Пояснительная записка
Социальное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Когда ребенок становится подростком, у него появляются желания проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие проблемы. И, естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться с ребятами достаточно нелегко, нужно ли ему иметь свою точку зрения, необходимо ли прислушиваться к мнению других и т. д. Именно в общении дети усваивают нравственные нормы, типичные для общества и конкретной социальной среды. Именно здесь формируются и их поведенческие навыки.
Предполагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Данный курс помогает наладить межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.
В педагогической проблеме, исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории воспитания личности, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания форм, методов нравственного воспитания.
Анализ педагогической литературы показывает, что проблема недостаточно проработана для детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому возникла идея создания программы по социальному воспитанию учащихся названной категории.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих овладение подростками с интеллектуальной недостаточностью способами межличностного взаимодействия.
Задачи:
- формировать у учащихся способы адекватного взаимодействия друг с другом;
- дать знания о нравственных эталонах поведения;
- развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы;
- воспитывать интерес к окружающим сверстникам.
- воспитывать культуру коммуникации.
Основные направления программы.
Программа состоит из 4 разделов
- Нравственное сознание человека.
- Межличностные отношения.
- Дружба как форма социальных отношений.
- Проблема морального выбора.
Методы и формы работы:
- беседа;
- ролевая игра;
- ситуативные игры;
- тренинги межличностной коммуникации;
- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.д.)
Ожидаемые результаты
Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
- формировать у учащихся способы адекватного взаимодействия друг с другом | - наличие адекватного взаимодействия- умение общаться в коллективе | - стремление к познанию, уважительное отношение к учебе | - педагогическое наблюдение - диагностика самоотношения Столина, Полентелеева |
- дать знания о нравственных эталонах поведения | - достаточный уровень сформированности нравственных качеств | - дисциплинированность - трудолюбие - доброта, отзывчивость - честность, правдивость |
- педагогическое наблюдение-диагностика М.И. Шиловой |
- развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы | - правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения | - наличие реальных позитивных жизненных целей | - педагогическое наблюдение - индивидуальное собеседования |
- воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам | - уверенность в своих силах, доброжелательность, умение сотрудничать | - умение слушать и слышать собеседника | - педагогическое наблюдение - индивидуальные собеседования |
Воспитывать культуру коммуникации | - эффективно общаться-конструктивно разрешать ситуации | -уровень социализированности личности ребенка | - методика изучения социализированности личности учащихся М.Н. Рожкова |
Общая структура занятия включает следующие разделы
1. Организационный момент.
Приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия.
Разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка может проводиться и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость изменить эмоциональное состояние участников.
2. Основная часть.
Основная часть – представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.
3. Заключительная часть.
Рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что показалось самым важным, полезным и т.д.).
Программа рассчитана на занятия с детьми 14-16 лет в течение одного года. Занятия будут проходить 1 раз в неделю по 35-40 минут в классном кабинете, в комнате отдыха, на улице, в актовом и спортивном зале.
Для успешного проведения занятий необходимо участие психолога, социального педагога.
Тематический план
N | Содержание разделов и тем | теория | практика | всего часов |
1 | Нравственное сознание человека | 4 часа | 1 час | 5 часов |
1.1 | Понятие « Добро и зло», «Милосердие и гуманность». | 70% | 30% | 1 |
1.2 | Долг – важнейшее качество человека. | 70% | 30% | 1 |
1.3 | Совесть – чувство ответственности перед самим собой. | 100% | 1 | |
1.4 | Честь и достоинство. | 100% | 1 | |
1.5 | Я в мире людей или живи в согласии с другими. | 100% | 1 | |
2. | Межличностные отношения. | 2,5 часа | 1,5 часа | 4 часа |
2.1 | Понятия общения, межличностного отношения. | 70% | 30% | 1 |
2.2 | Виды и формы межличностных отношений. Необходимость межличностных отношений. | 70% | 30% | 1 |
2.3 | Общение в моей жизни. | 70% | 30% | 1 |
2.4 | Общение и уважение. | 100% | 1 | |
3. | Дружба как форма социальных отношений. | 2,5 часа | 0,5 часа | 3 часа |
3.1 | Понятие дружба, бескорыстие, преданность, честность. | 100% | 1 | |
3.2 | Если хочешь иметь друга, научись дружить. | 70% | 30% | 1 |
3.3 | Что значит старый друг лучше новых двух. | 100% | 1 | |
4. | Проблема морального выбора. | 3 часа | 1 час | 4 часа |
4.1 | Этапы и особенности морального выбора. | 100% | 1 | |
4.2 | Понятия конфликт, конфликтная ситуация. | 70% | 30% | 1 |
4.3 | Конфликт – неизбежность или… | 100% | 1 | |
4.4 | Пути выхода из конфликта. | 70% | 30% | 1 |
Всего часов | 12 часов | 4 часа | 16 часов |
Содержание программы
1. Раздел: «Нравственное сознание человека».
Теория: Понятия добро, зло, милосердие и гуманность, ознакомление с понятием долг, совесть, вина, стыд. Понятия честь и достоинство.
Практика: Упражнения «Клубочек», «Доброе животное», «Доверие».
2. Раздел: «Межличностные отношения».
Теория: Объяснения понятий «общение», содержание общения, функции и виды общения. Общение и уважение.
Практика: Тест-игра: «С тобой приятно общаться», упражнение «Я рад общаться с тобой», тренинг «Способы общения».
3. Раздел: «Дружба как форма нравственных отношений».
Теория: Понятия дружба, бескорыстие, преданность, честность, верность.
Практика: Упражнение «Закончи предложение», «Ищу друга», тест «Хороший ли ты друг?», тренинговые упражнения «Дружеское рукопожатие», «Улыбнись соседу».
4. Раздел: «Проблема морального выбора».
Теория: Понятия мораль, конфликт, конфликтная ситуация. Пути выхода из конфликта.
Практика: Игра «Толкалки без слов», Ситуация», упражнение «Шаг навстречу», тренинг «Ручеек жизни».