Цель: заинтересовать ребят бисероплетением, и выявить их творческий потенциал.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения и развития бисероплетения.
- Развивать воображение, коммуникативные качества.
- Научить и закрепить на практике приёмы петельного плетения.
Инструменты и материалы: бусы, бисер, рубка, стеклярус, стразы, проволока, ножницы, технологические карты, бумага в клетку, фломастеры, магнитофон, мультимедиапроектор, авторские стихи педагога.
Ход занятий
Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Расскажу вам легенду старинную
Не короткую, да и не длинную.
А такую как раз, как от меня до вас!
Рукодельница нас в гости ждёт,
А путь не близок, далёк:
Садимся с вами в чудо-сани и отправляемся за чудесами:
Жемчуга немного соберём и Рукодельнице в подарок принесём.
Тренинг на знакомство.
Педагог: Перед тем, как в путь идти, надо каждому своё имя произнести.
(Проговаривают свои имена, заполняют карточки, прикрепляют к одежде)
Историческая справка.
Педагог:
Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Мотор заводим - топаем ногами,
Я руку поднимаю - тормозят сани.
(Звучит арабская музыка)
- Как вы думаете, в какую страну мы попали? Что здесь делают?
- Раз жемчуг собираем, значит, попали в страну: "Бисероплетения". Встречает нас с вами Египетский фараон Тутанхамон.(На экране - образ Тутанхамона )
Тутанхамон: А из чего плетут ожерелья? (бусы, бисер, рубка, стеклярус, стразы).
Тутанхамон: А как вы думаете, из чего их делают? (из камня, стекла, зубов зверя, перьев птиц, кожи, дерева :).
Тутанхамон: Какие ещё материалы и инструменты используют для бисероплетения? (проволоку, леску, нитки, иголки, ножницы).
Педагог: Фараон Тутанхамон хочет рассказать вам, как появилось стекло.
Звучит магнитофонная запись легенды
Однажды, в очень далёкие времена (4 в. до н.э.), финикийские купцы везли по Средиземному морю груз - природную соду, добытую в Африке. На ночлег они остановились на песчаном берегу. Развели костёр, обложили его большими кусками соды и стали готовить себе пищу. Утром, разгребая золу, купцы нашли чудесный слиток, который был твёрд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло. И с этого момента зародилось стеклоделие.
Египетские мастера первые стали изготавливать, сначала стеклянные бусы, а затем и "бусер" (по-арабски - "фальшивый жемчуг"), но только сейчас вы его называете бисером.
Педагог: Садимся в сани, держимся друг за друга руками, завели мотор (топот ногами)
Дни идут за днями,
Часы бегут за часами,
Века летят стрелой,
Тормози! Стой!
(звучит музыка клавесина, на экране женщина в венецианской карнавальной маске).
Педагог: Как вы думаете куда мы попали?...Правильно - в Венецию!
Звучит магнитофонная запись
Венецианское стекло всегда ценилось высоко.
С 9 по 15 века Венеция соперниц не имела, наверняка.
Остров Мурано - центр производства,
Доход колоссальный стране приносил.
Америка, Африка, Европа - огромные деньги в казну положили.
Мастера-стеклоделы давали клятву секретов своих не выдавать,
А кто нарушал клятву, тому смерти не миновать.
Бисер использовали как разменную монету,
Обменивали на золото, пряности и шелка.
Но в 15 веке соперница Чехия (Богемия) голову подняла.
Педагог: Ребята, а вы знаете как надо работать с ножницами и с иголками?
Правила техники безопасности при работе с иголкой:
1. Игла должна находится в игольнице.
2. Проверять количество игл перед работой и после работы. Обязательно найти недостающие иглы.
3. Иглы не бросать без нитей, не втыкать в одежду, не брать в рот.
4. Запрещается работать ржавыми иголками.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Хранить ножницы в определённом месте.
2. Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
3. Не играй ножницами во избежание ранения себя и товарища.
(Педагог вручает детям бусы, проволоку)
Педагог:
Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Завели мотор.
Едим в гости к Маше Разноцветовой.
Тормози! Приехали!
(Звучит русская плясовая - на экране девушка с лентой в косе, магнитофонная запись)
Не обойдён вниманием бисер и на Руси. Первые сведения об его использовании в декорировании одежды относятся к 9-12 векам. В период татаро-монгольского нашествия производство стекла на Руси было прервано и только в 16 веке началось его возрождение. Но бисер на Руси ещё производить не умели.
В 1754г. в Усть-Рудицах М.В.Ломоносов организовал фабрику по изготовлению смальт, бус и других стеклянных поделок, но после смерти Ломоносова в 1766г. фабрику закрыли и мастера бисероплетения использовали привозной бисер.
В наши дни интерес к бисеру вновь возрос и Рукодельница обязательно научит вас этому увлекательному ремеслу.
Практическая работа.
Задание 1: Составить рисунок своего браслета, если учитывать, что клеточка это бисеринка.
(отдаёт бисер или бусы).
Педагог:
Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Завели мотор!
Тормози! Стой!
Мастеровые! Девчата, право, удалые.
Зайдите в мастерскую, говорят.
И подарок Рукодельнице приготовить велят.
Педагог: Для браслета маловато?
- Да!
Педагог: Сделаем дерево дружбы тогда!
Педагог:
Садимся в сани,
Держимся друг за друга руками,
Завели мотор! Едим в гости к Рукодельнице!
Тормози! Стой!
Рукодельница вас встречает! (Педагог одевает кокошник и превращается в Рукодельницу)
Рукодельница: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Рукодельница: Вы в гости ко мне пришли?
Дети: Да!
Рукодельница: И что с собой принесли?
Дети: Подарок! (дарят дерево дружбы)
Рукодельница: Молодцы, вы это дерево сами сделали?
Дети: Да!
Рукодельница: Неужели все вместе!?
Дети: Все вместе.
Рукодельница: Ну, тогда принимаю вас в мастеровые на обучение не менее 3-х лет. А кто захочет, может учиться и больше.
Рукодельница: Как настроение? Не устали? Пора возвращаться домой. Садимся в чудо-сани, держимся друг за друга руками, заводи мотор! Миг! И мы дома!
Рукодельница снимает кокошник и превращается в Педагога
Подведение итогов.
Анкетирование.
1. Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?
2. Придешь ли ты на следующее занятие?
3. Приведёшь подругу или друга с собой?
Педагог: Досвидания, ребята! С нетерпением жду вас на следующем занятии.
Литература
- Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. - М.: ООО изд-во Яуза, ЗАО Изд-во ЭСКМО - Пресс, 1999.
- Сколотнева Е.И. Бисероплетение. - СПб: ООО "Динамит", ООО "Золотой век", 1999.