Цель урока: познакомить с историей русского языка; воспитывать любовь к родному языку; формировать бережное отношение к нему.
Ключевые слова: глаголица, кириллица, три стиля русского языка, деградация языка.
Оборудование: электронная презентация (включает иллюстративный материал), выставка книг, словарей, лист учащегося.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вступительное слово учителя:
2007 год было объявлен годом русского языка не случайно. Именно сейчас мы переживаем время упрощения, загрязнения нашей речи.
В истории русского народа сложилась пословица, известная всем: "Встречают по одежке - провожают по уму". Она особенно точно указывает, что в человеке необходимо ценить, прежде всего, интеллект, его мысли. А интеллект выражается при помощи слов.
О вежливости, культуре собеседника мы судим по его речи. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может связать двух слов, нам неинтересны.
Наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может выразить элементарную мысль, не употребив плохих слов. Особенно уродливо звучат бранные слова в устах молодежи.
Употребление скверных слов и выражений следует рассматривать не просто как речевой сор, но и как нарушение норм человеческого общежития.
Знаете ли вы, что в 17 веке по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за бранные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А в 19 веке сквернословов воспринимали не иначе, как безбожников. Летом 2009 года Министерством образования и науки РФ было принято решение, по которому необходимо изменить некоторые устоявшиеся нормы произношения. В обществе разгорелась жаркая полемика, которая ярко отразилась на страницах газет, других СМИ. Например, в газете "Аргументы и факты" помещена большая статья, которая называется "Русский язык терпел и нам велел". Как своевременно звучат слова Ивана Сергеевича Тургенева: " Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!... Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу"!
Сегодня, во время нашего урока, мы совершим заочную экскурсию в Музей русского языка. Каждый из вас во время урока не только побывает в его залах, но и заполнит своеобразный путевой лист. Он лежит у вас на столе, ознакомьтесь с ним, пожалуйста.
Будьте внимательны во время экскурсии, и у вас все получится.
Предоставляю слово экскурсоводам. И мы отправляемся в путь. (Звучит музыка)
III. Экскурсия в музей русского языка.
1 экскурсовод: |
(М.Комиссарова в книге Арсирия "Занимательные материалы." стр.4). |
2 экскурсовод: | Добрый день, дорогие гости, ребята! Мы приветствуем Вас в нашем необычном музее - музее русского языка. Здесь хранится удивительный экспонат, доставшийся нам в наследство, - родной русский язык. |
1 экскурсовод: | Язык - основа основ духовной культуры, то волшебное звено, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений. И мы приглашаем Вас в зал нашего музея "Рождение языка" (слайды) |
2 экскурсовод: | Время, когда не было письменности, называлось доисторическим, потому что люди еще не могли фиксировать свою историю. Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые "расшифровывались". |
1 экскурсовод: | Однажды к могущественному персидскому царю пришел посланник от скифов с дарами. Он принес птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы предположили, что скифы отказываются от сопротивления. (слайды) |
2 экскурсовод: | Но один из советников возразил, сказав, что скифы - гордый и бесстрашный народ, их послание означает совсем другое: "Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, подобно лягушкам? Если нет, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите на нашу землю". |
1 экскурсовод: | Позже предметы сменились картинками, которые сначала трансформировались в иероглифы, затем в буквы. Славяне пользовались и "узелковым письмом". Узелки завязывались на длинной веревке, которая сматывалась в клубок. Это письмо считалось священным, ему обучались языческие жрецы, называемые кудесниками, или волхвами (слайды) |
2 экскурсовод: | Такие "книжки" были недолговечны, потому что клубки могли разматываться, веревки рваться. Но память о предшественнике русского письменного слова сохранилась в некоторых фразеологизмах: узелок на память, бессвязная речь, путаные мысли. |
1 экскурсовод: | И только в 863 году просветители братья Кирилл и Мефодий составили первый славянский алфавит на основе греческого письма. Он назывался глаголицей, в нем было 40 букв, созданных на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника. Азбука просуществовала 300 лет. (слайды) |
2 экскурсовод: | Позже ученики Кирилла и Мефодия создали вторую, главную славянскую азбуку, кириллицу, названную в честь Кирилла. Первые книги были рукописными, поэтому на их создание уходило очень много времени, переписчиками были монахи, которые изо дня в день любовно выписывали каждую буковку. Книги были украшены драгоценными камнями, чеканкой по золоту, поэтому были большой ценностью. (слайды) |
1 экскурсовод: | Книг требовалось все больше, и писцы не справлялись с таким объемом работы. Только в 16 веке создал печатный станок. Позже появились более удобные станки, и письменность постепенно стала такой, какой мы ее знаем. (слайды, колокольный звон.) |
2 экскурсовод: |
|
3 экскурсовод: | Настало время перейти в
следующий зал - "Русский язык в 18 веке". М.В. Ломоносов известен как физик, химик, геолог, художник, астроном, технолог, филолог, поэт, литератор. Такой разносторонностью талантов обладал в прошлом лишь Леонардо да Винчи. Огромное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Он провел реформу русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в 18-19 веках и дошла до наших дней. Велика заслуга ученого в борьбе с засорением русского языка иностранными словами. Гениальный ученый и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и заложил основы русского технического и научного словаря: Земная ось, удельный вес, равновесие сил, кислота. Позже русский язык совершенствовался в произведениях Фонвизина, Державина, Карамзина. (слайды) |
4 экскурсовод: | Следующий зал - "Русский язык в
19 веке". "Языку нашему надобно дать воли, сообразно с его духом", - писал А.С. Пушкин, который очень внимательно относился к народному слову, слову русского фольклора. Восторженное отношение поэта к сказкам, "каждая из которых есть поэма", широко известно. (слайды) |
5 экскурсовод: |
|
4 экскурсовод: |
(слайды) |
5 экскурсовод: |
|
4 экскурсовод: | В развитии современного русского
языка, формировании его норм важную роль сыграла
языковая практика крупнейших писателей 19 -
начала 20 века: Лермонтова, Гоголя, Тургенева,
Толстого, Чехова (слайды)
|
5 экскурсовод: | Одним из крупных событий 19 века в
области русского языка является четырехтомного
Словаря В.И. Даля, в котором собрано более 200 000
слов.
|
6 экскурсовод: | Следующий этап нашей экскурсии -
"Русский язык в 20 веке" 20 век - это век научного подхода к изучению языка. Издаются словари Ожегова, Ушакова, Большой 17-томный Словарь русского языка. (слайды) Ведь именно словари являются отражением развития и обогащения языка и русской культуры. В 20 веке язык пережил не одну реформу. В 1918, 1935, 1956 годах происходили изменения в своде правил, алфавите. С 1914 года издается журнал для учителей "Русский язык в школе". Позже, пропагандируя правильную литературную речь, появляются радио- и телепередачи о русском языке. (слайды) |
7 экскурсовод: | Мы на пороге зала "21 век". Он только начался, а язык уже неоднократно претерпевал различные изменения. Чего стоят иностранные слова, бурным потоком хлынувшие в родной язык - язык СМС, "чатов", "асек":. Кажется, мы совсем забыли, что родной язык - "это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками." Наш соотечественник, известный балкарский поэт Кайсын Кулиев, признавался:
|
8 экскурсовод: | Поэтому мы уже сегодня мы должны
задуматься над тем, что мы оставим в наследство
нашим потомкам. Вряд ли они поблагодарят нас за
язык, на который мы променяли язык Пушкина. Писатели и публицисты неустанно с тревогой говорят о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь и смерть. Язык - это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное. Как все живое на Земле не может смириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. |
7 экскурсовод: | В нашем музее есть еще один зал -
"Русский язык. Век 30-й" (слайды)
|
8 экскурсовод: | Каким буде будущее нашего языка, зависит от каждого из нас! И мы сегодня обращаемся ко всем присутствующим словами классика: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!" Обращайтесь почтительно с этим могущественным "орудием", не засоряйте его неоправданными заимствованиями, жаргонизмами, и тогда мы сохраним эту удивительную жемчужину - наш родной русский язык! |
7 экскурсовод: |
(Сергеев-Ценский) |
IV. Заключительное слово учителя. Итоги урока.
Я благодарю вас, ребята за подготовку и работу на уроке. Надеюсь, экскурсия была полезной и интересной.
Выполняя домашнее задание, письменно ответьте на вопросы:
Каково, по вашему мнению, будущее нашего языка?
Что ты предпринимаешь для сохранения родного языка?
Хочу дать вам несколько советов.
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным
Совет 1: для повышения речевой грамотности больше читайте лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: " Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал".
Совет 2: привыкайте пользоваться словарями! Их в нашем кабинете много, и задачи у них разные (указать на словари и их назначение) Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников!