Цели:
- углубить знания учащихся о составе и номенклатуре солей.
- рассмотреть классификацию солей по составу,
- познакомить с общими физическими и химическими свойствами.
Оборудование:
Учителю - компьютер с мультипроектором,
Реактивы: нитрат бария, серная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия, пробирки со штативом.
Ученикам (на каждый стол): реактивы железо, сульфат меди, карбонат натрия, 2 пробирки; в штативах по 2 пробирки с различными солями (разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные палочки по 2 шт, 2 стакана с водой.
Инструкционные карты по проведению лабораторного опыта.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Слайд 1
Эпиграфом нашего урока я взяла такие слова: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»
2. Активизация знаний.
Послушайте несколько выдержек из литературных произведений.
Слайд 2
Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты
Слайд 3
Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.
Слайд 4
У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.
Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее.
Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее уксусную кислоту, происходило вспенивание, и каждый я раз восхищался увиденным.
? Как вы считаете, о каких веществах мы сегодня поведем речь
(Записать тему урока и сообщить цель урока)
? Что вы знаете о солях,
? Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение).
А теперь запишите формулы солей, которые нам встретились в рассказах и проанализируем их состав.
Карбонат кальция -CaCO3 – металл + кислотный остаток.
Пищевая сода -NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток.
Малахит -(CuOH)2CO3 – металл + гидроксо группа + кислотный остаток.
Мы подошли с вами к классификации солей. (слайд 5)
Соли имеют большое практическое значение. (слайд 6)
Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физминутку. (слайд 7)
Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.
Рассмотрим физические свойства солей
Слайд 8
Проведем лабораторный опыт.
Определите агрегатное состояние и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради.(Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде)
Слайд 9
Химические свойства
- соль + кислота =др. соль + др. кислота Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)
- соль + щелочь = др. соль + др.основание CuCl2 + NaOH = (Д.О.)
- соль1 + соль2 = соль3 + соль4 CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)
- соль + металл =др.соль + др. металл CuSO4 + Fe = (Л.О.)
Слайд 10
Выводы
Слайд 11
Домашнее задание.
П.21 упр.1 стр 78, п.41 упр.169.