. Губернатор Игорь Николаевич Слюняев признал лесопромышленный комплекс бюджетообразующим для Костромской области.

-Как вы понимаете слово "бюджетообразующий"? (приносящий основной, главный доход в кошелёк области)

Физкультминутка слайд 7.

- Встаньте пожалуйста, посмотрите на экран, повторяйте за мной.

-Закройте глаза. Послушайте звуки. Представьте, что вы оказались в лесу , ощутите оздоравливающие ароматы хвойного леса (на каждом столе хвойное масло). (Ароматерапия - запах хвойного леса и фонограмма "Звуки и голоса леса"). (Учитель прикрепляет на магниты к доске число 68.

- Откройте глаза. Что ощутили в воздухе? Что заметили? (На доске появилось число).

- Число, которое увидели - это номер страницы учебника, на которой мы будем работать. Задание № 2(а).

- Прочтите задание. Прочтите задачу. Давайте выберем нужное уравнение и схему. Подумайте, не спешите.

- Обоснуйте свой ответ. Запишите уравнение в тетрадях, выполните его. 1 человек выполнит на закрытой доске.. Проверим. Если согласны - поднимите руку.

- Сегодня создаётся очень много туристических фирм, конкурирующих между собой. Мы будем работать в группах. Представьте себя работающим в одной из бизнес-групп или - туристическом бюро. Выберите главного специалиста в вашей команде. Постарайтесь стать лучшей группой, привлечь интерес к своему маршруту. Я поощрю вас за отличную работу.

Задание группам:

  1. Решить задачу (выполнить расчёт), определить расстояние, время или скорость на указанном маршруте.
  2. Прочитать информацию о достоинствах, достопримечательностях маршрута и подготовить краткий рассказ - рекламу своего маршрута.
  3. Найти на карте Костромской области местонахождение конечного пункта экскурсионно - туристического маршрута, указанного в карточке - задании.
  4. Заинтересовать своим маршрутом слушателей и доказать "Посмотри, как он хорош, край в котором ты живёшь".

Дети работают в группах, учитель оказывает консультативную помощь нуждающимся (опорные схемы, опорные слова).

Слайд 8.

1 группа - В нашей области имеется много оздоровительных центров, где можно не только отдохнуть, но и поправить своё здоровье. Например, в Солигаличе, в лесной зоне, есть санаторий имени Бородина. Этот санаторий знаменит тем, что самые тяжёлые заболевания позвоночника там лечат с помощью торфяных грязей.

От Костромы до Солигалича туристы ехали так: 3 часа до Галича на поезде со скоростью 60 км/час и 2 часа на автобусе со скоростью 40 км/час. Найти расстояние от Костромы до Солигалича.

(дать группам карточки - схемы)

2 группа: Слайд 9.

А в Нерехте, тоже в зелёной зоне, расположен санаторий "Юбилейный", где лечат заболевания органов дыхания и применяют для этого хвойные, травяные и йодобромные ванны.

В 8 часов ура с Костромского железнодорожного вокзала вышла скоростная электричка со скоростью 60 км\час и прибыла в Нерехту в 8часов 45 минут. Найти расстояние от Костромы до Нерехты.

Слайд 10.

3 группа: В пансионате с лечением "Щелыково" могут поправить своё здоровье не только взрослые, но и дети. "Щелыково" располагает замечательными условиями для лечения нервной системы: экологически чистый заповедный регион, великолепная лесопарковая зона, родина Снегурочки. Детей здесь лечат с помощью ароматерапии. (саше)

Автомобилист выехал из Костромы со скоростью 80 километров в час и был в пути 1 час. Затем он продолжил путь с той же скоростью и был в пути 30 минут. Найти расстояние от Костромы до Островского.

Слайд 11.

4 группа: В Красносельском районе на берегу реки Покши среди сосен расположен санаторий имени Ивана Сусанина, в котором лечат заболевания желудочно - кишечного тракта и болезни кожи с помощью местной минеральной воды и лосиного молока, которое поставляют с единственной в мире лосефермы, которая находится в посёлке Сумароково Красносельского района. Лоси там не только живут в естественной (лесной) среде, но и дают полезное молоко.

Пешеход вышел из Костромы со скоростью 5 км/час и был в пути 2 часа. Несколько минут он отдохнул, а затем продолжил путь с той же скоростью и прибыл в санаторий имени Ивана Сусанина через 3 часа после привала. Найти расстояние от Костромы до санатория имени Ивана Сусанина.

Слайд 12.

5 группа: Ежегодно в нашей области заготавливают грибы, чернику, голубику, ежевику, бруснику. Но основное богатство Костромских лесов - это, конечно, клюква. Эти лесные дары поступают не только в магазины нашего города и соседних областей, но и продаются за границу, так как признаны экологически чистыми продуктами.

При средней урожайности на болотах Костромской области ежегодно можно собрать 1300 тонн ягод брусники, голубики - на 1040 тонн меньше, чем брусники, а клюквы - на 200 тонн больше, чем брусники. Сколько тонн клюквы можно собрать на болотах области?

- Я принесла вам клюкву, которую я собирала в лесах Кадыйского района. Угоститесь этой витаминной ягодой: это полезно для того, чтобы активизировать нашу с вами мыслительную деятельность для успешной работы на уроке. (Учитель угощает детей клюквой).

Слайд 13.

6 группа: Недалеко от Костромы, в живописном местечке Следово Судиславского района находится межшкольный биоэкологический центр "Усадьба Следово", памятник культуры, истории и природы, где собраны самые разные виды цветов, кустарников и деревьев. За ними ухаживают школьники. Учащиеся школ города Костромы на базе центра проводят большую исследовательскую работу. Не первый год туда стремятся попасть не только ученики, но все, кому интересна природа родного края. Это новый адрес на туристической карте Костромской области, который обещает немало открытий любителям природы, старины, ценителям прекрасного.

В нашей области начинается тайга (южная её часть). Многие туристы стремятся посетить заповедные места, увидеть своими глазами красоту Костромских лесов. Любители активного отдыха отправляются в путешествие в Макарьевский район. Там недавно проходили всероссийские соревнования по экстремальным видам спорта; или - в Кологривский район, где отдыхающим предложат путешествие на байдарках по реке Унже. Костромские леса всегда привлекают охотников и рыболовов. А в одном из уголков музея-заповедника "Щелыково" мы найдём незамерзающий зимой родник "Голубой ключик". Здесь родилась легенда: родник образовался на месте, где растаяла Снегурочка, и ее трепетное сердце не умерло, а продолжает биться на дне "Голубого ключика". И многие гости нашего края стремятся увидеть это чудо своими глазами! Поэтому, лес может приносить доход в казну нашей области не только от вырубки, но и от туризма, а, кроме того, он выполняет важную здоровьесберегающую функцию.

Два велосипедиста выехали навстречу друг другу. Первый двигался из Следово, второй - из Костромы. Первый ехал со скоростью 12 км\час, а второй - 13 км\час и встретились через час. Найти расстояние между Костромой и усадьбой Следово.

- Все группы выполнили свои задания. Но давайте проверим, верно ли они его решили. Посмотрите по сторонам. Если найдёте в классе число, соответствующее ответу вашей задачи, значит, вы решили правильно.

1 группа называет ответ 260

2 группа называет ответ 45

3 группа называет ответ 120

4 группа называет ответ 25

5 группа называет ответ 1500

6 группа называет ответ 23

Проверка работы. Главный специалист даст оценку работе команды.

(Защита проектов маршрутов, самооценка и оценка работ ребятами).

Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

(Мы узнали много интересной и полезной информации о лесе и его значении в нашей жизни. Мы вспомнили формулы скорости, времени и расстояния, нашли много новых туристических маршрутов и узнали, что деньги можно получать не только от вырубки леса, но и от показа его красоты, отдыха в зелёной зоне).

- Давайте подведём итог нашей поисковой работы: можем ли мы гордиться Костромским краем? Почему? (потому что он не только богат, но и очень красив).

- Кто из вас захотел побывать в этих местах? Встаньте. Слайд 14.

- А что мы с вами можем сделать сейчас, чтобы наш край стал ещё богаче и красивее? (Мы должны знать, как сберечь его богатства, приумножить и увеличить их. А для этого надо хорошо учиться).

- Я надеюсь, что знания, полученные на уроках математики, помогут вам в изучении не только достопримечательностей Костромского края, но и решении его проблем и вы сможете их успешно преодолеть в будущем.

- Я хочу вам подарить эти замечательные дневники. В них есть карта Костромской области. Дома вы соедините красным карандашом областной центр Кострому с тем пунктом назначения, которым работала ваша группа. Подумайте вместе с родителями, а какой свой туристский маршрут вы смогли бы нам порекомендовать. И тоже выделите его красным карандашом. Придумайте и выполните задачу с математическим расчётом этого маршрута.

Дополнительное задание на карточках группам, справившимся раньше других.

Слайд 16.

- Я приготовила для вас задание, которое поможет вам развить логическое мышление. Кто готов его выполнить?

Алик, Боря и Вова собирали в лесу мусор. Кто-то собирал бумагу, кто-то - сухие ветки, кто - то - пластиковые бутылки. Алик собирал не бумагу, Боря собирал не сухие ветки, Вова собирал не бумагу. Что собирал Боря? (бумагу).

- Во многих районах области работают школьные лесничества, в обязанность которых входит не только охрана растений, но и очистка зелёной зоны от мусора. А куда девают мусор? (закапывают).

Слайд 17.

Итог. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Наш замечательный край в этом году отмечает свой 65-летний юбилей. -- Поздравим наш край с юбилеем!

- Если вам на уроке было интересно и вы узнали много нового, то прикрепите к доске красный шар.

-Если на уроке узнали много нового, но было трудно, прикрепите жёлтый шар.

- Если на уроке было скучно и вы не узнали ничего нового, прикрепите синий шар.

Приложение.