Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современное общество предъявляет человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть "незаменимым". А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Цель представленной работы - систематизировать ряд приёмов и методов, эффективно влияющих на развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках русского языка и литературного чтения для апробации их на практике.

У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития.

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

К 8-9 годам наблюдается всплеск исследовательской активности. Она на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используют различные методы и приёмы:

  • приём образного сравнения (аналогии), когда какой - то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным. Этот приём используется при составлении загадок, поговорок, пословиц;
  • метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы. Автор "мозгового штурма" А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идейведётся в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная и нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму, иногда возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;
  • метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов факторов (признаков, объектов или самих объектов). Например, при изучении речи, ребёнок может сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом он отвечает на вопрос: "Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?" Каждая ячейка матрицы представляет сочетание какого-то члена предложения и какой-то части речи. Ребёнок может придумать предложение с таким сочетанием либо сказать, что такое сочетание невозможно [11].

Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления, то цель предлагаемых упражнений и заданий - развитие детской фантазии, языкового чутья, умения сочинять рассказы, сказки, стихи. Использовать эти задания можно на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах общеобразовательной школы.

Задания располагаются соответственно логике развития способности планирования: сначала по планированию действий с реальными предметами, затем со словами, фразами и, наконец, с текстовым материалом: рассказами, баснями, сказками.

Установление ситуативных связей между предметами.

Составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета - верблюд.

Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету?

Что написано в газете про верблюдов?

Почему читая газету, ты сутулишься, как верблюд?

Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными или смешными.

Можно использовать следующие пары слов: банка - река, ножницы - дорога, линейка - книга, огонь - раковина, карандаш - замок, шляпа - мост.

Установление причинных связей между событиями.

Сможете ли вы отыскать связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясните, как всё происходило.

Например: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофёр самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Попробуй установить связи между этими событиями.

Собака погналась за курицей.

Школьники не могли поехать на экскурсию.

Молоко выкипело.

Самолёт совершил вынужденную посадку.

Представляем последствия событий.

Представь, что ты уменьшился до размеров муравья. Придумай историю о своём чудесном превращении, используя вопросы:

Какое у тебя было любимое занятие?

Чего бы ты опасалась?

Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

  • из крана на кухне полился апельсиновый сок;
  • из тучи, вместо дождя, стал падать изюм;
  • люди придумали бы таблетки от сна.

Используя каждую ситуацию, сочини небольшой рассказ до семи предложений.

Обозначаем словами существенные признаки предмета.

Игра "Определение".

В игру играют группами или всем классом. Детям раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашки, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своём объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть своё слово и жестикулировать руками.

Объяснение образного сравнения.

Придумайте, с чем можно сравнить причёску, одуванчик, снежинку, ласточку, озеро, чащу леса, степь, ветер.

Например: причёска.

Форма: причёска, как взрыв, как грива льва, как барашек.

Прочность: рассыпалась как карточный домик, как песочный кулич, держалась, как из железобетона.

Цвет: как из соломы, как воронье крыло, как мореный дуб.

Красота: как произведение искусства.

Постарайтесь придумать и к остальным объектам как можно больше сравнений [11].

Игра "Вырази мысль другими словами" [4 c.86-92].

Берётся несложная фраза. Например: "Нынешнее лето будет очень жарким". Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, однако, ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Упражнение можно проводить с группой детей. Побеждает тот, у кого больше удачных ответов.

Например:

"К августу, вероятно, реки пересохнут".

"В каникулы, вплоть до сентября, дети смогут купаться и загорать".

Эти высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Так как количество "использованных" слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится всё сложнее.

Можно использовать для составления высказываний следующие фразы:

Нынешнее лето будет очень жарким.

Зима в этом году была очень снежной.

На капусте появилось много вредителей.

Дождь начал лить, как из ведра.

Составление слов.

Образуйте как можно больше слов из букв слова "электростанция" ("школьники", "приключения" и т.п.). Буквы не должны использоваться дважды.

Подбор синонимов.

М. Горький считал, что у слова "хороший" 30 синонимов (слов с таким же значением). Попробуй за 1 минуту назвать как можно больше синонимов слова "хороший".

Составление предложений.

Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв.

Б::.. у::: ж::: б:::.

С::.. о::: н::: с::: __________ __________ __________ __________

Учимся придумывать сказки.

Первый этап - придумать окончание или начало сказки, придумать как можно больше заглавий к сказкам или рассказам.

Второй этап - сочинение сказок по опорам.

Известный итальянский детский писатель Дж. Родари, обучая детей и взрослых сочинять сказки, выделил 20 элементов сказочных историй:

Предписание или запрет.

Нарушение.

Вредительство или недостаток.

Отъезд героя.

Задача.

Встреча с дарителем.

Волшебные дары.

Появление героя.

Сверхъестественные свойства противника.

Борьба.

Победа.

Возвращение.

Прибытие домой.

Ложный герой.

Трудные испытания.

Беда ликвидируется.

Узнавание героя.

Ложный герой изобличается.

Наказание противника.

Свадьба.

Придумай главного героя и сочини про него сказку по элементам. Для укорочения сказки можно выбрать из всех элементов только 6 - 8. Запиши сочинённую сказку.

Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества. Так же он позволяет ребёнку удерживать общую логику рассказа или сказки.

Например: (Кто это был?). Жил - был зайчик. (Как выглядел?) Он был маленький, беленький и очень одинокий. (Куда пошёл?) Решил он найти свою маму. Поскакал мимо елочек на опушку леса. (Кого встретил?) Вдруг видит, навстречу ему какой-то зверь идёт на длинных ногах и с большими рогами и т.п.

Придумай сказку по вопросам: Кто это был? Как выглядел? Куда пошёл? Кого встретил? Что ему сказали? Что он ответил? Что ему сделали? Какова была его реакция? Чем вся история закончилась? Вывод или мораль.

В эту игру можно играть вдвоём: поочереди то один, то другой пишут ответы на вопросы.

Игра "Да - нет".

В игру играют парами или группой.

Ребёнок загадывает какое - либо существительное (предмет), понятие из русского языка, литературы, математики, естествознания и пр.

Другие дети могут задавать ребёнку не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо "да", либо "нет". Цель игры - назвать то существительное, которое было загадано. Необходимо стремиться, чтобы задаваемых вопросов было как можно меньше. Для этого нужно, чтобы вопросы касались существенных, категориальных признаков того класса объектов, к которому принадлежит это понятие.

Оценивание события с разных сторон.

Игра "Хорошо - плохо". Каждое событие оценивать с двух позиций: с хорошей и плохой. Например:

Драка

Хорошо

Плохо

Сумел постоять за себя. Порвал одежду.
Сумел защитить слабого. Опять будут ругать родители.
Показал, кто здесь главный и т.д. Поссорился со своими друзьями.

Постарайтесь найти что-то хорошее в таких, на первый взгляд, неприятных событиях:

- Вылет самолёта задерживается на два часа.

- Твой костюм облили супом.

- Учитель поставил двойку.

- Дома случайно выбросили твою игрушку [11] .

":Дети, вовлечённые определённым образом организованную творческую деятельность, сохраняют интерес к поэзии и высокохудожественной прозе и в подростковом возрасте и позже" [7 с.42].

Процесс стихосложения вызывает у школьников неподдельный интерес. Начинать эту работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок.

Сочинение чистоговорок, как правило, проходит на положительном фоне, со смехом, шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ребёнок ошибётся, ведь это экспромт.

Упражняться в стихосложении можно по заданным рифмам.

Например: ______________ пойду

______________ найду

______________ птичка

______________ синичка

Игра "Я начну, а ты продолжи" предполагает досказывание строчек.

Например: Учитель: Осень золотая в гости к нам пришла :

Ученик: Раскрасила деревья, ненастье принесла.

Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями. Именно в этой работе дети, шаг за шагом, открывают себя, развивают свои эмоциональные творческие способности.

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме. Особенно увлеченно работают ученики над следующими темами сочинений: "Если бы я был волшебником", "Приключение кленового листочка в осеннем лесу", "Представьте, что весна не наступила", "Монолог мухомора" и др.

Можно рассматривать как один из видов сочинения - написание писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: "Письмо президенту", "Письмо другу. Однажды со мной случилось:", "Письмо моей семье", "Письмо моему учителю" и т.д.

Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка - это полдела. Вторая и основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о переживаемом.

Сочинение по картине в начальной школе - одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

В зависимости от речевой подготовки класса можно предложить написать сочинение от имени героя картины.

Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения.

Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки.

Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д..

Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: "У семи нянек дитя без глазу", "Семеро одного не ждут", "Один ум хорошо, а два лучше" и др.

Приём драматизации (инсценирования) формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов, текста.

Составление диафильмов - сложная творческая работа. Поэтому приступать к составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера: подбор титров к картинному готовому плану, рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом рождают творческую смелость, веру в свои силы.

Знакомство детей с творчеством одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека" [3 c.6].

Атмосфера творчества на уроках способствует положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости учеников и учителя.

Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей творческой личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие "творческие способности", очень сложно. Это длительная, целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесёт желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Наиболее подходящей формой для занятий по развитию творческих способностей является проведение специально выделяемых в сетке школьного расписания уроков или факультативных занятий. Достоинствами таких форм занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Благодарен будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребёнка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Ведь особенностью ребёнка младшего школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка божья".

Список используемых источников:

  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с.
  2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003. - 222с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997.
  4. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990 № 6.
  5. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 1994 № 11.
  6. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9.
  7. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992. - 192с.
  8. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5.
  9. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа, 1992 № 11-12.
  10. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос,2000. - 128с.
  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192с.
  12. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. - М.: Росткнига, 2002. - 224 с.