Цели:
- способствовать формированию у учащихся умения решать задачи с помощью уравнений, то есть умения выбирать величину, которую будем считать неизвестной, умения выражать величины через переменные;
- повторить правописание корня -равн- -ровн-;
- способствовать развитию речи учащихся, умению выражать свои мысли ясно, лаконично;
- совершенствовать умения анализировать, сравнивать, доказывать, опровергать;
- формировать у учащихся гуманное отношение друг к другу.
Оборудование:
- цитата на доске: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе». (С.В. Ковалевская);
- плакат с высказываниями о математике (Приложение 4);
- раздаточный материал на цветной бумаге:
Приложение 1 (розовая),
Приложение 2 (желтая),
Приложение 3 (белый лист),
Приложение 5 (тест, задачи из журналов «Математика в школе»),
Приложение 6 (задача №2 на голубой бумаге); - магнитофон, диск с записью песни «Чему учат в школе».
Ход урока
Звучит музыка.
Учитель русского языка.
В школе учат всему:
И математике
И русскому языку.
Учитель математики. Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок - урок алгебры и русского языка. На уроке вы будете не только решать задачи с помощью уравнений, но и применять правила русского языка, для того чтобы грамотно вести записи при решении задач.
Учитель русского языка. Запишите тему урока, вставив пропущенные буквы.
Р..шение задач(?) с помощью ур..внений.
Задание. Объясните орфограммы: решение, задач , уравнение.
Почему в слове уравнение пишется – а? (Ответ: равный)
Подберите синонимы к слову равный (одинаковый).
Этот корень с чередованием – -равн-/-ровн-. Подберите синоним к слову ровный (прямой).
Подберите и запишите по 2 слова с корнем -равн-/-ровн-.
Учитель математики. На доске записаны уравнения:
- х+3х=44;
- х+(х+20)+(х+30)=200.
По данным уравнениям составьте устно задачи.
Молодцы…
А сейчас мы решим задачу, которую составил ваш одноклассник Ховрах В. Приложение 1
Но прежде чем приступить к решению, прочитайте памятку решающему задачу. Приложение 2
Беседа.
- О каких объектах идет речь в задаче?
- Условие и вопрос задачи.
- Каковы известные и неизвестные величины?
- Какую величину удобно выбрать за Х?
Ученики составляют уравнение и решают задачу. Задача проверена. На доске записано все решение и учитель обращает внимание на последние строки х=9.
Ответ: 9 машин было на первом этаже, 27 машин было на втором этаже.
Учитель русского языка. Задание. Запишите словами: х=9. (Икс равен девяти).
Найдите сказуемое, выделите окончание. Почему окончание нулевое?
Задание. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения в ответе задачи.
Физкультминутка. Вспомним и повторим корни с чередованием. Я называю слово, а вы показывайте: "о" – руки вверх, "а" – в сторону.
Кто неправильно покажет,
Тот нам правило расскажет.Касательная, пригореть, расположиться, равновеликий, выращенный, равны, подровнять, слагаемые, загар, уровень, росток, коснуться, приравнять, излагать, равнобедренный.
Молодцы!
Учитель математики. Возьмите белый лист с задачей (Приложение 3, задача записана крупными буквами на листе формата А4).
Прочитайте задачу. Что необычного в этой задаче? ( Слова в ней с орфографическими ошибками).
Учитель русского языка. (Работа в парах). Отредактируйте текст задачи и объясните орфограммы.
Учитель математики. Давайте решим задачу. Самостоятельно запишите условие задачи, составьте уравнение и решите его (один из учеников представляет свое решение у доски).
Учитель русского языка. На доске висит плакат с высказываниями о математике известных людей. (Приложение 4). (Они зачитываются).
Дома у вас было задание написать сочинение-миниатюру на одно из высказываний. (Зачитывается несколько сочинений).
Учитель математики: Сегодня на уроке вы успешно справились с заданиями. Что полезного, важного, нового вы узнали на уроке?
(Один из ответов ученика: «Я понял, что предметы алгебра и русский язык связаны между собой. На уроках алгебры я учусь логически мыслить, а это пригодится мне также на уроках русского языка при разборе предложения, при изучении орфограмм, при составлении текстов).
Дополнительные задания. Приложение 5, Приложение 6.