Цели урока:
- Закрепить основные навыки работы в электронных таблицах;
- Изучить использование различных способов адресации в электронных таблицах;
- Показать приемы использования абсолютной адресации при проведении расчетов.
Оборудование:
- Интерактивная доска или
- Экран и проектор;
Ход урока
1. Актуализация знаний
Ребята, сегодня мы продолжим работу с электронными таблицами – программой Excel. Для того, чтобы более продуктивно поработать на уроке давайте вспомним, что мы уже знаем про электронные таблицы, выполним несколько заданий. Начнем с работы по карточкам.
Работа по карточкам (5 минут)
Карточка 1
Электронная таблица – это ______________программа для _____________ и обработки ___________ данных. Данные располагаются в прямоугольных ____________.
Рабочее поле ЭТ имеет вид сетки, столбцы пронумерованы ___________, а ___________ - цифрами. На пересечении строки и ___________ находится ________. Каждая ячейка имеет _________, например, В4. Каждая ____________ может содержать __________, числа и _____________ Наибольшее распространение получили электронные таблицы Microsoft ___________ |
Карточка 2
Какое значение будет подсчитано в ячейках D1, D2? |
Работа по карточкам ведется в течении 3 минут, затем работы сдаются.
К доске вызывается два человека, которые решали разные карточки, происходит разбор заданий, нахождение верного ответа.
Практическое задание
Давайте теперь сядем за компьютеры и выполним задание на актуализацию практических навыков.
Вспомним как выполняется функция автозаполнения:
- В ячейку А1 введите число 1, скопируйте его на 20 строчек вниз;
- В столбец B введите четные числа от 2 до 40;
- В столбец C введите числа от 3 до 60, которые делятся на три;
- В столбец D введите названия месяцев от января до декабря;
- В ячейку E1 введите текст «Аргентина – Ямайка 5:0», скопируйте текст на 10 ячеек вниз, какой текст находится в ячейке Е8?
Перейдите на лист 2, создайте на нем таблицу умножения чисел от 1 до 10 на 2, затем тот, кто первый выполнит упражнение, сохранит свою работу в сетевую папку.
2. Новый материал
Давайте обратимся к таблице умножения, которую вы только что создавали, я открою из сетевой папки одну из работ. Посмотрите на экран, многие из вас выполнили работу таким же точно образом:
У кого-нибудь есть другое решение? Как можно было еще выполнить это задание? На экране вы увидите другое решение. С какими трудностями вы столкнетесь, если решите выполнить задание другим способом?
При копировании формулы расчет выполнен не верно. Почему это происходит?
Давайте внимательно посмотрим на формулы. Вы можете заметить, что при копировании все формулы изменились. Это, как правило, очень удобно, и помогает при вводе многих формул. Такой вид адресации называется относительным.
Итак, запишите в тетради:
Относительная адресация – вид адресации, при которой адрес ячейки вычисляется относительно ячейки, в которой находится формула. При копировании или перемещении формулы ссылки автоматически меняются в зависимости от нового положения формулы.
Не всегда абсолютная адресация удобна, в нашем примере необходимо, чтобы адрес ячейки В1, не менялся при копировании формулы. Чтобы адрес ячейки не менялся необходимо его зафиксировать, для фиксирования адреса ячейки используется символ $. Измененная формула имеет вид: =A2*$B$1.
Абсолютная адресация – вид адресации, при которой используется фиксированный адрес ячейки. При копировании или перемещении формулы ссылки не изменяются.
Для того, чтобы быстро поставить $, достаточно нажать на клавиатуре клавишу F4. Если нажать F4 несколько раз можно увидеть, что адрес ячейки меняется (=A2*B$1, =A2*$B1). Если в формуле зафиксирован только номер строки или столбца, такая адресация называется смешанной.
3. Выполнение практической работы
Задание 1.
Постройте на компьютеры таблицу умножение чисел от 1 до 10 на числа до 10.
Задание 2.
Подумайте, как изменить формулу, чтобы можно было копировать формулу не только по строкам, но и целым столбцом.
Ответ: формула имеет вид =$A2*B$1, она копируется вниз на 9 строк, а затем влево (при выделенном первом столбце) на 9 столбцов
Задание 3.
Откройте документ абсолютная адресация.xls. <приложение 1.>
Структура документа еще раз нам напоминает о том, что документ электронной таблицы называется книга, он состоит из двух страниц, на каждой из которых находится задание. Выберете одно из них и выполните расчеты, используя абсолютную адресацию и копируя формулы.
4. Подведение итогов
Итак, сегодня мы познакомились с видами адресации в электронных таблицах. Если необходимо, чтобы адрес ячейки не менялся при копировании формулы необходимо его зафиксировать с помощью символа $. Часто в формулах используется смешанный вид адресации. Я предлагаю выполнить домашние задание, поработав со смешанной адресацией, выполнив задание по карточке.
Написать формулу и значение, полученное в результате вычисления по этой формуле, если исходная формула скопирована: А) Из ячейки D2 в ячейку D3 |