(Основы языка изображения - 6 класс)
Цель: создавать условия для формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству чрез освоение знаний о его видах, развитие художественно-творческих способностей учащихся и воспитание культуры восприятия произведений живописи, графики и скульптуры.
Задачи:
- Создавать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);
- Расширять художественный кругозор учащихся, формировать активного зрителя;
- Способствовать формированию нравственных качеств личности, уважительного отношения к мнению одноклассников и их работам.
- Стимулирование положительной мотивации в изучении изобразительного искусства.
Методическое оснащение занятия:
Материально-техническая база:
- компьютер;
- экран;
- проектор.
Дидактическое обеспечение:
- рисунки;
- карточки-задания для групп;
- памятка с критериями оценки проектов;
- слайды работ художников и скульпторов;
- образцы работ учащихся;
- слайды работ учащихся;
- музыкальные фрагменты.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проектный;
- репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая;
- фронтальная;
- индивидуальная;
Тип занятия:
- урок обобщения знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент
|
Приветствие учащихся и приглашение войти в «Виртуальный художественный салон». |
Вход в кабинет под сопровождение музыки и показа слайда №1 «Художественный салон» Размещение по группам. |
Постановка целей и задач урока |
- А что такое художественный салон? Каждого из нас объединяет сегодня одна цель: мы посетим виртуальный, художественный салон, где нас ждет две увлекательные выставки; встречи с мастерами искусства и их произведениями и выставка работ учащихся нашего класса. В течение четверти мы знакомились образным языком скульптуры, живописи и графики, старались применить эти знания в своих работах. И как завершение нашей работы - эта выставка. Работать предстоит в группах. |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. Принятие цели. |
Установка на работу в группах |
Когда-то во второй половине XIX века группа молодых и талантливых художников организовала передвижную выставку своих работ, желая не только творить свободно, но и иметь возможность показать свое творчество широкой публике. Общество художников работало, руководствуясь уставом. Правила нашей работы закреплены уставом работы художников класса. |
Зрительное восприятие слайда №2 «Устав работы художников» Восприятие.
|
Практическая работа. |
Чтобы посетить выставку, необходимо приобрести билет. Для этого мастерам живописи, графики и скульптуры предстоит наработать в группах материал, ответив на вопросы слайда; группе реставраторов и экспертам-искусствоведам задание в конвертах.
|
Группы мастеров живописи, графики и скульптуры Восприятие задания (слайд №3):
Высказывают свое мнение, дополняют, готовят выступающего. Группа реставраторов Перед вами две репродукции картин художника Исаака Левитана – «Март» и «Золотая осень». Но, к сожалению, они требуют реставрации (т. е. восстановления). Восстановите репродукции картин и ответьте на вопросы: а) К какому виду искусства относятся эти картины? б) Какие знания о цвете помогают восстановить работы? в) Чем отличаются краски осени и весны? г) Что объединяет эти картины? Искусствоведы-эксперты а) Подготовить для каждой группы вопрос по теме «Виды изобразительного искусства». б) Внимательно следить за ответами групп. в) Дать оценку работе мастерских с учетом особенностей вида искусств, который они представляют. Наработанный материал группы представляют на суд искусствоведов, отвечают на предложенный вопрос. Ответное слово искусствоведов. |
Презентация проектов учащихся |
Итак, мы можем посетить художественный салон. И первый зал «Шедевры мировой славы» распахнул перед нами двери. Здесь нас ждет встреча с мастерами живописи и их творениями.(слайд №4) Наши искусствоведы станут на некоторое время экскурсоводами и познакомят нас с ними. А зрители (группы) постараются запомнить как можно больше, чтобы потом ответить на вопросы слайда (Показ слайда с вопросами о живописи)
|
Презентация проектов(живопись) Искусствовед № 1 Искусствовед № 2 Искусствовед № 3 Восприятие, осмысление, ответы. |
Следующий зал распахивает перед нами свои двери, нас ждет встреча с великолепным мастером графики. (Показ слайда с вопросами о графике) Восприятие, осмысление, ответ.
Почему художник называл графику народным искусством? |
Презентация проектов (графика) Искусствовед № 4 Восприятие, осмысление, ответы. |
|
|
Следующий зал встречает нас и приглашает
Какие материалы использовал мастер для своих скульптур? |
Презентация проектов (Скульптура) Искусствовед № 5 Восприятие, осмысление, ответы. |
Оценочный этап |
Оцените проекты наших искусствоведов |
Оценивание проектов (используют критерии оценивания проектов) |
Итоговая творческая выставка детских работ |
Выставочный зал «Юный художник» Вот мы и подошли к залу «Юный художник» и теперь у нас появилась возможность посмотреть и на свои произведения. Увидеть свое творчество и творчество товарищей. ( Идет слайд-шоу с музыкальным сопровождением.) |
Восприятие. |
Рефлексия |
Какие знания помогли вам в создании своих работ? Что вам удалось сделать? Если то, что вы бы хотели изменить? |
Идут рассказы ребят о своих работах. Встречные вопросы задают ребята. |
Итог урока. |
Поделитесь своими впечатлениями о выставке. Как знания, полученные на предыдущих уроках, помогли вам сегодня? Ребята, а почему искусство, по мнению графика Фаворского, существует неотделимо от жизни? Вы бы хотели, что бы выставку ваших работ увидели родители, другие ребята, общественность? И почему? Что ценного дал вам урок? |
Учащиеся делятся впечатлениями о выставке, уроке в целом. |