Культура взаимоотношения подростков с особыми образовательными потребностями (для работы с учащимися 14–16 лет)

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка 

Социальное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Когда ребенок становится подростком, у него появляются желания проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие проблемы. И, естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться с ребятами достаточно нелегко, нужно ли ему иметь свою точку зрения, необходимо ли прислушиваться к мнению других и т. д. Именно в общении дети усваивают нравственные нормы, типичные для общества и конкретной социальной среды. Именно здесь формируются и их поведенческие навыки.

Предполагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Данный курс помогает наладить межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

В педагогической проблеме, исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории воспитания личности, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания форм, методов нравственного воспитания.

Анализ педагогической литературы показывает, что проблема недостаточно проработана для детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому возникла идея создания программы по социальному воспитанию учащихся названной категории.

Цель программы: создание условий, обеспечивающих овладение подростками с интеллектуальной недостаточностью способами межличностного взаимодействия.

Задачи:

  • формировать у учащихся способы адекватного взаимодействия друг с другом;
  • дать знания о нравственных эталонах поведения;
  • развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы;
  • воспитывать интерес к окружающим сверстникам.
  • воспитывать культуру коммуникации.

Основные направления программы.

Программа состоит из 4 разделов

  1. Нравственное сознание человека.
  2. Межличностные отношения.
  3. Дружба как форма социальных отношений.
  4. Проблема морального выбора.

Методы и формы работы:

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • ситуативные игры;
  • тренинги межличностной коммуникации;
  • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.д.)

Ожидаемые результаты

Задачи Критерии Показатели  Способы проверки
 - формировать у учащихся способы адекватного взаимодействия друг с другом - наличие адекватного взаимодействия- умение общаться в коллективе - стремление к познанию, уважительное отношение к учебе - педагогическое наблюдение
- диагностика самоотношения Столина, Полентелеева
- дать знания о нравственных эталонах поведения - достаточный уровень сформированности нравственных качеств - дисциплинированность
- трудолюбие
- доброта, отзывчивость
- честность, правдивость
- педагогическое наблюдение-диагностика М.И. Шиловой
- развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы - правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения - наличие реальных позитивных жизненных целей - педагогическое наблюдение
- индивидуальное собеседования
- воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам - уверенность в своих силах, доброжелательность, умение сотрудничать - умение слушать и слышать собеседника - педагогическое наблюдение
- индивидуальные собеседования
 Воспитывать культуру коммуникации  - эффективно общаться-конструктивно разрешать ситуации  -уровень социализированности личности ребенка - методика изучения социализированности личности учащихся М.Н. Рожкова

Общая структура занятия включает следующие разделы

1. Организационный момент.

Приветствие – позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопринятия.

Разминка – настраивает участников на позитивную групповую деятельность, позволяет устанавливать контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять эмоциональное возбуждение. Разминка может проводиться и между отдельными упражнениями в случае, если возникает необходимость изменить эмоциональное состояние участников.

2. Основная часть.

Основная часть – представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков.

3. Заключительная часть.

Рефлексия занятия – предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что показалось самым важным, полезным и т.д.).

Программа рассчитана на занятия с детьми 14-16 лет в течение одного года. Занятия будут проходить 1 раз в неделю по 35-40 минут в классном кабинете, в комнате отдыха, на улице, в актовом и спортивном зале.

Для успешного проведения занятий необходимо участие психолога, социального педагога.

Тематический план

N Содержание разделов и тем теория практика всего часов
1 Нравственное сознание человека 4 часа 1 час 5 часов
1.1 Понятие « Добро и зло», «Милосердие и гуманность». 70% 30% 1
1.2 Долг – важнейшее качество человека. 70% 30% 1
1.3 Совесть – чувство ответственности перед самим собой. 100%   1
1.4 Честь и достоинство. 100%   1
1.5 Я в мире людей или живи в согласии с другими. 100%   1
2. Межличностные отношения.  2,5 часа  1,5 часа  4 часа
2.1 Понятия общения, межличностного отношения. 70% 30% 1
2.2 Виды и формы межличностных отношений. Необходимость межличностных отношений. 70% 30% 1
2.3 Общение в моей жизни. 70% 30% 1
2.4 Общение и уважение. 100%   1
3. Дружба как форма социальных отношений.  2,5 часа  0,5 часа 3 часа
3.1 Понятие дружба, бескорыстие, преданность, честность. 100%   1
3.2 Если хочешь иметь друга, научись дружить. 70% 30% 1
3.3 Что значит старый друг лучше новых двух. 100%   1
4. Проблема морального выбора.  3 часа  1 час  4 часа
4.1 Этапы и особенности морального выбора. 100%   1
4.2 Понятия конфликт, конфликтная ситуация. 70% 30% 1
4.3 Конфликт – неизбежность или… 100%   1
4.4 Пути выхода из конфликта. 70% 30% 1
  Всего часов  12 часов  4 часа  16 часов

Содержание программы

1. Раздел: «Нравственное сознание человека».

Теория: Понятия добро, зло, милосердие и гуманность, ознакомление с понятием долг, совесть, вина, стыд. Понятия честь и достоинство.

Практика: Упражнения «Клубочек», «Доброе животное», «Доверие».

2. Раздел: «Межличностные отношения».

Теория: Объяснения понятий «общение», содержание общения, функции и виды общения. Общение и уважение.

Практика: Тест-игра: «С тобой приятно общаться», упражнение «Я рад общаться с тобой», тренинг «Способы общения».

3. Раздел: «Дружба как форма нравственных отношений».

Теория: Понятия дружба, бескорыстие, преданность, честность, верность.

Практика: Упражнение «Закончи предложение», «Ищу друга», тест «Хороший ли ты друг?», тренинговые упражнения «Дружеское рукопожатие», «Улыбнись соседу».

4. Раздел: «Проблема морального выбора».

Теория: Понятия мораль, конфликт, конфликтная ситуация. Пути выхода из конфликта.

Практика: Игра «Толкалки без слов», Ситуация», упражнение «Шаг навстречу», тренинг «Ручеек жизни».