Конспект конкурса "Знатоки Приморья" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • Обобщать знания детей о малой родине (историческом прошлом, достопримечательностях, улицах города, полезных ископаемых).
  • Закреплять умение угадывать птиц по характерным признакам, передавать характер и образ животных с помощью мимики и жестов, различать по вкусу морепродукты и дикоросы Уссурийской тайги.
  • Развивать интерес к поэтическому слову, желание читать стихи поэтов родного города.
  • Способствовать развитию чувства сплочённости и сопереживания за своих товарищей по команде.
  • Воспитывать у детей любовь к родным местам, своему городу, краю.
  • Активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме "Моя малая родина".

Предварительная работа.

  • Проведение экскурсий в Государственный природный заповедник "Уссурийский" ДВО РАН им. В.Л.Комарова, в городской краеведческий музей, по историческим и культурным памятникам города.
  • Рассматривание гербариев "Растения нашего участка", "Растения луга, поля, леса", полезных ископаемых, иллюстраций из серии "Флора и фауна Приморья", "Улицы нашего города".
  • Чтение и заучивание стихотворений уссурийских поэтов.
  • Беседы с детьми о прошлом и настоящем города и края.
  • Разучивание краеведческих игр, песен об Уссурийске.
  • Изготовление теневого театра, макетов вулкана.

Материал.

  • Макет вулкана (сода, раствор лимонной кислоты) - 2 шт..
  • Набор полезных ископаемых - 2 шт. (по 6 полезных ископаемых в наборе).
  • Спортивный инвентарь (канат, 2 дуги, 2 гимнастические доски,2 рюкзака).
  • Теневой театр "Путешествие в далёкое прошлое Приморского края".
  • Набор фотографий с достопримечательностями города и их теневое изображения - 2 шт. (по 7 фото в наборе).
  • Конверты с фотографиями животных - 2 набора (тигр, олень, ёж, барсук, медведь, белка-летяга).
  • Морепродукты и дикоросы Уссурийской тайги (кальмар, папоротник, морская капуста, лимонник, бархат амурский, ядрышки кедровых орехов).
  • Диск с музыкальными произведениями Л.Бондарь.

Ведущий.

Приморье - уголок моей России
Тайга, луга с некошеной травой,
Мы в детстве вдохновенно грязь месили
На вымокшей дороге столбовой.
Прижмусь щекой к берёзке белоствольной,
В Приморье много радостных берёз,
Мне дышится спокойно и привольно,
И потому я не скрываю слёз.

Уважаемые гости, коллеги, дети, сегодня впервые в нашей музыкальной гостиной состоится конкурс на звание "Знатоки Приморья". Конкурс будет проходить между детьми старшего дошкольного возраста детских садов № 13 и № 36.

Итак, встречайте - команда детского сада №36 "Белогрудые мишки" и команда детского сада №13 "Веселые тигрята".

(под музыку входят дети, рассаживаются на свои места, ведущий представляет членов жюри).

Ведущий. Вчера между командами состоялась жеребьёвка, в результате которой первой все задания нашего конкурса будет выполнять команда "Белогрудые мишки".

Задание первое: командам предлагается поприветствовать друг друга так, чтобы все сидящие в зале поняли, что вы ребята, живёте в Приморском крае и вашей малой родиной является город Уссурийск.

(команды приветствуют друг друга)

Ведущий. В руках у меня городской справочник "Вдоль по улице", на второй и третьей странице этого журнала список улиц нашего города. Их очень много, некоторые названия улиц я узнала впервые. Второе задание - "Городская перекличка" - команды по очереди называют улицы нашего города. Выиграет та команда, которая больше назовёт улиц. Небольшое усложнение: команда "Весёлых тигрят" перечисляет улицы, названные в честь русских писателей и поэтов, а команда "Белогрудых мишек" - улицы, названия которых связаны с природой.

Ведущий. Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете названия городских улиц. И я думаю, что наши гости многие улицы и переулки открыли для себя сегодня впервые. Наш конкурс "Знатоки Приморья" продолжается.

Как известно Приморский край - это богатая, кладовая самых различных полезных ископаемых. И вы ребята знаете, что многие полезные ископаемые образовались в результате извержения вулканов. У нас в районе станции Барановский находится спящий вулкан. И следующее задание "Разбуди вулкан". Это задание будут выполнять капитаны команд. Пожалуйста, капитаны, займите свои места. Обратите внимание, что на столе перед вами всё необходимое, чтобы "разбудить" вулкан.

(под музыкальное сопровождение капитаны выполняют задание)

Ведущий. Все видели, чей вулкан "проснулся" быстрее и сейчас вопросы капитанам: "Как называется углубление на вершине вулкана? (кратер) Что за жидкость извергается из кратера вулкана? (лава)".

Ведущий. Я бы хотела узнать у наших болельщиков, как называется профессия, люди которые ищут полезные ископаемые? (геологи). И следующее задание "Юный геолог": необходимо отобрать и назвать те полезные ископаемые, которые добывают в нашем Уссурийском районе.

(от каждой команды приглашается по одному участнику, под музыкальное сопровождение дети выполняют задание)

Ведущий. Ребята, когда вы станете взрослыми, возможно, кто-то из вас выберет профессию геолога. А эта профессия требует смелости, выносливости, ловкости. Предлагаю провести спортивную эстафету между командами.

(условия эстафеты: собрать рюкзак, надеть его, пробежать по мостику, перепрыгнуть на двух ногах через препятствия, передать рюкзак следующему игроку)

Ведущий. Молодцы, ребята, вы все проявили ловкость и смелость.

(слово предоставляется жюри)

Ведущий.

На Уссурийских улицах весна,
Но заключённая в огранке парка,
Бессмертием к земле пригвождена
Бохайская загадка - черепаха.
То сон, иль явь, из тьмы: огонь горит,
Веков громады гложет языками.
Бохайский царь - как истукан сидит
И косит в мою сторону глазами.

Мы приглашаем всех совершить путешествие в прошлое Приморского края.

(показ теневого театра "Путешествие в далекое прошлое Приморского края)

Ведущий. Вот мы и побывали в далеком прошлом нашего края.

А сейчас игра со зрителями "Историческая викторина".

За правильный ответ участники викторины награждаются орденом "Умник Приморского края".

Как называется сопка, на которой оставил свои следы древний человек? (Хенина сопка)

Назовите первое государство Приморья. (Бохай)

Чем славился центр Бохайского округа Шуайбинь? (Шуайбинь славился своими лошадьми)

Как назывались кочевники, под ударами которых пало Бохайское государство? (Кидани)

Какие племена не покорились кочевникам - киданям? (племена чжурчженей)

Назовите самые известные памятники "Золотой империи" (каменные черепахи)

Где сейчас находятся каменные черепахи? (одна в Хабаровском краеведческом музее, другая - в городском парке г.Уссурийска).

Ведущий. Наши зрители показали превосходные знания по истории Приморского края. Их можно смело отправлять на передачу "Умники и умницы". А мы продолжаем наш конкурс "Знатоки Приморья". Следующее задание - "Угадай по тени" - командам предлагаю пройти к столам и каждому участнику взять по одной фотографии.

(под музыкальное сопровождение дети рассматривают фотографии)

Ведущий. Ребята, на ваших фотографиях изображены достопримечательности нашего города. Сейчас на экране теневого театра вы увидите их теневое изображение. А так как наборы фотографий у команд одинаковые, то больше очков заработает та команда, чьи игроки первыми правильно назовут показанную достопримечательность. Внимание на экран!

(в теневом театре зажигается свет, идёт показ теневых изображений достопримечательностей города)

Ведущий. Молодцы ребята! Вы не только знаете достопримечательности города, но и умеете соотносить их теневое изображение с оригиналом.

Ведущий. А сейчас мы переходим к пантомиме.

"Мы движенья обыграем,
Что за звери угадаем!"

Для выполнения задания от каждой команды приглашаю по два участника. Каждый участник выбирает конверт, в конверте фотография животного. Под музыку, с помощью мимики и жестов, постарайтесь передать образ своего животного, его характер. А команда соперников будет угадывать это животное.

(дети под музыкальное сопровождение по очереди изображают животных - команда соперников угадывает)

Ведущий. Предлагаю провести игровую разминку "Что за зверь?".

(зрители и участники конкурса изображают животных Уссурийской тайги)

Ведущий. А сейчас будет вкусное задание. Оно так и называется - "Определи по вкусу".

Для выполнения этого задания от каждой команды приглашаю по три участника.

(играющим завязывают глаза и по вкусу дети определяют, что им дали попробовать)

Ведущий. Я думаю, со мной согласятся все присутствующие, что без птиц самый красивый уголок природы был бы мёртв. Они лучшее украшение лесов, парков, садов. А как хорошо вы, ребята, знаете птиц, покажет следующий конкурс - "Птичья угадай-ка".

(команды по очереди загадывают загадки про птиц)

Ведущий. Молодцы, ребята, вы знаете очень много загадок про птиц. Ни на одной из территорий великой России не встретишь такого разнообразия птиц, как у нас в Приморье.

Ведущий. Наша малая родина воспета в стихах и песнях уссурийских поэтов: Людмилы Бондарь, Алевтины Солдатовой, Нины Исаковой, Светланы Шевцовой и других. Все они приоткрыли нам своё сердце. Переходим к "Литературной разминке".

(команды по очереди читают отрывки из стихотворений уссурийских поэтов, в которых встречаются названия нашего города, его улиц и достопримечательностей)

Ведущий. Ребята, вы прекрасно справились с заданием. И показали нам, что в стихотворных строчках уссурийских поэтов отражается жизнь нашего города.

Наш конкурс "Знатоки Приморья" подошёл к концу и пока жюри подводит итоги, предлагаю исполнить песню "Уссурийский вальс" на стихи и музыку Л. Бондарь.

(слово для подведения итогов и вручения дипломов "Знатоки Приморья" предоставляется жюри)