Цель урока: расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению, воспитывать у учащихся любовь к птицам и бережное отношение.
Оборудование: Чучела птиц, рисунки и фотографии с изображениями книг о птицах
Ход урока
I. Организационный момент
II. Активизация опорных знаний
1) Тест
1. К экологическим группам по месту обитания относят:
А – насекомоядных птиц;
Б – лесных птиц;
В – хищных птиц;
Г – водоплавающих птиц.
2. К летающим птицам относят:
А – журавля;
Б – страус;
В – сову;
Г – пингвина.
3. Плавающие, но нелетающие птицы – это:
А – чайки;
Б – пингвины;
В – сова;
Г – утки.
4. Воробьинообразными являются:
А – городская ласточка;
Б – черный стриж;
В – певчий дрозд;
Г – серая ворона.
5. Ночные хищные птицы имеют:
А – хищный клюв, загнутый крючком;
Б – великолепный слух и острое зрение;
В – слабооперенную переднюю часть головы и шеи;
Г – мягкое и рыхлое оперение.
Ответы: 1 – Б, Г; 2 – А, В; 3 – Б; 4 – А, В, Г; 5 – А, Б, Г.
2) Фронтальный опрос
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
- Какие птицы прилетают к нам раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки)
- Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)
- Зачем скворцы и галки садятся на коров, овец, лошадей? (Выбирают из них шерсти насекомых)
- Крик какой птицы напоминает кошачий? (Иволги)
- Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Всегда одинаковая)
III. Изучение нового материала
Роль птиц в природе и жизни человека.
Птицы многообразны как в видовом отношении, так и по общей численности, поэтому их роль в биогеоценозах существенна.
- Ребята, какое значение имеют птицы в жизни растений?
Учащиеся отвечают на вопрос, прослушивается.
Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.
Растительноядные птицы влияют на регуляцию роста и развития растении; некоторые птицы (например колибри) участвует в опылении цветковых растений; некоторые птицы содействуют в распространении плодов и семян, а и расселения растений.
- Ребята, хищные птицы в природе какую роль играют? (учащиеся отвечают)
Учитель. Да, ребята, хищные птицы имеют большое значение. Хищные птицы в природе играют роль в санитарном значении – истребляют больных и ослабленных животных, предотвращает распространения заразных заболеваний среди других животных и людей. Например, совы играют роль в регуляции численности мышевидных грызунов.
(Затем учитель переходит к вопросу о роли птиц в жизни и деятельности человека).
- Ребята, какова роль птиц в жизни и деятельности человека?
- Да, ребята, насекомоядные и хищные птицы имеют большое значение в ограничении численности насекомых – вредителей и мышевидных грызунов. Птицы играют роль в реализации биологического способа защиты культурных растений от насекомых – вредителей.
- Среди птиц есть такие отряды Куриные и Гусеобразные имеют промысловое значение. Из них получают мясо, яиц, пуха, жир. Птичий помет органическое удобрение.
В жизни человека птицы играют эстетическое значение. Птицы играют роль в развитии истории культуры: художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. Птиц используют как лабораторных животных. Одних птиц используют в научных экспериментах, других – в бионических исследованиях как живые модели для создания более совершенных технических систем.
Поэтому птиц надо охранять и принять меры их охраны: установление запретов на отлов и использование птиц; охрана среды обитания, условий размножения, путей миграций.
В России есть орнитологические заповедники: Кандалаксиский (побережье Белого моря), Астраханский, Кызыл-Агачский (на Каспии).
- Ребята, еще какие меры по охране птиц вам известны?
(Это заготовка для них корма, изготовление и установка зимних кормушек, развешивание гнездовий)
Чтобы лучше усвоили значение птиц в природе и жизни человека предлагаю учащимся заполнить таблицу:
Значение птиц | |
в природе | для человека |
1. Ограничивают рост сорных растений | 1. Промысловые и домашние птицы являются источником мяса, яиц, пуха, пера |
2. Содействуют опылению цветковых | 2. Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства |
3. Способствуют распространению плодов и семян | 3. Птичий помет – ценное органическое удобрение |
4. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов) | 4. Эстетическое и научное значение |
5. Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих) |
IV. Закрепление изученного
1. Вопросы:
- Какое значение птицы имеют в жизни растений?
- Как птицы влияют на численность других животных?
- Какова роль насекомоядных птиц в природе и жизни человека?
- Какие промысловые птицы вам известны?
2. Мини – викторина.
- Какая наука изучает птиц? (Орнитология)
- Какова температура тела птиц? (400 – 420°С)
- Какому литератору однажды сказали, намекая на его фамилию: «Если вы и птица, то небесная!» (Н.В. Гоголю)
- Люди верили, что крик этой птицы способен разогнать любую нечисть. (Петух)
- Эту одну из самых красивых лесных птиц зовут и лесной кошкой, и лесной флейтой. (Иволга)
- Есть ли своя песня у скворца? (Нет, он подражает другим)
- Какая птица во время опасности увозит птенцов на своей спине? (Чомга)
- Дышит ли птенец в яйце? (Да)
- Так называли на Руси и злобную старуху, и ни в чем не повинную ворону. (Карга)
- Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
Задание на дом: § 30 прочитать, составить кроссворд о значении птиц.